Программа кружка ««Робототехника в детском саду»
рабочая программа (подготовительная группа)
Мир, в котором мы живём, меняется стремительно. «Умные» машины, роботизированные производства и множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни. Робототехнические решения становятся всё более востребованными и распространёнными, а области их применения расширяются.
Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Отсюда возникает необходимость прививать детям интерес к области робототехники и автоматизированных систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_robototehniki_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 45.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»
Программа кружка
««Робототехника
в детском саду»
(подготовительная группа)
Принят на педсовете ___________________________
Руководитель кружка
Чучкова Е.И.
Г.о.г. Выкса,2020
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………...3
Учебный план модуля «Робототехника с matatalab pro set» …………………………..4
Рабочая программа модуля «Робототехника с matatalab pro set» ……………………5
Формы аттестации …………………………………………………………………...8
Оценочные материалы модуля «Робототехника с matatalab pro set»………………….9
Организационно – педагогические условия……………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………………13
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живём, меняется стремительно. «Умные» машины, роботизированные производства и множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни. Робототехнические решения становятся всё более востребованными и распространёнными, а области их применения расширяются.
Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Отсюда возникает необходимость прививать детям интерес к области робототехники и автоматизированных систем.
Актуальность программы. Данная дополнительная общеобразовательная (адаптированная) программа актуальна, т.к. направлена на получение обучающимися знаний в области робототехники. Обучающиеся научатся моделировать автоматические устройства и создавать алгоритмы управления роботами, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Данная программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья и учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная (адаптированная) программа «Образовательная робототехника» имеет техническую направленность. Направление программы – техническое. Программа составлена на основании действующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.«Концепция развития дополнительного образования детей», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р;
3. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержден приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196;
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с ОВЗ»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Отличительной особенностью программы является то, что в процесс обучения включена игровая деятельность с использованием робототехнических наборов и компьютерных технологий.
Адресат программы. Модуль «Робототехника с matatalab pro set» рассчитан на обучающихся подготовительной группы.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Программа включает в себя модуль «Робототехника с matatalab pro set» ознакомительного уровня.
Задачи программы.
Задачи модуля «Робототехника с matatalab pro set»:
Обучающая:
- обучить навыкам программирования.
Развивающая:
- способствовать развитию логического мышления и пространственного воображения.
Воспитательная:
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Объём и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) адаптированная программа «Образовательная робототехника» рассчитана на 1 год обучения, 20 часа в год.
Форма обучения - очная. Форма организации занятия – индивидуальная, групповая, формы проведения занятия - беседа, практическое занятие.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 минут.
Образовательная деятельность по данной дополнительной общеобразовательной программе осуществляется в течение всего учебного года (сентябрь – май).
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения по модулю «Робототехника с matatalab pro set» обучающиеся знают:
- основные понятия образовательной робототехники;
- принципы построения алгоритма;
Учебный план модуля «Робототехника с matatalab pro set»
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Форма текущего контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Введение в робототехнику (1 ч) | |||||
1.1 | Введение в робототехнику | 0.5 | 0.5 | - | Устный опрос |
Раздел 2. Построение маршрута (11 ч) | |||||
2.1 | Построение маршрута | 0.5 | - | 2 | Выполнение практического задания |
2.2 | Преодоление препятствий | 0.5 | - | 1 | |
2.3 | Цикл | 0.5 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Функция | 0.5 | 0,5 | 0,5 | |
2.5 | Лабиринты | 0.5 | 0,5 | 0,5 | |
2.6 | Меры длины. Расчет расстояния | 0.5 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Алгоритмы и их применение (8 ч) | |||||
3.1 | Рисование фигур | 0.5 | 0.5 | 1 | Выполнение практического задания |
3.2 | Алфавит | 0.5 | - | 0.5 | |
3.3 | Музыкальные алгоритмы | 0.5 | 0,5 | 0,5 | |
3.4 | Перемещение груза | 0.5 | 0.5 | 0.5 | |
Промежуточная аттестация | 0.5 | - | 0.5 | Выполнение практического задания | |
Всего | 6.5 | 4 | 8.5 |
Рабочая программа модуля «Робототехника с matatalab pro set»
Раздел 1. Введение в робототехнику (1 ч)
Тема 1.1. Введение в робототехнику
Теория: - Правила поведения в кабинете. Техника безопасности. Организация рабочего пространства.
- Знакомство с робототехникой.
- Понятие алгоритма.
- Знакомство с matatalab, управление.
Практика: Знакомство с matatalab, управление.
Текущий контроль: устный опрос.
