Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Тезикова Светлана Александровна

Опыт работы воспитателя ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы

воспитателя  

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

 обособленного подразделения

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия

Тезиковой Светланы Александровны.

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края».

                                    Актуальность  опыта.

Экологическая проблематика в мире вызывает беспокойство. Недостаточная экологическая осведомленность и отсутствие экологического самосознания у людей являются главными причинами нарушения экологического равновесия. Современная система образования ставит перед собой задачу развития экологической культуры. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает важность формирования у детей осознанного восприятия окружающего мира, умения видеть взаимосвязь между природными явлениями и своей собственной жизнью.

Важно понимать, что воспитание в области экологии начинается с самого раннего возраста, когда дети еще ходят в детский сад. Необходимо начинать этот процесс с изучения местной природы и окружающей среды, где живет каждый ребенок. В нашей республике, где мы живем и воспитываем наших детей, есть уникальная природа, которая не только позволяет нам увлекательно познакомить детей с ней, но и научить их уважению, любви, состраданию и трудолюбию. На территории нашей республики обитает множество редких видов растений и животных, которые внесены в Красную книгу не только Мордовии, но и всей России.

Для обеспечения всестороннего развития детей, известные учителя всех эпох подчеркивали значение общения с природой. Они верили, что это способствует нравственному, физическому и духовному росту. Особое внимание уделялось формированию в детях любви к окружающей природе и заботливого отношения к живым существам. Прогулки и игры на свежем воздухе помогают укрепить мышцы и нервную систему. Одной из основных целей духовного воспитания детей при знакомстве с природой является обучение знаниям о неживой природе, растениях, животных и взаимосвязям между ними. Благодаря творческим работам, дети с удовольствием передают образы природы, развивая свои чувства, эмоции и впечатления.

Поэтому считаю необходимым обратить внимание детей на природу своего родного края, познакомить детей с животными и растениями Мордовии с их средой обитания, особенностями и внешним видом, а также привести к пониманию, что природа и ее обитатели - живая часть мира, поэтому их нужно любить, беречь, сопереживать.

Все это показывает актуальность исследования.

                                   Основная идея опыта.

Основная идея моего опыта - организация систематической и целенаправленной  работы по экологическому воспитанию детей группы.

Эффективность знакомства  детей с природой возможно, если не только знакомить детей с представителями флоры и фауны, но и с ее  тайнами, вместе разгадывать их, чтобы дети могли видеть интересное в жизни растений и животных, научить их наслаждаться природой: запах трав, красота цветка, пейзажи его родных мест. Через восприятие природы детьми  развить такие нравственные качества, как радость, чуткое и внимательное отношение ко всем живым существам. Ребенок, который любит природу, не собирает бездумно цветы, портит гнезда, оскорбляет животных, старается защитить природу. Эта любовь должна быть эффективной, а ребенок всегда активен, нужно только направлять его деятельность. Основным средством познания природы является наблюдение, под руководством  воспитателя.

                           Теоретическая база опыта.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали большое значение общению детей с природой. Они рассматривали это как средство всестороннего  развития. Природа окружает ребенка с раннего возраста. И. Г. Песталоцци отмечал, что это источник, через который ум переходит от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо ввести ребенка во все многообразие окружающей его природы».

К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские учителя обращали внимание на необходимость как можно раньше открыть ребенку книгу природы, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы»(В. А. Сухомлинский).  В. А. Сухомлинский также писал, что человек становится человеком только тогда, когда  он увидел красоту вечерней зари  и облачков, плывущих в голубом небе,  услышал пение соловья  и пережил восхищение красотой природы. Таким образом,  впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю свою жизнь.

Многие учёные - педагоги: С.А.Веретенникова, М.В. Лучич, А.В. Запорожец, Т.М. Бондаренко, Н.Ф. Виноградова, С. Николаева и др. утверждают, что каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Авторами программы «Детство» показано, что познавательные возможности детей в мире природы велики. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Одна из главных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине. Это первая заповедь нашего общества. Воспитывать любовь к родной природе - значит воспитывать любовь к Родине.

Известный советский психолог Н. Н. Моисеев писал: «Экологическое воспитание и образование превращается в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом, а воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества».
           

Таким образом, проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является важной составной частью теории дошкольного воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

Из исследований педагогов можно сделать вывод, что приобретённые

знания и умения при знакомстве с окружающей природой, помогут детям лучше понять многие науки в школе, в жизни. Для этого надо делать всё возможное, подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать детей впечатлениями.

 

                                          Новизна опыта.

