Перспективное планирование изобразительной деятельности в средней группе с детьми ТНР
методическая разработка (средняя группа)
В перспективном планировании изобразительной деятельности в средней группе с детьми ТНР представлено планирование по лексическим темам на учебный год с пояснительной запиской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnaya_deyatelnost_detey_srednego_vozrasta.docx | 54.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по образовательной области «Художественно-эстетическому развитию»
средняя группа – ТНР
(с 4-х до 5-и лет)
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. С помощью изобразительной деятельности у дошкольников происходит развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Изо-деятельность способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса, развитию сенсорики, что положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественноизобразительного творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
Планируя и организуя деятельность, воспитатель должен учитывать возможности детей и сформированные умения по изобразительной деятельности и развитию речи. От этого зависит:
- Самостоятельность детей при обследовании предметов (педагог задаёт конкретный вопрос «На что по форме похож…?» или ставит вопрос более общего плана «Расскажи о крыше дома: какой формы, где расположена, какого цвета, какого цвета ещё может быть?»).
- Полнота показа (полный или частичный) и возможность привлечения к показу детей.
- Привлечение детей к анализу («Покажите рисунок, на котором нарисовано высокое (низкое) дерево, или расскажите о понравившейся работе (о своём рисунке)»).
Педагог, включая упражнения по лексической теме, консультируется с учителем-логопедом и при необходимости вносит корректировку в организацию работы по использованию игровых упражнений с целью закрепления изученного материала.
Каждой непосредственно-организационной работе предшествует предварительная работа по лексическим темам; различают, называют, рассматривают окружающие предметы, обстановку, картинки и фотографии, соответствующей тематики; разучивают логоритмические упражнения, рекомендуемые, например, Нищевой Н. и учителем-логопедом.
Приёмы работы, используемые во время НОД: рассматривание образца, показ взрослого, объяснение способов выполнения действия, самостоятельное выполнение действий детьми, указания, приём пассивных действий, помощь, рассматривание детских работ, вопросы, напоминание, совет, поощрение, художественное слово, логоритмика, игровые упражнения, показ картинок, иллюстраций, репродукций картин художников и т.п..
Необходимый материал по изобразительной деятельности: демонстрационный материал (образец, материал для показа взрослым); раздаточный материал
- Рисование: гуашь, цветные карандаши, цветные восковые мелки, лист бумаги, кисть и подставка для неё, баночка с водой, салфетка;
- Лепка: пластилин, стека, дощечка для лепки, салфетка;
- Аппликация: цветная бумага, лист бумаги или картон, ножницы, клей, клеёнка, салфетка.
Основными задачами образовательной деятельности с детьми с ТНР являются создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества и творчества родного края;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
- продолжать знакомить с произведениями уральского декоративно-прикладного искусства.
- знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем (избой), обращая внимание на некоторые их художественные особенности (форма, цвет, ритм). Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления в изобразительной деятельности (рисование, лепка)
Рисование
Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать умение располагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение частей, соотнеся их по величине; изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы. Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках, развивать умение использовать их в рисовании. Знакомить с декоративными композициями по мотивам дымковских и филимоновских узоров. Обучать созданию узоров в стиле этих росписей.
Аппликация
Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, совершать разные виды прямых разрезов, вырезать круглые формы из квадрата, навыки аккуратного наклеивания деталей. Совершенствовать технику вырезывания силуэтным симметричным способом, умения производить на глаз криволинейные разрезы.
Лепка
Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из пластилина, глины, соленого теста, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки
Усложнение технических умений при прохождении программного материала по кварталам
Квартал | Рисование | Лепка | Аппликация |
1 кв. | Сентябрь – мониторинг. Октябрь – 1н.- Осень на Урале. Деревья. 2н.- Огород. Овощи, выращиваемые на Урале. 3н.- Сад. Фрукты, выращиваемые на Урале. 4н.- Леса Урала. Грибы, ягоды. Ноябрь – 1н.- Игрушки. 2н.- Одежда. 3н.- Обувь. 4н.- Мебель. | ||
Закреплять умение рисовать предметы из прямых линий в разных направлениях, предметы круглой и квадратной формы. Формировать умение рисовать предметы овальной формы, закрашивать изображения карандашом. | Формировать умение оттягивать детали от кома пластилина, лепить предметы в форме шара и овоида, лепить предметы конусообразной формы путём вытягивания одной из сторон пальцами. | Формировать умение правильно держать ножницы и действовать с ними, резать поперёк узкие полоски, затем широкие полоски, получая новую форму – квадрат, прямоугольник, составлять из них знакомые предметы, с помощью узких полосок – изображение окружающих предметов. | |
2 кв. | Декабрь – 1н.- Посуда. 2н.- Зима на Урале. 3н.- Зимующие птицы на Урале. 4н.- Новый год. Январь – 1н.- каникулы. 2н.- Домашние птицы. 3н.- Домашние птицы и их детёныши. 4н.- Дикие животные и их детёныши Урала. Февраль – 1н.- Продавец. 2н.- Почтальон. 3н.- Транспорт. 4н.- Профессии на транспорте. | ||
Формировать умение рисовать предметы треугольной формы. | Формировать умение лепить предметы в форме овоида и конуса путём вдавливания кома пластилина для получения полой формы. Формировать умение использовать стеку для передачи выразительности образа. | Формировать умение резать квадраты и прямоугольник по диагонали, делать косые срезы. | |
