«Патриотическое воспитание старших дошкольников через взаимодействие с социумом».
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание старших дошкольников
через взаимодействие с социумом».
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, о народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с дошкольного детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Очень важным условием в воспитании чувства Родины является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции. Взаимодействие с родителями по этому вопросу способствует бережному отношению к семейным традициям, сохранению семейных связей. В основу работы с семьей взяла заповедь А.С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Но, знания о Родине, о народе, обычаях, традициях это лишь «пища для ума» А чувство Родины идет от сердца, поэтому важно донести до родителей необходимость организации правильной собственной жизни взрослых, жизни ребенка и скорректировать представления родителей о патриотическом воспитании дошкольников.
Совместные познавательно-творческие проекты(например проект «Папа, мама, я – счастливая семья», оформление плаката «Моя родословная») сближают детей и родителей в процессе совместной деятельности, являются источником информации, новых чувств и взаимоотношений. Каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применения инновационных форм работы с дошкольниками, например , участие в акциях социального характера. Акции социального характера способствуют развитию нравственно – патриотических качеств детей, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения данных мероприятий у детей повышается уровень гуманизма и ответственности. Ребята открывают для себя новые знания, творческие возможности, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. его историей. Тематика акций разнообразна: «Пушистым лапкам от добрых детских сердец» - сбор корма в приют для животных; «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц; «Ангел-хранитель» - Всемирный день памяти жертв ДТП; «Подари книгу с любовью»; «Читаем детям о войне»; «Георгиевская ленточка»; «Письмо солдату»; «Посылка солдату» - акция по сбору гуманитарной помощи на фронт; «Новогодняя открытка солдату»; акция «Окопная свеча» -оформление «поясков»для окопных свечей на фронт солдатам. Участие в таких мероприятиях не оставляют детей равнодушными, пробуждают в их сердцах милосердие, сострадание, ответственность, заботу о людях, находящихся в сложной жизненной ситуации, сопричастность к событиям, происходящим в родной стране, гордость за своих земляков – героев, а следовательно пробуждают в ребенке патриотические чувства.
Одним из направлений патриотического воспитания является приобщение дошкольников к прошлому и настоящему родного города, края. Этому способствует организация взаимодействия с различными социальными институтами города:
- Школа; школьный музей;
- Историко-краеведческий музей;
- Музей Северо-западного фронта;
- Народный музей;
- Физкультурно-оздоровительный комплекс;
- Детская библиотека;
- Литературный киоск;
- Центр народного творчества «Берегиня».
- Киноцентр «Россия»
Художественное отражение и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. Нельзя растить полноценного человека «без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как лиры всех вещей. Посещая Детскую библиотеку, Киноцентр «Россия», Центр народного творчества «Берегиня» дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, . Многообразие видов и жанров искусства, художественно – эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии и воспитывает чувство патриотизма, любовь к родному краю, к Родине.
Наши воспитанники принимают участие в выставках детских работ. Традиционно дети и родители приглашаются на День открытых дверей «В мире прекрасного».
Патриотическое воспитание взаимосвязано с физическим развитием, такие качества как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины. Взаимодействие с ФОКом способствует физическому развитию детей. Они охотно участвуют в спортивных соревнованиях, в Кроссе нации, во Всемирном дне ходьбы и других мероприятиях.
Традиционным стало проведение военно-спортивной игры «Зарничка» в преддверии Дня освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков. Игра направлена на воспитание уважения к Российской Армии, к профессии военного, интереса к различным родам войск; чувства гордости за нашу большую и малую Родину. .Юным участникам предстояло показать свою силу и ловкость в конкретных заданиях: «Огневой рубеж», «Минное поле», «Разведка», «Связисты», «Перевозка раненых». Дети с интересом выполняли все задания. Игра «Зарничка» способствует сплочению детского коллектива, развитию физических качеств, выработке навыков действий в экстремальных ситуациях.
Посещение музея Северо-западного фронта и Народного музея позволяют дошкольникам узнать о героическом прошлом родного города, о бойцах –героях ,защищавших и освобождавших Старую Руссу от фашистских захватчиков, познакомиться с памятниками героям ВОВ, узнать, почему родной город носит почетное звание – Город воинской славы.
Сотрудничество с Историко-краеведческим музеем – заповедником позволяет детям прикоснуться к далекому прошлому малой родины, познакомиться с обычаями и традициями русского народа.
Таким образом, взаимодействуя с разными социальными институтами, воспитываем в дошкольнике патриота своей Родины с высокими нравственными, этическими качествами, среди которых, важное значение, будет иметь, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Патриотическое воспитание дошкольников, через связь с социумом посредством проведения праздников и развлечений"
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через связь с социумом посредством участия детей в праздниках и развлечениях, воспитание гордости и уважения за Российскую армию....
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...
Доклад (обобщение опыта работы по теме самообразования) Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОО...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"
Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников"...
"Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников".
Проект "Сердце отдаю Родине"....
Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает...
Выступление на педагогическом совете «Взаимодействие с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных...