Развитие саморегуляции старших дошкольников
материал (подготовительная группа)
Старший дошкольный возраст традиционно в психологии и педагогике рассматривается как один из важнейших периодов становления личности, которая включает в себя системы мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Л.Д. Столяренко отмечает, что “именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение”. Произвольность - наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка
при переходе к социальной позиции школьника.
Говоря о психологической готовности к школьному обучению, Л.А.Венгер выделяет следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности
к принятию новой социальной позиции –школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и прилагать усилия к его реализации, преодолевая имеющиеся трудности и препятствия.
Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением.
Таким образом, произвольность и способность регуляции собственной деятельности - необходимое условие успешности ребенка в период начала обучения в школе. Как же развивать произвольность? Что делать, если ребенок не может долго концентрировать свое внимание, импульсивен, трудно включается в новую деятельность?
По мнению Л. С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций
и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка
в общеобразовательной школе. В случае, если специалистом-нейропсихологом выявлена несформированность каких-либо участков головного мозга, хорошо зарекомендовала себя программа нейропсихологической коррекции А.В. Семенович и Б. А. Архипова. Программа позволяет развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления.
Именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, при развитии телесной моторики в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием
и формированием основных психических функций в онтогенезе.
Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурии о трёх функциональных блоках мозга.
1-й блок – регуляции тонуса и бодрствования.
2-й блок – приема, переработки и хранения информации.
3-й блок – программирования, регуляции и контроля.
За развитие произвольности отвечает 3-й блок мозга, он начинает свое развитие
с четырех лет, его активное формирование начинается в районе 7 лет и продолжается до 23 лет. Имеет ли смысл тогда акцентировать внимание на развитии регуляторных функций 3-его блока у детей в дошкольном возрасте? Да, именно третий мозговой блок мозга отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения.
Признаки недостаточного развития третьего блока мозга у детей:
- трудности в усвоении и удержании инструкции;
- трудности в построении и удержании программы действий, а также сложность переключения с одной программы действий на другую;
- снижение контроля за протеканием психической деятельности на всех уровнях,
а также критичности;
- снижение контроля над своими эмоциональными проявлениями, а также импульсивность;
- упрощение программы любой деятельности.
При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме, поскольку именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Таким образом, программа коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими трудности в формировании функций произвольного регулирования своей деятельности, должны быть построена по нескольким обязательным принципам.
1.Принцип учета развития психических функций в онтогенезе. Необходимо знать и учитывать логику нормального онтогенеза: в патологии нет ничего, чего бы не было в норме. Каждая функция в своем развитии проходит ряд обязательных последовательных этапов. При нарушениях развития ребенка происходит искажение прохождения этих этапов. Каждая стадия развития создает предпосылки для нормального освоения последующего этапа. Поэтому, если у ребенка имеются проблемы в развитии речевых
и познавательных функций, то чаще всего надо начинать работать не с этим уровнем,
а создать предпосылки для его нормального формирования, т.е. работать с нижележащими, базовыми уровнями (уровень психической активности, эмоциональная, сенсорная, двигательная сферы)
2. Принцип от простого к сложному и постепенное введение новых видов деятельности. Ребенку легче осуществлять те виды деятельности, которые ему знакомы
и доступны. Осваивать новое умение ребенку с нарушениями развития нелегко, это требует от него определенных усилий. Поэтому вводить новые задания и игры нужно постепенно от простых к более сложным.
3. Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. Поскольку все психические процессы формируются в предметной деятельности, в коррекционной работе необходимо использовать методы восстановления и формирования через деятельность как вербальную, так и невербальную. “Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовать: в обучении важна методически грамотная организация деятельности по усвоению материала и управление ею”. (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).
4. Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме. В игре гораздо активнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализируются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы, формируются различные навыки. В зависимости от возраста ребенка игра может носить различный характер. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет. Для школьников используются варианты игр с правилами.
5. Эмоциональный контакт с ребенком. Базовые системы связаны не только
с познавательной, но и с личностной сферой ребенка. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контакта. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работы. При недостаточном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача работы по развитию эмоциональной сферы ребенка, установлению и поддержанию позитивного контакта, доброжелательных отношений между ребенком и специалистом. Важный принцип – активное участие ребенка, создание мотивации для того, чтобы он начал осваивать новые виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologiya_v_razvitii_samoregulyatsii.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста посредством нейропсихологических занятий
Старший дошкольный возраст традиционно в психологии и педагогике рассматривается как один из важнейших периодов становления личности, которая включает в себя системы мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Л.Д. Столяренко отмечает, что “именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение”. Произвольность - наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка
при переходе к социальной позиции школьника.