3 кв. | Март – 1н.- Мамин праздник. 2н.- Весна на Урале. 3н.- Первые весенние цветы на Урале. 4н. – Цветущие комнатные растения. Апрель – 1н.- Дикие животные весной на Урале. 2н.- Домашние животные весной. 3н.- Птицы прилетели на Урале. 4н.- Цветущие комнатные растения. Май – 1н.- Рыбки в аквариуме. 2н.- Наш город Озёрск. Моя улица. 4н.- Правила дорожного движения. 4н.- Лето на Урале. | ||
Формировать умение изображать предметы окружающей действительности, используя знакомые фигуры. Формировать умение изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая единым содержанием. | Формировать умение лепить предметы разнообразной формы различными способами (вдавливание, оттягивание, сглаживание), использовать в работе стеку. | Формировать умение вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника. |
Изобразительная деятельность детей среднего возраста (4-х – 5-и лет)
Сентябрь | |||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация |
1 н.- мониторинг | По замыслу «Нарисуй картинку про лето» (Комарова Т.С. № 2) Обучать детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать её в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. | «Яблоки и ягоды» (Комарова Т.С. № 1) Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Обучать передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к созданным сверстниками работам. | «Красные флажки» (Комарова Т.С. № 4) Обучать детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки - флажки. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения. |
2 н.- мониторинг | «На яблоне поспели яблоки» (Комарова Т.С. № 5) Продолжать обучать детей рисовать дерево, передавая характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Обучать детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования карандашами. Обучать быстрому приёму рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ. | «Большие и маленькие морковки» (Комарова Т.С. № 3) Обучать детей лепить предметы удлинённой формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом. | «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы» (Комарова Т.С. № 7) Обучать детей резать широкую полосочку бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться, развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приёмы аккуратного пользования бумагой, клеем. |
3 н.- мониторинг | «Красные цветы» (Комарова Т.С. № 8) Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Обучать передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения. | «Огурец и свёкла» (Комарова Т.С. № 6) Познакомить детей с приёмами лепки предметов овальной формы. Обучать передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Обучать пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. | «Укрась салфетку» (Комарова Т.С. № 10) Обучать детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Обучать разрезать полоску пополам, предварительно сложив её; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ. |
4 н.-мониторинг | «Цветные шары (круглой и овальной формы)» (Комарова Т.С. № 11) Продолжать знакомить детей с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы; обучать сравнивать эти формы, выделяя их отличия. Обучать передавать отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания карандашом. | По замыслу (Комарова Т.С. № 9) Обучать детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приёмы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей. | «Укрась скатерть» (аналогично Комарова Т.С. № 10) Обучать детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Обучать разрезать полоску пополам; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. |
Октябрь | |||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация |
1н.-Осень на Урале. Деревья. | «Дерево осеннее» (Литвинова О.Э. с. 7; Комарова Т. С.№ 12) Обучать детей изображать осень. Формировать умение рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. | «Ветка рябины» (Литвинова О.Э. с. 129; Дубровская Н.В. «Осень», с.35) Формировать умение делать ветку рябины посредством пластилинографии, используя пластилин зелёного и красного цвета, раскатывая кусочки круговыми и прямыми движениями, располагать листья и ягоды на ветке прижимая их пальчиками. Развивать умение отрывать мелкие кусочки от большого. Вызывать радость от восприятия результата своей работы. Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме. Развивать зрительное внимание и память. | «В лесу» (Дубровская Н.В. «Осень», с.15) Обучать детей создавать выразительные формы крон деревьев с помощью приёмов «рваная», «мятая» бумага; развивать чувства формы и композиции. |
2 н.- Огород. Овощи, выращиваемые на Урале. | «Овощи в тарелке» (Литвинова О.Э. с. 11; аналогично Дубровская Н.В. «Осень», с.43) Формировать умение рисовать овощи на тарелке, различать, называть и использовать в рисовании круглые и овальные формы, прямые линии, зелёный и красный цвета, используя весь лист бумаги. Закреплять умение правильно держать карандаш, закрашивать изображение в одном направлении, не выходя за линию рисунка. Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме. Развивать зрительное внимание и память. | «Морковь» (Литвинова О.Э. с. 144) Формировать умение лепить морковь, передавая её особенности, используя пластилин оранжевого и зелёного цветов, передавая строение моркови продолжать формировать умение раскатывать куски пластилина прямыми движениями между ладонями. Формировать умение вытягивать одну из сторон столбика пальцами, присоединять части, примазывая их Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Как мы все вместе набрали полную корзину овощей» (коллективная работа) (аналогично Комарова Т.С. № 26) Обучать детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке. |
3 н.- Сад. Фрукты, выращиваемые на Урале. | «Апельсин и лимон» (Литвинова О.Э. с. 14; Дубровская Н.В. «Осень», с.43) Формировать умение рисовать фрукты, различать, называть и использовать в рисовании круглые и овальные формы, прямые линии, оранжевый и жёлтый цвета, используя весь лист бумаги. Закреплять умение правильно держать карандаш, закрашивать изображение в одном направлении, не выходя за линию рисунка Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать словарь в речи по теме. Развивать зрительное внимание и память. | «Фрукты: яблоко и груша» (Литвинова О.Э. с. 147; Дубровская Н.В. «Осень», с.43) Формировать умение лепить фрукты, передавая их особенности, различать, называть и использовать форму столбика и шара, пластилин красный, жёлтый и зелёного цветов, передавая строение моркови продолжать формировать умение раскатывать куски пластилина прямыми и круговыми движениями между ладонями и пальцем на ладошке. Формировать умение вытягивать из шара одну из сторон пальцами, присоединять части, примазывая их. Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Как мы все вместе набрали полную корзину фруктов» (коллективная работа) (аналогично Комарова Т.С. № 26; Дубровская Н.В. «Осень», с.43) Обучать детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке. |
4 н.- Леса Урала. Грибы, ягоды | «Осенний лес» (Литвинова О.Э. с. 19) Формировать умение рисовать дерево, крупно, располагая по центру листа. Совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать краску, промывать кисть и осушать её. Формировать умение рисовать концом кисти, упражнять в умении ставить мазки и рисовать прямые линии всем ворсом кисти. Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать словарь в речи по теме. Развивать зрительное внимание и память. «Корзина с ягодами» (Дубровская Н.В. «Осень», с.24) Продолжать показывать художественные возможности цветовых сочетаний. Создавать сюжетную композицию из кругов, закрепляя понятия «большой», «маленький». Развивать композиционные навыки в составлении цветовой гаммы. | «Грибы» (Комарова Т.С. № 13; Дубровская Н.В. «Осень», с.18, 21 ) Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ. | «Гриб мухомор» (Литвинова О.Э. с. 198; Дубровская Н.В. «Осень», с.18); «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов» (коллективная работа) (Комарова Т.С. № 26) Формировать умение выполнять аппликацию; умение различать, называть и использовать в аппликации круглую форму, белый и красный цвет. Развивать умение располагать круги по всей шляпке мухомора. Продолжать формировать умение предварительно выкладывать на листе бумаги готовые формы и наклеивать их на фон, аккуратно пользоваться клеем. |
Ноябрь | |||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация |
1 неделя – Игрушки | «Неваляшка» (Литвинова О.Э. с. 23) Формировать умение рисовать неваляшку, различать, называть и использовать в рисовании круглую форму, красный, синий, зелёный и чёрный цвета. Развивать умение располагать маленький круг над большим, рисовать крупно, располагая изображение по центру листа. Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску, промывать кисть и осушать её. Продолжать расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу» (Комарова Т.С. № 21) Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приёмы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них. | «Пирамидка» (Литвинова О.Э. с. 202; Комарова Т.С.№ 43) Формировать умение выполнять аппликацию, используя квадратные формы, красный, синий, жёлтый и зелёный цвета, развивать умение располагать изображение на прямой линии, передавать строение пирамидки: располагая от большого к маленькому. Обучаем детей пользоваться ножницами, закругляя края прямоугольников, предварительно сложив его пополам. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Продолжать расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
2 неделя – Одежда | Декоративное рисование «Украшение свитера» (Комарова Т.С. стр. 25); вариант «Ткань на юбку дымковской барышни» (Литвинова О.Э. с. 28) Закреплять умение детей украшать предмет одежды, использовать линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. | «Рубашка в горошек» (Литвинова О.Э. с. 151) Формировать умение украшать рубашку с помощью пластилина, используя шарообразную форму, красный, жёлтый и зелёного цвета. Развивать умение отщипывать кусочки пластилина от целого куска, размазывать его тонким слоем по форме. Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Украшение платочка» (Комарова Т.С. № 15) Обучать детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знания круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний, учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. |
3 неделя – Обувь | «Полосатый коврик для тапочек» (Литвинова О.Э. с. 32) Формировать умение рисовать полосатый коврик для обуви, различать, называть и использовать в рисовании прямые линии, красный, синий, жёлтый и зелёный цвета. Развивать умение чередовать толстые и тонкие линии. Совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать краску, промывать и осушать кисть. Продолжать расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Украсим резиновые сапожки» (аналогично Литвинова О.Э. с. 151) Формировать умение украшать рубашку с помощью пластилина, используя шарообразную форму, красный, жёлтый и зелёного цвета. Развивать умение отщипывать кусочки пластилина от целого куска, размазывать его тонким слоем по форме. Расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Украсим сапожки для нашей куклы Маши» (аналогично Комарова Т.С. № 15) Обучать детей пользоваться ножницами, срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять знания круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний, учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. |
4 неделя – Мебель | «Кубики на полке в магазине «Детский мир»» (Литвинова О.Э. с. 34) Формировать умение рисовать кубики на полке; различать, называть и использовать в рисовании квадратную форму, жёлтый, красный, синий и зелёные цвета. Развивать умение располагать кубики на полке – посередине, слева и справа. Совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать краску, промывать и осушать кисть. Продолжать расширять, уточнять пассивный словарь и активизировать номинативный словарь в речи по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | По замыслу (Комарова Т.С. № 9) Обучать детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приёмы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей. | «Мебель из полосок» (Литвинова О.Э. с. 209) Формировать умение выполнять аппликацию, используя полоски красного, синего, жёлтого и зелёного цвета. развивать умение располагать изображения предметов мебели по всему листу. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на узкие полоски. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