Новизну своей работы я определяю следующими особенностями:

  • наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы и др.), я использовала и инновационные формы и методы (диалоги с природой, проектно-исследовательская деятельность, мультимедийные презентации, акции)
  • основу работы по ознакомлению воспитанников с природой составляет деятельностный подход: наблюдения, эксперименты,  труд в природе, исследования  и т.д.
  • эффективность работы по ознакомлению и приобщению к природе дошкольников  заключена в непосредственной близости именно  природы  родного края.

                                               Технология опыта.

Теоретическая значимость опыта состоит в:

-  обобщении имеющихся в отечественной и зарубежной педагогике взглядов на экологическое воспитание детей дошкольного возраста;

- конкретизации направления работы по ознакомлению детей с природой Республики Мордовия.

Практическая значимость опыта  заключается в: разработке плана, подборе разнообразных форм, методов для  всестороннего  ознакомления с природой мордовского края  и экологического воспитания детей.  

Первым этапом моей работы стало выявления уровня экологического развития детей, для этого была проведена диагностика.

Работу по данному направлению я начала с детьми средней группы. В свободной игровой деятельности я определила уровень развития каждого ребенка. В итоге я сделала вывод, что дети моей группы обладают низким уровнем экологического развития. Дети лучше знают представителей животного и растительного мира других природных зон лучше, чем представителей природы своего родного края. Воспитанники имеют небольшой запас  знаний о природе, они не всегда могут правильно назвать птиц, деревья, животных, не имеют достаточных знаний о правилах поведения в природе. Поэтому, я решила, что необходимо  привлечь внимание детей к природе своего родного края, познакомить детей с животными и растениями Мордовии, с их средой обитания, особенностями внешнего вида, а также  подвести их к пониманию, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, поэтому их нужно любить, беречь, сопереживать. Данные результаты позволили мне эффективно построить мою работу с детьми.

Следующим шагом было определение последовательности действий для достижения цели, а именно:

1) Изучение научно-методической литературы по теме.

2) Разработка и составление плана по ознакомлению дошкольников с природой родного края, разработка конспектов образовательной деятельности, проектов по теме

3) Создание развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми дошкольного возраста;

4) Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства

        Целью моей работы является - познавательное развитие дошкольников на основе ознакомления с природой родного края.

Задачи:

  •  научить детей любить и беречь природу, наслаждаться её красотой;
  •  любить родные места, свою Родину;
  •  расширять кругозор каждого ребёнка на базе окружающей природы;
  •  создавать условия для познавательной активности в мире природы;
  •  формировать основы бережного отношения к окружающей природе.

Мною были отобраны следующие методы работы:

  • словесные (тематические рассказы, беседы,  чтение художественной литературы, консультации и пр.)
  • наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).
  • игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).
  • практические (эксперименты, опыты, проекты, творческая деятельность).

Мной была проведена   большая работа по экологическому воспитанию детей посредством знакомства с природой родного края.

В начале создана структура организованных наблюдений и экологических занятий. Материал проекта был распределен с учетом сезонов для изучения объектов в их естественной среде. Наблюдения за бабочками наилучше проводить весной, а овощи рекомендуется изучать осенью. Материал представлен последовательно, начиная с простых и понятных концепций для детей, и переходя к более сложным. На занятиях дети знакомятся как с живой природой - животными, растениями, рыбами, птицами, насекомыми, грибами, так и с неживой - почвой, водой, солнцем.

Познакомившись с уходом за комнатными растениями и выращиванием огорода на окне, дети узнают о требованиях для роста и развития растений. Они различают между живыми и неживыми объектами природы, изучают образ жизни животных, их место обитания, способы передвижения, питание и добычу корма. Дети знакомятся с частями тела животных и их характеристиками, а также учатся устанавливать связь между сезонными изменениями и приспособлениями растений и животных. В работе с малышами мы часто сталкиваемся с отсутствием необходимой информации и визуальных материалов.

Поэтому было необходимо часто применять мультимедийные презентации. Детям, в отличие от взрослых, нужно видеть, слышать, трогать и взаимодействовать с объектом, чтобы понять смысл информации. Поэтому использовался разнообразный материал для знакомства детей с природой: фотографии, дидактические картинки, видеофильмы, репродукции художественных картин, звукозаписи (включая голоса птиц, млекопитающих, шумы леса, дождя, ветра, прибоя). Для детей лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - вот их основной принцип. Важно, чтобы они могли воспринимать информацию через все ощущения.