Говоря о психологической готовности к школьному обучению, Л.А.Венгер выделяет следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности
к принятию новой социальной позиции –школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и прилагать усилия к его реализации, преодолевая имеющиеся трудности и препятствия.
Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением.
Таким образом, произвольность и способность регуляции собственной деятельности - необходимое условие успешности ребенка в период начала обучения в школе. Как же развивать произвольность? Что делать, если ребенок не может долго концентрировать свое внимание, импульсивен, трудно включается в новую деятельность?
По мнению Л. С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций
и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка
в общеобразовательной школе. В случае, если специалистом-нейропсихологом выявлена несформированность каких-либо участков головного мозга, хорошо зарекомендовала себя программа нейропсихологической коррекции А.В. Семенович и Б. А. Архипова. Программа позволяет развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления.
Именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, при развитии телесной моторики в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием
и формированием основных психических функций в онтогенезе.
Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурии о трёх функциональных блоках мозга.
1-й блок – регуляции тонуса и бодрствования.
2-й блок – приема, переработки и хранения информации.
3-й блок – программирования, регуляции и контроля.
За развитие произвольности отвечает 3-й блок мозга, он начинает свое развитие
с четырех лет, его активное формирование начинается в районе 7 лет и продолжается до 23 лет. Имеет ли смысл тогда акцентировать внимание на развитии регуляторных функций 3-его блока у детей в дошкольном возрасте? Да, именно третий мозговой блок мозга отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения.
Признаки недостаточного развития третьего блока мозга у детей:
- трудности в усвоении и удержании инструкции;
- трудности в построении и удержании программы действий, а также сложность переключения с одной программы действий на другую;
- снижение контроля за протеканием психической деятельности на всех уровнях,
а также критичности;
- снижение контроля над своими эмоциональными проявлениями, а также импульсивность;
- упрощение программы любой деятельности.
При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме, поскольку именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Таким образом, программа коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими трудности в формировании функций произвольного регулирования своей деятельности, должны быть построена по нескольким обязательным принципам.
1.Принцип учета развития психических функций в онтогенезе. Необходимо знать и учитывать логику нормального онтогенеза: в патологии нет ничего, чего бы не было в норме. Каждая функция в своем развитии проходит ряд обязательных последовательных этапов. При нарушениях развития ребенка происходит искажение прохождения этих этапов. Каждая стадия развития создает предпосылки для нормального освоения последующего этапа. Поэтому, если у ребенка имеются проблемы в развитии речевых
и познавательных функций, то чаще всего надо начинать работать не с этим уровнем,
а создать предпосылки для его нормального формирования, т.е. работать с нижележащими, базовыми уровнями (уровень психической активности, эмоциональная, сенсорная, двигательная сферы)
2. Принцип от простого к сложному и постепенное введение новых видов деятельности. Ребенку легче осуществлять те виды деятельности, которые ему знакомы
и доступны. Осваивать новое умение ребенку с нарушениями развития нелегко, это требует от него определенных усилий. Поэтому вводить новые задания и игры нужно постепенно от простых к более сложным.
3. Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. Поскольку все психические процессы формируются в предметной деятельности, в коррекционной работе необходимо использовать методы восстановления и формирования через деятельность как вербальную, так и невербальную. “Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовать: в обучении важна методически грамотная организация деятельности по усвоению материала и управление ею”. (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).
4. Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме. В игре гораздо активнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализируются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы, формируются различные навыки. В зависимости от возраста ребенка игра может носить различный характер. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет. Для школьников используются варианты игр с правилами.
5. Эмоциональный контакт с ребенком. Базовые системы связаны не только
с познавательной, но и с личностной сферой ребенка. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контакта. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работы. При недостаточном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача работы по развитию эмоциональной сферы ребенка, установлению и поддержанию позитивного контакта, доброжелательных отношений между ребенком и специалистом. Важный принцип – активное участие ребенка, создание мотивации для того, чтобы он начал осваивать новые виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие саморегуляции старших дошкольников"
Цель : формирование психологического здоровья старших дошкольников.Задачи:- развитие процессов внимания, воображения, наблюдательности;- развитие произвольности и самоконтроля;- профилактика агре...
Опыт работы (подготовительна группа) на тему: " Развитие саморегуляции старших дошкольников".
Консультация для педагогов и практические упражнения....
Развитие саморегуляции поведения дошкольников через технологию «Ежедневный рефлексивный круг»
В статье представлена технология "Рефлексивный круг"...
Мастер-класс для родителей "Развитие саморегуляции старших дошкольников"
Цель :формирование психологического здоровья старших дошкольников....
Игры и упражнения на развитие саморегуляции у дошкольников
Играм вместе...
Сообщение на методическом объединении на тему: «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».
Сообщение на методическом объединении на тему: ...
«Развитие саморегуляции старших дошкольников в подвижной игре»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...