Декабрь | |||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация |
1 неделя – Посуда | «Роспись тарелки» (Литвинова О.Э. с. 40) Формировать умение расписывать тарелку, различать, называть и использовать круглые формы, жёлтый, красный, синий и зелёные цвета. Развивать умение располагать узор по краю тарелки. Совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать краску, промывать и осушать кисть. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Чашка с блюдцем» (Литвинова О.Э. с. 154) Формировать умение лепить, различать, называть и использовать форму шара, диска, цилиндра, придавать строение донышка, стенки, ручки. Формировать умение делить пластилин, развивать умение раскатывать ком прямыми и круговыми движениями, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, и защипывать края формы пальцами, присоединять части, примазывать их Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «За чаем» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 49) Обучать самостоятельно составлять узор из готовых форм. Обучать детей пользоваться ножницами, срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять знания круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний, учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. |
2 неделя – Зима на Урале | «Дерево в снегу» (Литвинова О.Э. с. 43; Дубровская Н.В. «Зима», с. 13, 16, 27, 30, 31, 41) Формировать умение рисовать, упражнять в умении различать, называть и использовать прямые линии и мазки в разных направлениях, белый и коричневый цвета. Развивать умение рисовать крупно, располагать изображения по центру листа. Совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать краску, промывать и осушать кисть. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Снежинка» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 13) Формировать умение лепить, различать, называть и использовать форму шара, диска, цилиндра, придавать строение донышка, стенки, ручки. Формировать умение делить пластилин, развивать умение раскатывать ком прямыми и круговыми движениями. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Зимние домики» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 35) Обучать анализировать форму строения. Обучать детей пользоваться ножницами. Закреплять знания круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний, учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. «Сказочный лес» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 41) Продолжать формировать умение составлять аппликацию из различных форм с последующей доработкой в технике «рваная», «мятая бумага». |
3 неделя – Зимующие птицы на Урале | «Снегири» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 44) Формировать умение рисовать форму круга, закреплять навыки рисования прямых линий, штрихов. Развивать умение рисовать крупно, располагать изображения по центру листа. Совершенствовать умение правильно держать кисть, набирать краску, промывать и осушать кисть. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Воробей» (Литвинова О.Э. с. 158) Формировать умение лепить птицу, различать, называть и использовать шарообразную форму. Развивать умение лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей, передавая их строение и части по величине. Развивать умение делить пластилин на две неровные части, раскатывать комочки круговыми движениями. Формировать умение оттягивать части от заготовки и создавать предметы состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания и примазывания друг к другу. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца | «Снегири» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 44) Обучать составлять изображение птицы на основе двух кругов. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на узкие полоски. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
4 неделя – Новогодний праздник | «Новогодние поздравительные открытки» (Комарова Т. С. № 37) Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования (правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Воспитывать инициативу, самостоятельность. Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать близких. «Нарядная ёлка» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 18) «Шарики» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 24) «Наша нарядная ёлка» (Комарова Т. С. № 39) | По замыслу «Слепи то, что тебе хочется» (Комарова Т. С. № 40) Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приёмы лепки. | «Бусы на нашу елку» (Комарова Т. С. № 38) Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. «Шапка Деда Мороза» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 21) «Ёлка» (Литвинова О.Э. с. 213) Формировать умение выполнять аппликацию, используя треугольники зелёного цвета. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать квадраты по диагонали. |
Январь | |||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация |
1 нед | Каникулы. По замыслу детей. | ||
2 неделя – Домашние птицы | «Утята» (Литвинова О.Э. с. 55) Формировать умение рисовать карандашом, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании овальные формы, жёлтый, красный и чёрный цвета, передавать строение птенца и соотносить по величине части, располагая изображение по центру листа. Продолжаем формировать умение рисовать овал одним движением руки и заштриховывать в одном направлении, не выходя за линию. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Птичка» (Комарова Т. С. № 42) Обучать детей лепить птицу, передавая овальную. Форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Обучать отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им. | «Птичник» (Литвинова О.Э. с. 217) Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать квадрат, прямоугольник и треугольник, красный, жёлтый, синий, зелёный или коричневый цвета, передавая строение птичника: крыша на стенах, дверь посередине стены внизу. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на узкие полоски. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
