Программа кружка «Робототехника в детском саду»
материал
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых технологий в конструировании. Использование конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Образовательная программа «Робототехника в ДОУ» рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей детей (старшая, подготовительная группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnyy_plan_po_robototehnike.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ д / с «Саьар5а»
____________ Винокурова М.И.
Программа кружка «Робототехника в детском саду»
Руководитель кружка: Винокуров М.А.
г. Среднеколымск 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых технологий в конструировании. Использование конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Образовательная программа «Робототехника в ДОУ» рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей детей (старшая, подготовительная группы).
Цель программы: развитие пространственных представлений через конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи программы:
1.учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
2.познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
3.используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
4.учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
5.организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
6.формирование умения передавать особенности предметов средствами конструкторов 7.развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения (старшая группа) – 72 занятия по 25 минут (два раза в неделю); Второй год обучения (подготовительная группа) – 72 занятия по 30 минут (два раза в неделю); Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 8-10 человек.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
«от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий робототехникой дети:
- Развивают мелкую моторику рук;
- Развивают память, внимание, умение сравнивать;
- Учатся фантазировать, творчески мыслить;
- Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
- Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
- Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Конструкторы помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Ожидаемые результаты:
- формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям общеобразовательной программы детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно – эстетическое, Социальное развитие. Физическое.
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- формирование умения творчески подходить к решению задачи;
- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
- формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- конкурс детских построек на базе детского сада - совместная проектная деятельность детей и родителей
- совместная проектная деятельность детей и воспитателей
Данная программа направлена на:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Основные образовательные цели Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в учебном курсе открывает новые возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Технология. Проектирование Создание действующих моделей. Воспроизведение иллюстраций и моделей. Демонстрация умения работать со схемами и различными видами конструкторов.
Технология. Реализация проекта Сборка и исследование моделей. Изменение модели путём модификации её конструкции. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями. Математика Измерение времени, ориентирование в пространстве. Оценка и измерение расстояния. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров. Развитие речи Использование в устной речи специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. В образовательной модели выделяем этапы освоения детьми робототехнической деятельности. Первый этап носит подготовительный характер. 1 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада Возрастная категория: с 5 до 6 лет Дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы - это конструирование по замыслу. Педагоги детского сада создали предметно – развивающую среду в группах, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре. 2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада Возрастная категория: с 6 до 7 лет «Конструирование с использованием робототехники» На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике. Занятия конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе
«Робототехника в детском саду» открывает возможности для реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в 4 этапа: 1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. 2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу. 3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде. 4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением. Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели.
Использование робототехники в проектной деятельности ДОУ.
Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идём в зоопарк», «В мире сказок и приключений», «Наш детский сад», «Транспорт», «Растительный мир и животный», «Мой двор», «День победы», «В мире профессий». Материально-технические условия внедрения конструирования и робототехники в ДОУ. Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе. Для эффективной организации занятий по робототехнике необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми. После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора — в коробке или россыпью. Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола. Чтобы в дальнейшем использовать конструкторы на занятиях, он должен пощупать, потрогать элементы, попробовать варианты их скрепления, привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных деталей, просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.
Конструкторы для робототехники (серия MRT и Lego) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики. Необычайная популярность объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности. Основными формами учебной деятельности являются: свободное занятие, индивидуальное и занятие с группой детей.
Тематическое планирование
Предварительная группа
Месяц | Содержание темы |
Сентябрь | 1. Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей. |
2. Исследователи цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки. | |
3.Исследователи цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки. | |
4. Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая. | |
5. Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя. | |
6. Исследователи Lego – деталей (форма и размер). Игра «Самый быстрый и внимательный». Закрепление формы, цвета, скрепления деталей. Спонтанная деятельность детей. Обыгрывание построек. | |
7. Спонтанная игра детей, проверочная работа по укреплению знаний конструктора LEGO. | |
