Развитие саморегуляции поведения дошкольников через технологию «Ежедневный рефлексивный круг»
статья
В статье представлена технология "Рефлексивный круг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samoregulyatsii_doshkolnikov.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 689 Невского района Санкт-Петербурга
Развитие саморегуляции поведения дошкольников через технологию
«Ежедневный рефлексивный круг»
Составила: воспитатель
Мазурина Е.А.
Санкт-Петербург
2017
Вопрос о развитии саморегуляции у детей дошкольного возраста, стоит достаточно актуально. В детских садах редко учат детей самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывают умение самоопределяться. Таким образом, у дошкольников не происходит развитие социальных навыков. Ребенок не может актуализировать свои психологические резервы личности соответственно условиям общения и личностного взаимодействия, соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей.
Изолированность детей во многом связана с риском и страхами родителей за их безопасность. В современных городах дети дошкольного возраста не гуляют самостоятельно, и, как следствие, не решают разновозрастные конфликты. Детский сад становится единственным местом, где у ребенка есть шанс развить свою самостоятельность. Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.
В соответствии с ФГОС ДО «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – это самоорганизация различных видов психической активности человека. Исследования таких ученых как Д.Б. Эльконина, А.К. Марковой, В.В. Давыдова доказывают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие новообразования как произвольность и способность к саморегуляции.
Возникает вопрос, как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для ребенка условиях? Каким образом решить проблему развития саморегуляции в традиционном, обычном детском саду, не прибегая к перестройке всей жизнедеятельности, пересмотру содержания программы. Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские технологии эффективной социализации детей 3-7 лет, разработанные Н.П. Гришаевой. Основная цель технологии – развитие у дошкольников навыков саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций. Одна из таких технологий - Ежедневный рефлексивный круг.
Ежедневный рефлексивный круг (ЕРК) мы проводили в подготовительной к школе группе каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, для закрепления правил поведения детьми в детском саду.
Обсуждение занимало от 5 до 10 минут. Если того требовали обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то ежедневный рефлексивный круг проводился ещё раз сразу после происшествия.
Для того чтобы обсуждение проходило эффективно, необходимо было создать определенный психологический настрой: мы включали медитативную музыку (одну и ту же на определенный период времени), ставили в центр круга свечу, которую дети передавали друг другу во время ответов на вопрос. Мы стремились, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Вопросы, задаваемые во время Ежедневного рефлексивного круга можно поделить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эти проблемы?» «Что интересного произошло в нашей группе вчера?», «Как вы думаете, кого можно назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» и т.д. Например, Вопросы по ситуации месяца «Мой дом – детский сад»:
- Где находится мой детский сад?
- Кто в нем работает? Что они делают?
- Как я могу им помочь и как отблагодарить (дни рождения, помощь)?
- Кого можно считать другом?
- Как можно утешить друга?
- Как можно помириться если поссорился?
- Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие - нет и почему?
- Как поступить с тем, кто правила нарушает?
- Зачем людям нужны правила?
- Какие правила ты знаешь?
Детей мы познакомили с основными правилами проведения ЕРК:
- Говорит только тот, кто у кого в руках мячик;
- Если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь;
- Не повторять то, что кто-то уже сказал;
- Не уходить из круга, пока он не закончится.
- Задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего круга,
Воспитатели тоже соблюдали определенные правила:
- Не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание детей, развивать их суждение дальше;
- Каждый ребенок на ЕРК должен чувствовать свою защищенность;
- Если выбранная тема не заинтересовала детей, сразу переходите к другой;
- Не бояться провести неэффективный круг, так умение приходит только с опытом;
- Всегда применять правила развивающего общения;
- Обсуждать проблемы необходимо в альтернативной, общей форме, не переходя на личности детей. Например: «Давайте обсудим, кого можно назвать добрым человеком, а кого злым?» Если же дети начинают переходить на личности «А у нас Ваня злой!», необходимо сказать: «Мы сейчас не о Ване, а о добре и зле»
Перед началом «круга» дети берутся за руки и говорят речёвку, а затем садятся в круг, лучше на свои отдельные коврики, это оптимальный вариант. Эти же коврики мы использовали в процессе свободной игры детей (в свободной игре дети стелют свои коврики и ставят на них игрушки, по правилам «никто не может трогать игрушки на чужом коврике»).
Каждый круг заканчивался технологией «К родителям через детей», по которой дети должны были дома задавать своим родителям вопросы по теме прошедшего «круга». Например, по ситуации месяца «Мальчики и девочки»: «Мама, а был ли у тебя мальчик, который тебе нравился? Как вы с ним дружили?»
Именно в кругах рефлексии и в момент конфликтов между детьми, воспитатели получали возможность реализовать технологию развивающего общения, которое предполагает внимательное слушание взрослым ребенка, принятие его чувств, признание права ребенка на свои чувства и обсуждение границ дозволенного при безусловном взаимном уважении и доверии между ребенком и воспитателем. С помощью рефлексии и в доверительном общении со взрослым дети осмысливали свой опыт, делали выводы и корректировали собственное поведение.
Дети совместно с педагогом вывели пять основных правил: то, что можно делать с разрешения взрослого в свободной деятельности ребенка, и то, чего ни в коем случае нельзя. Эти правила в виде небольшого красочного плаката были наклеены на панно и обведены в красную, зеленую или желтую рамку, в соответствии со степенью свободы ребенка. Дети проговаривали с воспитателями о том, что можно и что нельзя и почему.
В результате проделанной работы, можно отметить, что к концу первого года проведения ЕРК дети стали более самостоятельными в решении вопросов самообслуживания, у них появилась ответственность за свои поступки и поведение в целом. Дети стали проявлять навыки адекватного выражения своего отношения к окружающему, самостоятельно находить для этого различные коммуникативно-речевые средства, стали проявлять умения конструктивного решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций;
В дальнейшем планируем разнообразить темы рефлексивных кругов.
Литература
1. Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду / Н.П. Гришаева // Образование и общество: материалы всероссийской социологической конференции (22–29 октября 2009 г.). – М.: ИСРАН; РОС, 2009. – С. 80–89.
2. Гришаева Н.П. Современная технология эффективной социализации ребенка в ДОО / Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИН-ТОР, 1996. – 544 с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 325 с.
5. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Маросанова. – М.: Наука, 2010. – 519 с.
6. Цаплина О.В. Оформление предметной среды детского сада // Детский сад от А до Я. – 2011. – №5 (53). – С. 68–71.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Саморегуляция поведения дошкольников - что это?"
Консультация для воспитателей...
Обобщение опыта работы «Рефлексивный круг как один из способов развития саморегуляции поведения детей старшего дошкольного возраста»,
Данный опыт поможет воспитателям старшего дошкольного возраста, реализующим технологии современной социализации. В данной методической разработке раскрыты способы развития саморегуляции поведения у ст...
Консультация для воспитателей "Саморегуляция поведения дошкольников – что это?"
Одним из важнейших качеств ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность поведения или саморегуляция.Саморегуляция – это процесс управления ребёнк...
Сообщение на методическом объединении на тему: «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».
Сообщение на методическом объединении на тему: ...
«Педагогическая технология«Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников»
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми....
Консультация для воспитателей "Саморегуляция поведения дошкольников" (советы и рекомендации)
В данной консультации мы рассмотрим, что такое саморегуляция, определим ее основные особенности. дадим характеристики каждой сфере развития ребенка. Более подродно изучим этапы развития саморегуляции ...