3 неделя – Домашние животные и их детёныши | «Кот» (Литвинова О.Э. с. 58) Формировать умение рисовать кистью и красками, правильно держа кисть; различать, называть и использовать в рисовании овальные и круглые формы, цвета по желанию, передавать строение кота и соотносить по величине части, располагая изображение по центру листа. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Весёлый щенок» (Литвинова О.Э. с. 165) Формировать умение лепить щенка, различать, называть и использовать шарообразную форму. Развивать умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, передавая их строение и части по величине. Развивать умение делить пластилин на две неровные части, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями. Формировать умение оттягивать части от заготовки и создавать предметы состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания и примазывания друг к другу. | «Лошадка» (Дубровская Н.В. «Осень», с. 40) Познакомить детей с понятием «силуэт». Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать прямоугольники. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на узкие полоски. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
4 неделя – Дикие животные и их детёныши Урала | «Кот» (Литвинова О.Э. с. 63) Формировать умение рисовать кистью и красками, правильно держа кисть; различать, называть и использовать в рисовании овальные формы, белый и чёрный цвета, передавать строение и пропорции зайца, располагая изображение по центру листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Лисёнок» (Литвинова О.Э. с. 168) Формировать умение лепить лисёнка, различать, называть и использовать разнообразные формы. Развивать умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, передавая их строение и части по величине. Развивать умение делить пластилин на две неровные части, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями. Формировать умение оттягивать части от заготовки и создавать предметы состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания и примазывания друг к другу. | «Заяц и белка» (Дубровская Н.В. «Осень», с. 48) Формировать умение выполнять аппликацию техникой «рваная бумага». Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. «Снежные зверюшки» (Дубровская Н.В. «Зима», с. 38) Формировать умение выполнять аппликацию техникой «рваная бумага». Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. |
Февраль | |||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация |
1 неделя – Продавец | «Магазин» (Литвинова О.Э. с. 68) Формировать умение рисовать карандашом, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании четырёхугольную и треугольную формы, цвета по выбору, передавать строение предмета, располагая изображение по центру листа. Продолжаем совершенствовать умение заштриховывать в одном направлении, не выходя за линию. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Овощи для магазина» (Литвинова О.Э. с. 172) Предложить детям лепить овощи для магазина, различать и использовать форму овоида. Формировать умение делить пластилин, развивать умение раскатывать ком прямыми и круговыми движениями. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца | «Магазин» (аналогично Литвинова О.Э. с. 217) Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать квадрат, прямоугольник и треугольник, цвета по желанию, передавая строение магазина: крыша на стенах, дверь посередине стены внизу. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на узкие полоски. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
2 неделя – Почтальон | «Здание почты» (Литвинова О.Э. с. 73) Совершенствовать умение рисовать кистью и красками, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании четырёхугольную форму и прямые линии, цвета по выбору, передавать строение предмета, располагая изображение по центру листа. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | Лепим по замыслу. (Комарова Т. С. № 50) Закреплять умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. | «Письмо для Мишутки» Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать квадрат, прямоугольник и треугольник, цвета по желанию, передавая образ письма. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать квадраты по диагонали. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
3 неделя – Транспорт | «Гараж для машин» (Литвинова О.Э. с. 77) Формировать умение рисовать карандашом, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании четырёхугольную и треугольную формы, цвета по выбору, передавать строение предмета, располагая изображение по центру листа. Продолжаем совершенствовать умение заштриховывать в одном направлении, не выходя за линию. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Самолёт» Лепка самолёта конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения самолёта. | «Самолёт» (Литвинова О.Э. с. 221) Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать полоски и круги, белый, красный, жёлтый или зелёный цвета, передавая строение самолёта. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на узкие полоски. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. |
4 неделя – Профессии на транспорте | «Автобус» (Литвинова О.Э. с. 81) Формировать умение рисовать карандашом, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании четырёхугольную и круглую формы, цвета по выбору, передавать строение автобуса, располагая изображение по центру листа. Продолжаем совершенствовать умение заштриховывать в одном направлении, не выходя за линию. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | Лепим по замыслу. (Комарова Т. С. № 50) Закреплять умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них. | «Автовокзал» (Литвинова О.Э. с. 229) Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать четырёхугольники разной величины и цвета, передавая строение автовокзала. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на узкие полоски. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца |
Март | ||||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация | |
1 неделя – Мамин праздник | «Мимоза» (Литвинова О.Э. с. 89, Дубровская Н.В. «Весна», с. 7) Совершенствовать умение рисовать кистью и красками, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании прямые линии, мазки и точки, зелёный и жёлтый цвета, передавать строение мимозы, располагая изображение по центру листа. Развивать зрительное внимание и память. «Добрая мама» (Дубровская Н.В. «Весна», с. 10) Обучать самостоятельно смешивать краски, передавать образ мамы. | «Ваза для цветов» (Литвинова О.Э. с. 180) Формировать умение создавать вазу в технике пластилинографии, различать, называть и использовать разнообразные форм и цвета – по выбору. Развивать умение отщипывать кусочки пластилин от целого куска, размазывать пластилин тонким слоем по форме, скатывать комочки прямыми и круговыми движениями, использовать для украшения стеку. | «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду» (коллективная работа) Комарова Т.С. № 62) Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения. «Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке» (Комарова Т.С. № 59) | |
2 неделя – Весна на Урале | «Весеннее дерево» (Литвинова О.Э. с. 85) Формировать умение рисовать кистью и красками, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании прямые линии и мазки, зелёный и коричневый цвета, передавать строение дерева, располагая изображение по центру листа. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. «Разноцветные ручейки» (Дубровская Н.В. «Весна», с. 36) «Ледоход» (Дубровская Н.В. «Весна», с. 39) «Верба» (Дубровская Н.В. «Весна», с. 42) | «Скворец» (Литвинова О.Э. с. 176) Формировать умение лепить скворца, различать, называть и использовать шарообразную форму и форму овоида. Развивать умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, передавая их строение и части по величине. Развивать умение делить пластилин на две неровные части, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями. Формировать умение оттягивать части от заготовки и создавать предметы состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания и примазывания друг к другу. | «Ледоход» (Дубровская Н.В. «Весна», с. 39) Формировать умение выполнять аппликацию техникой «рваная бумага», изображая лёд. Обучаем детей пользоваться ножницами, резать бумагу на полоски, для создания изображения дерева. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. | |
3 неделя - Первые весенние цветы на Урале | «Мать-и-мачеха» (Литвинова О.Э. с. 93) Формировать умение рисовать карандашом и восковым мелком, правильно держа их; различать, называть и использовать в рисовании круглую формы, зелёный, белый и жёлтый цвета, передавать строение цветка, располагая изображение по центру листа. Продолжаем совершенствовать умение заштриховывать в одном направлении, не выходя за линию. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. «Одуванчик» (Дубровская Н.В. «Весна», с. 63) «Расцвели красивые цветы» (Комарова Т. С. № 61) | «Слепи то, что тебе нравится» (Комарова Т. С. № 70) Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять своё отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление детей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приёмы. | «Красивый цветок» (Литвинова О.Э. с. 234) Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать круглую форму, жёлтый, красный, синий, зелёный и белый цвета, располагая изображение по центру листа. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг из квадрата. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца | |
4 неделя – Цветущие комнатные растения | «Красивый цветочный горшок» (Литвинова О.Э. с. 97) Формировать умение рисовать кистью и красками, правильно держа его; различать, называть и использовать в рисовании прямые линии, точки и мазки, цвета по выбору, развивать умение располагать прямые линии вверху и внизу цветочного горшка, цветок - по центру горшка. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. «Кактус цветёт» (Литвинова О.Э. с. 47) | «Украсим лейку» (Литвинова О.Э. с. 184) Формировать умение создавать лейку в технике пластилинографии, различать, называть и использовать разнообразные форм и цвета – по выбору. Развивать умение располагать узор посередине, вверху и снизу лейки. Развивать умение отщипывать кусочки пластилин от целого куска, размазывать пластилин тонким слоем по форме, скатывать комочки прямыми и круговыми движениями, использовать для украшения стеку. «Цветочный горшок с поддоном» (Литвинова О.Э. с. 162) Формировать умение лепить, различать, называть и использовать форму шара, диска, придавать строение донышка, стенок. | «Цветёт цветок в горшке у нас» (аналогично Литвинова О.Э. с. 234) Формировать умение выполнять аппликацию, различать, называть и использовать круглую форму, жёлтый, красный, синий, зелёный и белый цвета, располагая изображение по центру листа. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг из квадрата. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца | |
Апрель | ||||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация | |
1 неделя – Дикие животные весной на Урале | «Медвежонок» (Литвинова О.Э. с. 101) Формировать умение рисовать кистью и красками медвежонка; различать, называть и использовать круглые и овальные формы, коричневый и чёрный цвета, передавая строение и пропорции частей медвежонка, располагать изображение в центре листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зелёную травку» (Комарова Т. С. № 68) Обучать детей лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приёмы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение. | «Винни-Пух» (Литвинова О.Э. с. 238) Формировать умение выполнять аппликацию; различать, называть и использовать в изображении круглую и овальную формы, коричневый и чёрный цвета, располагать изображение посередине листа, передавать строение и пропорции частей медведя. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца | |
2 неделя – Домашние животные весной | «Котёнок и щенок» (Литвинова О.Э. с. 105) Формировать умение рисовать карандашами котёнка и щенка; различать, называть и использовать круглые и треугольные формы и прямые линии, цвета – по желанию, передавая строение и пропорции частей детёнышей, располагать изображение в центре листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Козочка» (Литвинова О.Э. с. 187; Комарова Т. С. № 66) Формировать умение лепить козу; различать, называть и использовать форму цилиндра. Развивать умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, передавать строение и соотносить части предмета по величине. Закреплять умение делить пластилин на две неравные части, раскатывать комочки прямыми движениями. Продолжать формировать умение оттягивать части от заготовки и создавать предметы состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания и примазывания друг к другу. | «Котята» (Дубровская Н.В. «Весна», с. 28) Продолжать обучать детей передавать в аппликации характерные особенности (детали) мордочки котёнка. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг и треугольники из квадрата, овал и полоски из прямоугольника. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца | |
3 неделя – Птицы прилетели на Урале | «Птица» (Литвинова О.Э. с. 105) Формировать умение рисовать кистью и красками птицу; различать, называть и использовать круглые и овальные формы, коричневый и чёрный цвета, передавая строение и пропорции частей птицы, располагать изображение в центре листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Птичка клюёт зёрнышки из блюдечка» (Комарова Т.С.№ 82; аналогично Литвинова О.Э. с. 176) Формировать умение лепить скворца, различать, называть и использовать шарообразную форму и форму овоида. Развивать умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, передавая их строение и части по величине. Развивать умение делить пластилин на две неровные части, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями. Формировать умение оттягивать части от заготовки и создавать предметы состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания и примазывания друг к другу. | «Скворечник» (Литвинова О.Э. с. 243; Дубровская Н.В. «Весна», с. 47) Формировать умение выполнять аппликацию; различать, называть и использовать полоску, круг и квадрат, жёлтый и коричневый цвета, располагая квадрат вверху листа, полоску – под квадратом посередине нижней стороны квадрата, круг – чуть выше середины квадрата. Развивать умение располагать изображение по центру листа. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг из квадрата, полоски из прямоугольника. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца | |
4 неделя – Насекомые Урала | «Божья коровка» (Литвинова О.Э. с. 114) Формировать умение рисовать кистью и красками божью коровку, прямые линии; различать, называть и использовать круглые и овальные формы, красный, белый и чёрный цвета, передавая строение и пропорции частей божьей коровки, располагать изображение в центре листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Жучки» (с использованием природного материала: скорлупа грецкого ореха; скорлупа арахиса и т.д.) Лепка насекомых конструктивным способом, с использованием различного природного материала. Уточнение представления о строении и способе передвижения насекомых. Развитие фантазии, творчества, воображения. | «Гусеница» (Литвинова О.Э. с. 247) Формировать умение выполнять аппликацию; различать, называть и использовать полоску, круглую форму разной величины, жёлтый и коричневый цвета, передавая строение гусеницы. Развивать умение располагать изображение по центру листа. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг из квадрата, полоски пополам по прямой. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца |
Май | |||
Нед. | Рисование | Лепка | Аппликация |
1 неделя – Рыбка в аквариуме | «Рыбка в аквариуме» (Литвинова О.Э. с. 119; Комарова Т.С. с. 47) Формировать умение рисовать кистью и красками рыбку в аквариуме; различать, называть и использовать треугольную и овальную формы, цвета - по выбору, передавая строение рыбки, располагать изображение в центре листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Рыбка» (Литвинова О.Э. с. 191) Формировать умение лепить рыбку из целого куска пластилина; различать, называть и использовать форму шара и овоида, цвет – по желанию. Развивать умение передавать строение рыбки. Развивать умение лепить несложные предметы из целого куска, раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями. Продолжать формировать умение оттягивать части предмета от заготовки, сглаживать поверхность формы, пользоваться стекой. | «Рыбки плавают в аквариуме» (коллективная работа) Формировать умение выполнять аппликацию; различать, называть и использовать полоску, круг, треугольник, овал и квадрат, цвета – по желанию. Развивать умение располагать изображение по всему листу. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг и треугольники из квадратов, полоски и овалы из прямоугольников. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца |
2 неделя – Наш город Озёрск. Моя улица. | «Парк в нашем городе» (Литвинова О.Э. с. 124) Формировать умение рисовать красками и кистью парк (несколько деревьев); различать, называть и использовать круглые и треугольные формы и прямые линии, цвета – по желанию, передавая строение и пропорции частей детёнышей, располагать изображение в центре листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Дом построим мы из брёвен» (коллективная работа) Лепка дома конструктивным способом. Обучаем раскатывать пластилин прямыми движениями, создавать работу совместно с другими детьми. Уточнение представления о строении бревенчатого дома. Развитие фантазии, творчества, воображения, дружеских взаимоотношений. | «Автобус» (Литвинова О.Э. с. 251) Формировать умение выполнять аппликацию; различать, называть и использовать круглые и квадратные формы разной величины, красный, синий, жёлтый, голубой и черный цвета, передавать строение автобуса. Развивать умение располагать изображение по середине листа. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг из квадрата, тонкие полоски из прямоугольника. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. «Моя улица» (Дубровская Н.В. «Весна» с. 71, «Осень» с. 32) «Большой дом» (Комарова Т.С. № 24) |
