Сообщение на методическом объединении на тему: «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».
статья (подготовительная группа)
Сообщение на методическом объединении на тему: «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».
Все виды образовательной деятельности, в которые включены дети младшего дошкольного возраста, направлены на формирование важнейшего личностного новообразования – произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю!!!
С самого раннего возраста у детей закладывается функция контроля за своими действиями (формируется произвольное движение, с 2 до 3 лет функции речи). В нашей группе находятся дети 3-4 лет! Один за другим дети включаются в игровые ситуации, предложенные воспитателем. Но не всем это сразу удается – есть ребята, к которым нужно подобрать «особый ключик»!
Уже в этом возрасте (3-4 года) у детей появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Достигнув собственных первых успехов, видя успехи своих товарищей – дети учатся преодолевать трудности. Мы поощряем успехи детей, используя медали из Детского Календаря. Наша группа работает по программе «Миры детства- конструирование возможностей».
В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна. Слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей реальные ощущения и способны запустить естественные механизмы их психики. Очень часто мы-воспитатели используем «Игры-превращалки», они являются основными помощниками в развитии саморегуляции у младших дошкольников.
В нашей группе обучение детей всему проходит через игру. Играючи, ребенок овладевает умениями в каждой из сфер психофизической регуляции. Каждая же игра развивает сразу несколько сфер саморегуляции ребенка.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной регуляции эмоций в младшем дошкольном возрасте мало развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Задача воспитателей учить понимать детей их эмоции, принимать и полноценно выражать их.
Для этого мы проводим с детьми такие игры, как:
«Угадай эмоцию» (Педагог на ушко водящему называет эмоцию «Сердитый мишка», «Радостный зайчик» - ребенок показывает, остальные угадывают.
«Я обиделся»! – один ребенок понарошку обижает другого, тот в свою очередь изображает обиду!
Учим определять эмоции героев сказок и даже эмоции природы за окном!
Коммуникативная сфера:
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность мы воспитатели стараемся развивать такими играми и упражнениями, как: «Ласковое имя» (Сначала дети говорят, как ласково называет их мама. Потом называли ласково по имени своих друзей).
«Мирилки» - дети заучивают или воспроизводят мирилки, которые знают!
«Кому мяч»- воспитатель катит мяч ребенку и спрашивает: «Кто любит строить из кубиков больше всего?» Ребенок катит мяч воспитателю и называет Имя ребенка или говорит – мальчики или девочки!
Дети нашей группы уже в 3 года учатся принимать на себя роль!
Личностная сфера:
Игра «Кто я»- в начале года мы учим детей называть свой пол: «Я – мальчик, Я- девочка». Описывать себя: «Я добрая, у меня светлые волосы, голубые глаза, я люблю играть в куклы». К концу года игра усложняется: дети сквозь окошко в листе бумаги смотрят на своего друга и описывают его! «Егор-он мальчик, любит строить из кубиков, у него очки!»
В помощь развитию самосознания детей в нашем саду есть такие картинки на стенах. На них изображены лица детей-мальчиков и девочек. Дети, спускаясь по лестнице со второго этажа, занимают места возле картинок, которые они ассоциируют с собой!
В течении всего периода нахождения ребенка в детском (5 лет) саду мы формируем навыки самообслуживания согласно возрастным особенностям ребенка. Образцы формирования тех или иных навыков мы снимаем на видео и размещаем на страницах Сайта нашей группы для родителей!
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.
Волевая сфера:
Подвижные игры с правилами - все вы их прекрасно знаете и мы тоже в них с детьми играем! "Солнышко и дождик», "Кот и мыши", «У медведя во бору», «Воробушки и кот», «Лохматый пес» - во всех играх дети учатся действовать по правилам!
На фото игра, которую мы проводим на занятиях по физической культуре – дети должны по команде бросить мяч и так же по команде бежать за ним.
Психофизиологическая сфера:
В любых настольных играх мы учим детей соблюдать правила игры! И если в начале года мы сами предлагали детям игры и выступали в роли ведущего, то с середины года дети сами организуются и выбирают водящего, которому подчиняются беспрекословно!
В игре «Угадай, какой я» дети учатся изображать на своем лице эмоции – злость, радость, страх!
Наш психолог Владлена Владимировна обучила нас приему расслабления для сброса психоэмоционального напряжения у детей. После того, как дети научились чему-то новому или сами научили чему-то героя, пришедшего к ним в гости, они ложатся на ковер, расслабляются, а герой поглаживает по спинке и называет ласково по имени каждого ребенка.
В нашей группе каждое утро происходит ритуал или «Утренний круг». Дети под одну и ту же песню встают в круг, берутся за руки и производят некие действия. Разучивают новые или с удовольствием повторяют уже полюбившиеся упражнения пальчиковой гимнастики или движения танца. Гимнастика и танцы подбираются согласно тематике недели! Такой ритуал придает детям уверенности (они делают что-то знакомое) и приводит к снятию психического напряжения!
На видео мы с вами увидим, как дети под руководством психолога обучаются технике выразительного движения!
В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор.
Технологию Клубный час мы используем с 2018 года (будучи воспитателями детей старшего дошкольного возраста), Эта технология позволяет детям приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
На фото вы видите «Ярмарку мастер-классов», на которой все педагоги делают короткий анонс своему мероприятию, а дети из всего представленного выбирают 3 самых интересных для них мастер-класса!
Мы проводили несколько видов Клубных часов. «Деятельностный» - дети, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях, выбирают ту деятельность, которая им нравится.
«Тематический»- каждый мастер класс был посвящен теме недели (согласно тематическому планированию). Как и в случае Деятельностного КЧ дети выбирали для себя 3 самых интересных мастер-класса, в которых и принимали участие!
«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по детскому саду, заходя в разные группы и наблюдая различную деятельность детей и педагогов. Они остаются в той группе, в которой их больше всего заинтересовало происходящее.
После каждого КЧ дети оценивают свой опыт и свои чувства! (Что понравился, чему научился, кому помог, каким было твое поведение). Развивающее общение, такая технология, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.
Исходя из опыта проведения Клубных часов в нашем саду мы делаем выводы: педагогическая технология «Клубный час» дает свои положительные результаты.
Сегодня был первый опыт проведения КЧ с детьми младшего дошкольного возраста. У Гришаевой Т.Н. технология КЧ вводится со старшего дошкольного возраста. Мы сегодня рискнули и попробовали провести его с младшими дошкольниками. Делать выводы мы можем с вами вместе, удалось или нет?! Можно и нужно ли вводить эту Технологию с младшего возраста?!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на методическом объединении на тему: «Технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников младшего возраста».
Все виды образовательной деятельности, в которые включены дети младшего дошкольного возраста, направлены на формирование важнейшего личностного новообразования – произвольную регуляцию поведения и деятельности, способность к самоконтролю!!!
С самого раннего возраста у детей закладывается функция контроля за своими действиями (формируется произвольное движение, с 2 до 3 лет функции речи). В нашей группе находятся дети 3-4 лет! Один за другим дети включаются в игровые ситуации, предложенные воспитателем. Но не всем это сразу удается – есть ребята, к которым нужно подобрать «особый ключик»!
Уже в этом возрасте (3-4 года) у детей появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Достигнув собственных первых успехов, видя успехи своих товарищей – дети учатся преодолевать трудности. Мы поощряем успехи детей, используя медали из Детского Календаря. Наша группа работает по программе «Миры детства- конструирование возможностей».
В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна. Слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей реальные ощущения и способны запустить естественные механизмы их психики. Очень часто мы-воспитатели используем «Игры-превращалки», они являются основными помощниками в развитии саморегуляции у младших дошкольников.
В нашей группе обучение детей всему проходит через игру. Играючи, ребенок овладевает умениями в каждой из сфер психофизической регуляции. Каждая же игра развивает сразу несколько сфер саморегуляции ребенка.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной регуляции эмоций в младшем дошкольном возрасте мало развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Задача воспитателей учить понимать детей их эмоции, принимать и полноценно выражать их.
Для этого мы проводим с детьми такие игры, как:
«Угадай эмоцию» (Педагог на ушко водящему называет эмоцию «Сердитый мишка», «Радостный зайчик» - ребенок показывает, остальные угадывают.
«Я обиделся»! – один ребенок понарошку обижает другого, тот в свою очередь изображает обиду!
Учим определять эмоции героев сказок и даже эмоции природы за окном!
Коммуникативная сфера:
Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность мы воспитатели стараемся развивать такими играми и упражнениями, как: «Ласковое имя» (Сначала дети говорят, как ласково называет их мама. Потом называли ласково по имени своих друзей).
«Мирилки» - дети заучивают или воспроизводят мирилки, которые знают!
«Кому мяч»- воспитатель катит мяч ребенку и спрашивает: «Кто любит строить из кубиков больше всего?» Ребенок катит мяч воспитателю и называет Имя ребенка или говорит – мальчики или девочки!
Дети нашей группы уже в 3 года учатся принимать на себя роль!