Раздел 2. Построение маршрута (11 ч)
Тема 2.1. Построение маршрута.
Практика: - Построение простейших маршрутов. Команды: прямо, назад, налево, направо
- Построение простейших маршрутов. Числовые блоки.
- Построение простейших маршрутов. Предустановленная мелодия.
- Построение простейших маршрутов. Предустановленный танец.
- Построение простейших маршрутов. Случайное движение.
- Лишний блок
- Оформление игры «Авиашахматы»
- Игра «Авиашахматы»
Тема 2.2. Преодоление препятствий
Практика: - Преодоление препятствий. Птички.
- Преодоление препятствий. Океан.
- Преодоление препятствий. Прогулка в лесу.
- Преодоление препятствий. Достопримечательности Р.Ф.
- Преодоление препятствий. Городской маршрут.
Тема 2.3. Цикл
Теория: Понятие цикла. Построение маршрута с применением цикла.
Практика: Понятие цикла. Построение маршрута с применением цикла.
- Построение маршрута с применением цикла.
Тема 2.4. Функция.
Теория: Понятие функции. Построение маршрута с применением функции.
Практика: - Понятие функции. Построение маршрута с применением функции.
- Построение маршрута с применением функции.
Тема 2.5. Лабиринты.
Теория: Лабиринты.
Практика: - Препятствия и флаги.
- Создание лабиринтов со стартом и финишем.
Теория: Карты. Картографическая сетка
Практика: - Построение маршрута по картографической сетке.
- Карта города.
Теория: Блок случайного значения.
Практика: Блок случайного значения.
- Настольная игра matatalab
Тема 2.6. Меры длины. Расчет расстояния
Теория: Меры длины. Расчет расстояния.
Практика: Меры длины. Расчет расстояния.
Текущий контроль: выполнение практического задания.
Раздел 3. Алгоритмы и их применение (8 ч)
Тема 3.1. Рисование фигур
Теория: Понятие угла. Рисование фигур.
Практика: - Прямая, волнистая линии.
- Квадрат, треугольник.
- Звезда пятиконечная, восьмиконечная.
- Цветок, домик.
- Сложные рисунки.
Тема 3.2. Алфавит
Практика: Алфавит. Написание букв: А, Б.
- Буквы: Г, Д.
- Буквы: Е, Ё, Ж.
- Буквы: З, И, Й.
- Буквы: К, Л.
- Буквы: М, Н.
- Буквы: О, П.
- Буквы: Р, С.
- Буквы: Т, У.
- Буквы: Ф, Х.
- Буквы: Ц, Ч.
- Буквы: Щ, Ь, Ъ.
- Буквы: Ы, Э.
- Буквы: Э, Ю, Я.
- Написание слов.
- Алгоритм для написания цифр 0-4.
- Алгоритм для написания цифр 5-9.
Тема 3.3. Музыкальные алгоритмы
Теория: - Написание мелодии.
Практика: - Мелодия «Маленькая звездочка»
- Мелодия «Колыбельная»
- Мелодия «Рождественская песенка»
- Мелодия «Песенка художника»
- Мелодия «Мэри и её барашек»
- Мелодия «Песенка Красной Шапочки»
- Мелодия «Фантазия»
Тема 3.4. Перемещение груза
Теория: Перемещение груза по полю matatalab
Практика: - Перемещение груза с преодолением препятствий
Теория: Сортировка грузов по полю matatalab
Практика: - Сортировка грузов по полю matatalab
- Организация движения одновременно двух роботов по одному полю
Текущий контроль: выполнение практического задания.
Промежуточная аттестация: выполнение практического задания. (1 час)
Формы аттестации
Формы аттестации и текущего контроля представлены в соответствии с «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся».
Формы текущего контроля –устный опрос, выполнение практических заданий. Текущий контроль проводится в конце раздела.
Форма промежуточной аттестации - выполнение практического задания. Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения модуля.
Форма оценки результатов текущего контроля и промежуточной аттестации: высокий, средний, низкий уровень освоения материала.
Оценочные материалы модуля «Робототехника с matatalab pro set»
Раздел 1. Введение в робототехнику.
Форма текущего контроля – устный опрос.
Вопросы:
- Что такое «Механизм»?
- Что такое «Автомат»?
- Что такое «Робот»?
- Что такое «Алгоритм»?
- Что такое «Программа»?
Критерии оценки текущего контроля:
Высокий уровень освоения материала – 4-5 точных ответов;
Средний уровень освоения материала –3 точных ответа;
Низкий уровень освоения материала – 2 и менее точных ответа.
Раздел 2. Построение маршрута.
Форма текущего контроля – выполнение практического задания: построение маршрута с преодолением препятствий.