В ходе проведения сезонных прогулок, я активизирую детей, делая их главными участниками, а не просто зрителями. С особым вниманием мы отмечаем сезонные изменения природы и наслаждаемся ее красотой вокруг нас. Во время наблюдений я стараюсь стимулировать каждого ребенка выражать свои чувства и мнения (нравится, не нравится, и почему?). Мы изучаем различные виды растений - как дикие, так и культивируемые: деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старые пни, муравейники и многое другое.

Важно, чтобы дети знакомились с различными элементами природы во время прогулок. Песок, земля, снег, лед, вода - все это можно изучать, наблюдая за ними и проводя время на свежем воздухе. Обычные прогулки можно использовать как инструмент общения с природой и для укрепления здоровья детей. Разные сезоны года позволяют изучать одни и те же объекты многократно.

Создание предметно-развивающей среды в группе позволяет детям закреплять знания, полученные в процессе работы над опытами. В специальном уголке у детей есть возможность играть в настольно-печатные и дидактические игры, изучать дидактические карточки, читать книги и рассматривать фотоальбомы с произведениями художественной литературы.

Для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам,

сенсорных навыков использую различные экологические коллекции:

семена, имеющие «крылышки» разной формы (липа, ясень, клён, сосна ...);

семена с «парашютами» (одуванчик, осот ...)

«орехов» (жёлудь, каштан, лесной орех...);

ягод и их косточек (шиповника, вишни, арбуза, сливы...);

бобовых (горох, фасоль, мышиный горошек....);

природные камни (гранит, мел, кремень...);

искусственные камешки (кусочек кирпича, асфальта, керамзит);

коллекции ракушек;

коллекции сухих листьев;

коллекции песка, глины, почвы.

Успешным фактором для эффективного формирования экологической культуры детей имеет проектная деятельность. Мои воспитанники активно и с большим удовольствием участвовали в таких проектах как «Бродит осень по дорожкам», «Огород на окне», «Воздух», «Вода», «Красная книга Мордовии». Данные проекты помогли детям  понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; познакомились с  экологически грамотным, безопасным для природы и здоровья человека поведением. Данные экологические проекты имеют интегрированный подход, поэтому в  ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с      литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Актуальной  формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, дошкольники и их родители. С детьми группы мы провели акции: «Зимняя столовая» и «Живая елочка – зеленая иголочка». Предновогодняя акция «Живая елочка – зеленая иголочка»  позволила привлечь  внимание дошкольников, их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников и сформировать у них активную позицию по вопросам защиты окружающей среды. Особое значение мы с детьми придали  организации зимнего кормления птиц. Кормушки  у нас самой  разнообразной конструкции, все их  сделали воспитанники со своими родителями. Кормушки развешиваем на участке. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию, что человек, кормящий птиц зимой, спасает их от смерти.

На территории детского сада организован цветник, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся ухаживать за ними, приобретают первые навыки и знания ухода за растениями, при этом трудовая деятельность детей всегда содержит элементы игры, подражания взрослой жизни. В процессе труда в природе  дети подчиняют свою деятельность, свои желания определенным социальным мотивам, учатся  понимать, что их труд приносит пользу людям и  сохраняет растения и животных.

Наряду с традиционными формами и методами формирования экологической культуры использовала и инновационные формы  работы.

Интересным оказался такой игровой прием как получение писем-жалоб от жителей леса, водоема и т.п. Такие письма дают возможность детям  думать над содержанием, обговаривать различные экологические ситуации, решают как можно решить проблему, помочь тому или иному организму, сохранить и защитить природу своего края и всей планеты. При написании писем  я использовала символы и мнемотаблицы.

Еще один инновационный метод - это диалоги с природой. Диалоги с природой ориентированы на развитие эмоциональной сферы у детей.  Посредством отождествления, «превращения» себя в какой-либо  природный объект или явление, ребенок начинает с уважением и сочувствием к нему относиться. Например, играя в "Я - облако...", "Я-цветок..."", "Я- рыбка…" к детям приходит понимание, что вся окружающая среда живая, она может  страдать.

Большую роль в знакомстве с природой родного края отвела экологическим играм. Посредсвом игр дети знакомятся  с растениями и животными, узнают их многоообразие, упражняются в правилах поведения в природе.  

Я использовала  несколько видов экологических игр:

1. Ролевая игра (творческая игра).

Эти игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, с помощью игры «Семья", можно смоделировать ситуацию из чего варить суп, компот, где и какие  вырастить овощи, фрукты. В игре «Поездка в лес"  может решить тоже различные задачи: формирование знаний о том кто живет , что растет в лесу, а также закрепление правил безопасного поведения в  лесу (не рвать неизвестные  травы, цветы, ягоды и грибы, не брать на руки животных, не уходить от взрослых).

