Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
статья
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент
в системе работы
педагога ДОУ
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».
В ФГОС ДО отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре и истории родного края может быть представлена следующим образом:
Блок «Вместе дружная семья» призван помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней своего рода в разных поколениях; расширять знания об окружающем мире; воспитывать бережное отношение к живой природе и уважительное отношение к труду взрослых.
Блок «Моя малая Родина» предполагает работу с детьми по ознакомлению с родным краем. Дети получают знания о природе и животном мире края, о заповедных местах, героическом прошлом родного города, знакомятся с гербом и другими символами города Наличие памятников архитектуры, достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое города. Развитие народных промыслов также уходят своими корнями вглубь истории. Дети знакомятся с традиционно-кустарным искусством области: для конкретной области это свои промыслы. На занятии дети получают информацию и о людях, которые прославили родной край, знакомятся с их родословной.
Блок «Широка страна моя родная» - самый объемный раздел, который предполагает, что ребенок, владея определенными знаниями о родном крае, стране, знакомится с истоками зарождения нашей прародины — Древней Руси, с ее бытом, укладом жизни, национальной самобытностью русского языка, традиционными ценностями, народным календарем. Впечатления о полученных знаниях дети отражают в художественно — продуктивной деятельности.
в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Образовательная область | задачи
|
социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном городе в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям города, малой родины , стремление сохранять национальные ценности. |
Познавательное развитие | Приобщать детей к истории Санкт-Петербурга Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой |
Речевое развитие | Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой города |
художественно-эстетическое развитие | Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
физическое развитие | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы русских народных игр. |
Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание пат...

"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание пат...
Зачетная работа по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема: Интеграция образовательной области «ТРУД» с другими образовательными областями
Зачетная работапо блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Тема: Интеграция образовательной ...
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования». ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования». ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: Интеграция образовательной ...
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовател...
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТАпо блоку: «Модернизация региональной системы образования» ЦЕЛЕВОЙ ПРОЕКТ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: Интеграция образовательной области «Познание» с дру...
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...