Личностная сфера:
Игра «Кто я»- в начале года мы учим детей называть свой пол: «Я – мальчик, Я- девочка». Описывать себя: «Я добрая, у меня светлые волосы, голубые глаза, я люблю играть в куклы». К концу года игра усложняется: дети сквозь окошко в листе бумаги смотрят на своего друга и описывают его! «Егор-он мальчик, любит строить из кубиков, у него очки!»
В помощь развитию самосознания детей в нашем саду есть такие картинки на стенах. На них изображены лица детей-мальчиков и девочек. Дети, спускаясь по лестнице со второго этажа, занимают места возле картинок, которые они ассоциируют с собой!
В течении всего периода нахождения ребенка в детском (5 лет) саду мы формируем навыки самообслуживания согласно возрастным особенностям ребенка. Образцы формирования тех или иных навыков мы снимаем на видео и размещаем на страницах Сайта нашей группы для родителей!
Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.
Волевая сфера:
Подвижные игры с правилами - все вы их прекрасно знаете и мы тоже в них с детьми играем! "Солнышко и дождик», "Кот и мыши", «У медведя во бору», «Воробушки и кот», «Лохматый пес» - во всех играх дети учатся действовать по правилам!
На фото игра, которую мы проводим на занятиях по физической культуре – дети должны по команде бросить мяч и так же по команде бежать за ним.
Психофизиологическая сфера:
В любых настольных играх мы учим детей соблюдать правила игры! И если в начале года мы сами предлагали детям игры и выступали в роли ведущего, то с середины года дети сами организуются и выбирают водящего, которому подчиняются беспрекословно!
В игре «Угадай, какой я» дети учатся изображать на своем лице эмоции – злость, радость, страх!
Наш психолог Владлена Владимировна обучила нас приему расслабления для сброса психоэмоционального напряжения у детей. После того, как дети научились чему-то новому или сами научили чему-то героя, пришедшего к ним в гости, они ложатся на ковер, расслабляются, а герой поглаживает по спинке и называет ласково по имени каждого ребенка.
В нашей группе каждое утро происходит ритуал или «Утренний круг». Дети под одну и ту же песню встают в круг, берутся за руки и производят некие действия. Разучивают новые или с удовольствием повторяют уже полюбившиеся упражнения пальчиковой гимнастики или движения танца. Гимнастика и танцы подбираются согласно тематике недели! Такой ритуал придает детям уверенности (они делают что-то знакомое) и приводит к снятию психического напряжения!
На видео мы с вами увидим, как дети под руководством психолога обучаются технике выразительного движения!
В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор.
Технологию Клубный час мы используем с 2018 года (будучи воспитателями детей старшего дошкольного возраста), Эта технология позволяет детям приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
На фото вы видите «Ярмарку мастер-классов», на которой все педагоги делают короткий анонс своему мероприятию, а дети из всего представленного выбирают 3 самых интересных для них мастер-класса!
Мы проводили несколько видов Клубных часов. «Деятельностный» - дети, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях, выбирают ту деятельность, которая им нравится.
«Тематический»- каждый мастер класс был посвящен теме недели (согласно тематическому планированию). Как и в случае Деятельностного КЧ дети выбирали для себя 3 самых интересных мастер-класса, в которых и принимали участие!
«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по детскому саду, заходя в разные группы и наблюдая различную деятельность детей и педагогов. Они остаются в той группе, в которой их больше всего заинтересовало происходящее.
После каждого КЧ дети оценивают свой опыт и свои чувства! (Что понравился, чему научился, кому помог, каким было твое поведение). Развивающее общение, такая технология, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.
Исходя из опыта проведения Клубных часов в нашем саду мы делаем выводы: педагогическая технология «Клубный час» дает свои положительные результаты.
Сегодня был первый опыт проведения КЧ с детьми младшего дошкольного возраста. У Гришаевой Т.Н. технология КЧ вводится со старшего дошкольного возраста. Мы сегодня рискнули и попробовали провести его с младшими дошкольниками. Делать выводы мы можем с вами вместе, удалось или нет?! Можно и нужно ли вводить эту Технологию с младшего возраста?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...
Развитие саморегуляции поведения дошкольников через технологию «Ежедневный рефлексивный круг»
В статье представлена технология "Рефлексивный круг"...
методическая разработка на тему "нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников"
методическая разработка...
«Педагогическая технология«Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников»
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми....
Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста".
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста....
Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей 05.02.2019г. на тему:«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста».
Методические рекомендации по составлению картотеки экспериментов....