3 неделя – ПДД | «На улице города» (Литвинова О.Э. с. 128) Формировать умение рисовать кистью и красками несложную сюжетную композицию; различать, называть и использовать цвета по желанию, располагать изображение на узкой полосе листа, рисовать крупно. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Машина» Лепка машины конструктивным способом. Обучаем раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями, Уточнение представления о строении и способе передвижения транспорта. Развитие фантазии, творчества, воображения. | «Светофор» (Литвинова О.Э. с. 255) Формировать умение выполнять аппликацию; различать, называть и использовать круглые и четырёхугольную формы, красный, жёлтый и зелёный цвета, располагая круги правильно. Развивать умение располагать изображение по середине листа. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг из квадрата. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. «Большая машина» (Дубровская Н.В. «Осень» с. 57) |
4 неделя – Лето на Урале. | «Ромашки в траве» (Литвинова О.Э. с. 133) Формировать умение рисовать кистью и красками ромашки в траве, различать, называть и использовать круглые формы и мазки, жёлтый, белый и зелёные цвета, располагать изображение по всему листу. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Цветы на лугу» (Литвинова О.Э. с. 194) Формировать умение создавать цветы в технике пластилинографии, различать, называть и использовать разнообразные форм и цвета – по выбору, передавать строение цветка. Развивать умение располагать узор посередине. Развивать умение отщипывать кусочки пластилин от целого куска, размазывать пластилин тонким слоем по форме, скатывать комочки прямыми и круговыми движениями, использовать для украшения стеку. | «Волшебный сад» (коллективная работа) (Комарова Т.С.№ 86) Обучать детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения. Обучать резать по прямой, закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное мышление. |
Июнь-июль-август | ||
Рисование | Продолжать формировать умение рисовать карандашами, кистью и красками, различать, называть и использовать разные формы и мазки, цвета, располагать изображение по всему листу. Развивать зрительное внимание и память. Продолжать расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. | «Символы России» «Флаг России» «Рыбки плавает в пруду» «Цветы-цветочки распустились…» «Ромашка белая» «Грибы-грибочки выросли в лесочке» «Мухомор – гриб непростой» «Бабочка» «Божья коровка» «Пчёлка Жужа» «Солнце пригревает, насекомые летают» «Лето-красное» «Во саду- садочке…» «Как на нашей грядке выросла…» «На лесной полянке» «Зайка серенький скакал» «Мишка-косолапый за малиной пошёл» «Машина едет, гудит» «Чух-чух! Едет паровоз» «Девочка в красивом сарафане» «Мальчик с шариком» «Улицы нашего города» «Светофор – наш друг» По желанию или замыслу ребёнка. «Волшебный круг (квадрат, овал и т.п.) превратился вдруг...» |
Лепка | Продолжать формировать умение лепить предметы, различать, называть и использовать разные формы, используя ранее освоенные приёмы лепки. Развивать умение лепить предметы из целого куска, а также предметы, состоящие из нескольких частей, передавая их строение и части по величине. Развивать умение делить пластилин на две неровные части, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями. Формировать умение оттягивать части от заготовки и создавать предметы состоящие из 2-х частей, соединяя их путём прижимания и примазывания друг к другу. | |
Аппликация | Продолжать формировать умение выполнять аппликацию; различать, называть и использовать разные формы, красный, цвета, располагая детали правильно. Развивать умение располагать изображение по середине листа. Обучаем детей пользоваться ножницами, вырезать круг, прямоугольники и треугольники из квадрата, полоски из четырёхугольника. Продолжаем формировать умение предварительно выкладывать формы на листе, затем наклеивать их. |
Литература:
- Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС №53 для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи); город Озёрск, Челябинская область, 2023
- Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основными цветоведения. Осень. Средняя группа: наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
- Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основными цветоведения. Весна. Средняя группа: наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
- Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основными цветоведения. Зима. Средняя группа: наглядно-методическое пособие для практических работников ДОО и родителей.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
- Литвинова О. Э. Рисование, лепка, аппликация с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 — 272 с. — (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование игровой деятельности в средней группе.
Этот материал используется для планирование игровой деятельности в средней группе на год....
Перспективное планирование театрализованной деятельности в средней группе.
Для работы необходимо обратиться к ранее опубликованному материалу с этюдами и играми....
Перспективное планирование театрализованной деятельности в средней группе
Это перспективный план театральных игр в средней группе на весь год с рекомендованной совместной деятельностью детей и воспитателя и детей и родителей, с использованием рекомендованного метериала и ли...
Перспективное планирование театрализованной деятельности в средней группе
Задачи театрализованной деятельности в средней группе1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.2. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.3. Создат...
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе по программе Е. Вераксы "От рождения до школы" в соответствии с требованиями ФГОС.
Перспективное планирование....
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе на учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности (развитие речи, познавательное развитие, художественная литература) в средней группе на учебный год....
Перспективное планирование изобразительной деятельности в младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования
В планировании представлены 36 занятия по рисованию, из расчета 4 занятия в месяц, 1 занятие в неделю. Занятия разработаны с использованием нетрадиционных техник рисования, с постепенным усложением. В...