Опыт работы (подготовительна группа) на тему: " Развитие саморегуляции старших дошкольников".
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для педагогов и практические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей. | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие саморегуляции старших дошкольников в подвижной игре
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Предпочтение отдается не только физическому аспекту, но и психологическому.
Все чаще у детей проявляются признаки агрессивности, капризности, излишней плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится беспокойным. Такие симптомы свидетельствуют о перегрузке нервной системы ребенка. Как помочь детям в такие моменты?
Самое правильное – научить их помогать самим себе, т.е. научить способам психической саморегуляции.
Что же такое произвольная саморегуляция? Это, по определению психологов, процесс управления собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
У ребёнка-дошкольника по мере развития его личности повышаются способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю. В старшем дошкольном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, произвольной становится организация деятельности.
Этот процесс сложный и длительный. Он требует серьезного внимания со стороны педагогов и родителей. Ведь саморегулирование означает, что для достижения цели нужно научиться нелегкому чувству отказа. Необходимо научить ребенка спокойно отказывать себе, реально смотреть на самих себя и окружающих, учиться проигрывать.
Для того чтобы управлять работой своих чувств, эмоций, органов движения, ребенок сначала должен научиться осознавать, различать, сравнивать свои внутренние ощущения, а уж потом - произвольно менять их характер. Нельзя развивать в ребенке способность к саморегуляции нравоучениями, инструкциями, запретами. Необходимо целенаправленное обучение ребёнка с использованием действенных приемов, способствующих тренировке растущих психических функций ребенка.
В нашем детском саду такими приемами стали: психогимнастика, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика, подвижные игры с правилами.
Для развития у детей произвольного внимания мы проводим с нашими воспитанниками упражнения и игры, разнообразные по форме и характеру. Например: «Послушай тишину», «Угадай по голосу», «Найди и промолчи», «Прятки». Выполняя эти упражнения, дети учатся направлять внимание на заданный объект, удерживать свое внимание на нем, столько, сколь это необходимо.
Благодатной почвой для развития произвольной саморегуляции у старших дошкольников являются подвижные игры с правилами. В этих играх правило открыто, то есть адресовано самому ребёнку. Оно как бы обращает внимание ребёнка на собственные действия, даёт этим действиям вербальное оформление. Играя, дети учатся действовать по сигналу или команде, менять характер движений, овладевают навыками самоконтроля. Участие в подвижной игре сверстников способствует появлению самоконтроля: первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать своё собственное поведение в игре. Кроме того, подвижные игры способствуют снятию мышечного напряжения, эмоциональной разрядке, повышению уверенности в себе.
Обучая приемам саморегуляции в двигательной сфере, мы используем психогимнастику. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием. Дети не просто выполняют взмахи руками, они превращаются в птиц; не просто выполняют наклоны в стороны, а становятся игрушкой-неваляшкой.
Мы стараемся дать детям возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, соблюдая чередование противоположных по характеру движений. Это позволяет каждому ребенку сравнить, а затем и самостоятельно изменить характер своих движений (резкие и плавные, частые и медленные, дробные и цельные движения), почувствовать напряжение и расслабление мышц.
Чтобы дети не испытывали психомышечного напряжения, очень важно научить их правилам релаксации (расслабления). Для этого в практику работы мы внедряем «тренинг мышечного расслабления». Дети учатся не только расслаблять мышцы, но и осознавать состояние покоя.
Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Например, в упражнении «Штанга» ребенок «поднимает» воображаемую штангу. Она «очень тяжелая»: руки медленно, с усилием поднимаются, пальцы сжаты в кулаки, все мышцы напряжены. А затем ребенок «бросает штангу». Руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища. Мышцы расслаблены, легко дышится.
Излишнее напряжение или усталость у детей помогают снять специальные упражнения, включающие элементы аутогенной тренировки.
Насос и мяч» (для детей 6-7 лет).
Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.
Игра «Холодно - жарко» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2-З раза.
«Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все -куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
«Тряпичная кукла и солдат» (с 6 лет)
Встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными... (повторите 3-4 раза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...
Родительское собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками - речь становится основн...
Выступление на муниципальном методическом объединении старших и подготовительных групп на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение нетрадиционных техник в различных видах деятельности по художественному ручному труду»
laquo;Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение нетрадиционных техник в различных видах деятельности по художественному ручному труду»...
Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".
Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание в форме литературного досуга в подготовительной группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников»
Родительское собрание в форме литературного досуга в подготовительной группена тему:«Развитие речи старших дошкольников»...
План самообразования в подготовительной группе.на тему:"Воспитание патриотизма старших дошкольников на основе краеведения"
Провожу большую работу по краеведению в группе, знакомлю детей с историей родного края!...
Родительское собрание в форме литературного досуга в подготовительной группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников». сентябрь 2022 г.
Родительское собрание в форме литературного досуга в подготовительной группе на тему: «Развитие речи старших дошкольников». сентябрь 2022 г....