Критерии оценки текущего контроля:
Высокий уровень освоения материала – маршрут построен грамотно, без помощи педагога;
Средний уровень освоения материала – маршрут построен грамотно с небольшой помощью педагога;
Низкий уровень освоения материала – для построения маршрута обучающемуся требуется помощь педагога.
Раздел 3. Алгоритмы и их применение
Форма текущего контроля – выполнение практического задания: организация движения двух роботов по полю matatalab с интеграцией звукового сигнала.
Критерии оценки текущего контроля:
Высокий уровень освоения материала – обучающийся справился с заданием без помощи педагога;
Средний уровень освоения материала – обучающийся справился с заданием с небольшой помощью педагога;
Низкий уровень освоения материала – для выполнения задания обучающемуся требуется помощь педагога.
Промежуточная аттестация.
Форма промежуточной аттестации – выполнение практического задания: организация движения двух роботов по полю matatalab. Составление алгоритма движения с интеграцией звуковых сигналов.
Критерии оценки текущего контроля:
Высокий уровень освоения материала – программа написана без помощи педагога;
Средний уровень освоения материала – с небольшой помощью педагога;
Низкий уровень освоения материала – обучающемуся требуется помощь педагога.
Методические материалы
- Презентация «LEGO MINDSTORMS Education EV3»
- Презентация «Принцип работы ультразвукового датчика»
- Презентация «Основы движения и поворотов»
- Презентация «Регуляторы для одного датчика»
- Презентация «Регуляторы для двух датчиков»
- Проект «Тайный код Сэмюэла Морзе» от издательства «Лаборатория знаний»;
- Проект «Секрет ткацкого станка» от издательства «Лаборатория знаний»;
- Проект «Посторонним вход воспрещён» от издательства «Лаборатория знаний»;
- Проект «Человек всему мера» от издательства «Лаборатория знаний»;
- Проект «Крутое пике» от издательства «Лаборатория знаний»;
- Проект «В поисках сокровищ» от издательства «Лаборатория знаний»;
- Проект «Волшебная палочка» от издательства «Лаборатория знаний»;
- Карточки с примерами заданий для MatataLab Pro set (Мелодии, Рисунки, Русский алфавит).
Организационно – педагогические условия
- Набор для обучения MatataLab Pro set;
- Поля для приключений MatataLab Pro set;
- Основной набор робототехники с контроллеромEV3: Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3;
- Набор дополнительных элементов, расширяющий возможности базового набора: Ресурсный набор LEGO MINDSTORMS Education EV3 – комплектуется с базовым 1:1;
- Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 – по количеству компьютеров;
- Зарядное устройство – комплектуется с базовым набором 1:2;
- Персональный компьютер (ноутбук). Минимальные системные требования:
- ОС: Windows XP, Windows 7, Windows 8, Windows 10.
- Оперативная память не менее 1 Гб.
- Процессор – 1,6 ГГц (или быстрее).
- Свободное место на жестком диске: 5 Гб.
- Разрешение экрана – 1024 x 600.
- Поля для состязаний «Первый шаг в робототехнику».
- 3D принтер с закрытой камерой.
Список литературы
Литература для педагога:
- Гинзбург, Е.Е. Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие / Е.Е. Гинзбург, А.В. Винокуров - Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011 г.
- Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе, методическое пособие, издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.
- Руководство преподавателя по ROBOTC для LEGO MINDSTORMS. - Москва, 2012 г.;
- Тарапата В.В. Робототехника в школе. Методика. Программы. Проекты. – Москва: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – С.П. «Наука», 2011 г.;
Литература для учащихся:
- Зайцева Н.Н. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Человек всему мера. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Рыжая Е.И. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. В поисках сокровищ. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Салахова А.А. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Волшебная палочка. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.
- Сафули В.Г. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Посторонним вход воспрещён! – М.: «Лаборатория знаний», 2017г.;
- Стерхова М.А. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3.Секрет ткацкого станка. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Тарапата В.В. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3. Тайный код Сэмюэла Морзе. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Удалов В.В. Конструируем роботов на LEGO Mindstorms Education EV3.Крутое пике. – М.: «Лаборатория знаний», 2017 г.;
- Филиппов С.А. Уроки робототехники. – М.: «Лаборатория знаний», 2017г.;
Интернет-ресурсы:
- Интернет-журнал про образовательную робототехнику и роботов.
- Лего-роботы и инструкции для робототехника.
- Мой робот. Роботы. Робототехника. Микроконтроллеры.
- Научно – популярный портал «Занимательная робототехника».
- Робототехника. Сайт о роботах и робототехнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...