2. Соревновательные экологические игры(викторины, квест- игры).

Такие игры активизируют детей в приобретении и закреплении своих знаний, умений и навыков. В таких  играх дети  учатся логически мыслить, быстро принимать решения.  А так же развивают ловкость и быстроту реакции.

3. Дидактические игры.

Это большая группа, которая включает в себя речевые, познавательные, математические и др. виды игр. ( « Кто как кричит?», « Назови 5… (кустарников, зимующих птиц)», «Зима- не зима», «Угадай по описанию») Например: "Кто, где  живет?", дети  должны правильно определить место обитания, животных, птиц, растений, и аргументировать свой выбор. В таких играх дети учатся  классифицировать животных, птиц, растений по заданному признаку. Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. 

4. Игра с природными материалами.

Дети очень любят эти игры, потому что они напрямую связаны с природой. Они сами участвуют в сборе  материалов, не вредя природе, учатся  использовать его на практике. Кроме того, дети любят играть с песком, водой, определить их свойства,  качество ее материалов, проводя опыты.

Также при ознакомлении с природой родного края, детей знакомила с множеством произведений художественной литературы (в т.ч. произведения мордовских писателей), которая  помогает обогатить представления об окружающем мире. Большое внимание уделялось разгадыванию и составлению загадок  о птицах, животных, растениях, временах года, заучиванию пословиц и народных примет. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках воспитывает у детей интерес к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать и  в постановке экологических спектаклей (например, по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка»). Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической компетентности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение  последних  в области охраны окружающей среды. Для этого я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, давала рекомендации, где и как наблюдать за  природой с детьми. Родители прислушиваются к моим рекомендациям и выполняют все мои пожелания. Например, родители участвовали в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми зимой развешиваем на территории прогулочного участка.  Родители также участвуют в весенне-осенних работах на цветнике, помогают в изготовлении пособий и атрибутов. Вместе с детьми они участвовали в конкурсе поделок из природных материалов. 

Результативность опыта

В начале работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня экологических знаний детей. При проведении диагностики было выявлено, что уровень экологического развития находится на низком и среднем уровне, что отраженно в таблице.

Уровень

Знания о

животных,

птицах и

насекомых

Знания о

растительном

мире

Знания о

неживой

природе

Знания о

временах

года и сезонных изменениях

Отношение

к миру

природы

сент.

май

сент.

май

сент.

май

сент.

май

сент.

май

высокий

11%

61%

5%

55%

0%

39%

11%

62%

16%

78%

средний

54%

28%

40%

34%

50%

50%

55%

33%

50%

17%

низкий

33%

11%

55%

11%

50%

11%

44%

5%

44%

5%

Благодаря систематическому использованию разнообразных методов формирования экологических знаний были достигнуты следующие цели:

-  интерес к изучению окружающего мира возник у детей;

- дети научились внимательно слушать своих воспитателей и сверстников, умело отвечать на сложные вопросы, аргументировать свои мысли;

- проведение наблюдений, экспериментов и практических работ способствовало углублению знаний о местной природе, формированию ключевых понятий, развитию умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, находить связь между целым и его частями, описывать объекты;

- в окружающей среде они успешно ориентируются, следуя установленным нормам поведения;

- постоянно заботятся о том, чтобы избежать негативных ситуаций, как для себя, так и для своих друзей.

Считаю, что мой педагогический опыт может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.

Приложение.

Материалы по теме своего опыта я размещаю на персональном сайте https://nsportal.ru/tezikova

                                           Список литературы

1. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

2.  Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации: для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М - во образования Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001.

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, 2004.

4. «Все о Мордовии» Энциклопедический справочник. Саранск, 2005 г.

5. Голубчик М. М. География моей республики. Саранск, 1990 г.

6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

7. Красная книга Республики Мордовия. В 2-х томах/ Сост. В.И. Астрадамов. Саранск,  2005.

8. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.  М., 1989.

9. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2008.

10. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. М., 2003 г.

11. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002

12. Николаева С.Н.  Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений.  М., 1993

13. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:  Гном, 2003.

14. Николаева С.Н Юный эколог.  Изд. М.: «Мозаика-синтез», 2011

15. Павлова Л.Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002

16. Ручин А. Б. Природа мордовского края, С, 2007 г.

17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

Материал представлен как методические рекомендации воспитателям, родителям по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообр...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любви к своему краю, его истории. Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и си...

Опыт работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры....

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....