Октябрь | 1. Знакомство с конструктором для робототехники |
2. Знакомство с игрой робофутбол | |
3. Конструируем ворота и заборчик | |
4. Конструируем домик | |
5. Конструируем домик с окном | |
6. Конструирование по замыслу: домик и заборчик | |
7. Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек. | |
8. Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик | |
Ноябрь | 1. Конструируем мебель: диван, кровать |
2. Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек | |
3. Моделирование домашних животных: кошка, собака, лошадка | |
4. Моделирование домашних животных: цыпленок, курица | |
5. Конструирование устойчивых построек | |
6. Обыгрывание построек | |
7. Конструирование легкового автомобиля | |
8. Учимся читать схему. Конструирование легкового автомобиля по схеме | |
Декабрь | 1. Конструирование грузового автомобиля |
2. Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка работ детей | |
3. Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна | |
4. Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна | |
5. Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку | |
6. Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ | |
7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | |
8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | |
Январь | 1. Знакомство с MRT |
2. Изучение блоков | |
3. Соединяем вал, втулку и муфту | |
4. Как использовать блоки | |
5. Типы колес | |
6. Пульт ДУ (Обучение выбора канала) | |
7. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки | |
Февраль | 1. Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки |
2. Конструирование пирамиды одного цвета | |
3. Конструирование пирамиды двух цветов | |
4. Учимся строить объемный домик | |
5. Мой любимый мульт-герой | |
6. Выставка работ | |
7. Подарок для мамы. Моделируем цветок | |
8. Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ | |
Март | 1. Свободная игровая деятельность детей |
2. Развивающие игры с использованием конструктора | |
3. Зоопарк. Моделируем диких животных | |
4. Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных | |
5. Сборка. Обыгрывание построек | |
6. Обыгрывание построек. | |
7. Конструируем нужные вещи: ваза | |
8. Конструируем нужные вещи: подсвечник | |
Апрель | 1. Конструируем нужные вещи: колокольчик. Выставка работ |
2. Конструирование самолета | |
3. Конструирование самолета по схеме | |
4. Конструирование вертолета | |
5. Конструирование военной техники: машина | |
6. Конструирование военной техники: танк | |
7. Конструирование военной техники. Выставка работ | |
8. Конструирование «Мой любимый детский сад» | |
Май | 1. Конструирование «Мой любимый детский сад» |
2. Конструирование «Мой любимый детский сад». | |
3. Конструирование на военную тему «Парад военной техники» | |
4.Конструирование по замыслу детей | |
5. Выставка работ | |
6. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | |
7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | |
8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора |
Подготовительная группа
Месяц | Содержание темы |
Январь | 1. Конструирование на свободную тему. |
2. Вспоминаем виды блоков и скреплений | |
3. Изучение новых блоков MRT | |
4. Соединяем вал, втулку и муфту | |
5. Игра «робофутбол» | |
6. Конструируем домик | |
7. Свободная игровая деятельность | |
8. Тренировка по робо – футболу. | |
Февраль | 1. Изучение электронных частей |
2. Мой любимый мульт герой | |
3. Соединяем блоки и рамки | |
4. Соединяем вал и втулку | |
5. Соединяем электромотор и муфту | |
6. Принцип рычага | |
7. Конструирование по образцу | |
8. Выступление по работам | |
Март | 1. Типы колес |
2. Типы шестеренок | |
3. Использование шестеренок при конструировании | |
4. Гусеничный привод | |
5. Изучение электронных частей | |
7. Виды роботов | |
8. Конструирование робота автомобиля для гонок | |
Апрель | 1. Конструирование робота автомобиля для гонок |
2. Конструирование робота танк | |
3. Конструирование робота танк | |
4. Робофутбол | |
5. Моделирование ракет | |
6. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием блоков | |
7. Конструирование на пару с родителями (братьями, дядями) | |
8. Игры на знание простых математических вычислений | |
Май | 1. Конструирование нужных вещей. Выставка работ |
2. Конструирование самолета по образцу | |
3. Конструирование вертолета по образцу | |
4. Конструирование трактора на гусеницах | |
5. Конструирование военной техники. Выставка работ | |
6. Зоопарк. Моделируем домашних и диких животных. Выставка работ | |
7. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора. Конструирование по замыслу детей | |
8. Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора. Конструирование по замыслу детей |
Итогом работы по освоению программирования в среде ROBOLAB RCX выделены следующие приобретаемые дошкольниками знания:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов MRT и Lego;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
За этой технологией - большое будущее. Робототехника (ЛЕГО) прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Соревнования по робототехнике (конструирование блоками)– это яркие воспитательные мероприятия, объединяющие детей и взрослых.
Используемая литература по робототехнике:
1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО» 2. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с. 3. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с. 4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Ритмика в детском саду"
Программа "Ритмика в детском саду" разработана на 2 года, для детей 5-6 и 6-7 лет. Она содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, цели и задачи куружка, перечень видов музыкально-ри...
Программа кружка "Тестопластика" в детском саду
Методическая разработка программы кружка "Тестопластика" в детском саду...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа
Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творч...
Программа кружка ««Робототехника в детском саду»
Содержание: Пояснительная запискаАктуальность Цель и задачи курсаСтруктура занятияОжидаемые результаты 2. Учебный перспективный план 3. Список используемой литературы1....
Презентация кружка "LEGOLAND" - LEGO-конструирование и образовательная робототехника в детском саду
laquo;Робототехника»общем виде это достаточно сложная дисциплина, которая вбирает в себя научные знания из электроники, механики и программирования. Юные исследователи, войдя в занимательный ми...
Программа кружка ««Робототехника в детском саду»
Мир, в котором мы живём, меняется стремительно. «Умные» машины, роботизированные производства и множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни. Робототехнические решения ...
- Мне нравится (2)