Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»
консультация (старшая группа)
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Ведь главная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotich_vospitanie.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида №16 «Радуга»
Консультация на тему: «Взаимодействие родителей и воспитателя в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников»
Воспитатель: Лушникова Елена Николаевна
В наше время проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых главных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — это главное звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В семье ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Ведь главная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В детском саду главную задачу воспитатель ставит перед собой следующие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:
1.воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. воспитание уважения к труду;
4. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
5.формирование элементарных знаний о правах человека;
6.расширение представлений о городах России;
7. знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
8.развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9.формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Решать задачи по патриотическому воспитанию возможно только во взаимодействии с семьями воспитанников, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада и группы.
Работа с родителями – это сложная и очень важная часть деятельности воспитателя, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь воспитателя родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Воспитатель в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников группы, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействия воспитателя и семьи по патриотическому воспитанию детей, можно заложить слова В. А. Сухомлинского «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Он подчеркивал, что задачи воспитания могут успешно решаться в том случае, если воспитатель поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность воспитательной работы, более успешно формируются патриотические чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения.
Разные формы работы по взаимодействию воспитателя с семьей позволяет выбрать наиболее эффективные из них для решения задач патриотического воспитания дошкольников, для повышения уровня знаний и умений родителей по патриотическому воспитанию дошкольника.
Формы взаимодействия :
1.совместные экскурсии по достопримечательностям родного города,
2.совместные праздники и викторины,
3.выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях;
4.семейные встречи в музее «Русская изба»,
5.знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном
Все это формирует у дошкольников представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием также могут стать совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми
местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно.
Также совместная деятельность детей-родителей-воспитателя воспитывает комплекс нравственно-волевых качеств – любовь к родному краю, отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, трудолюбие - развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания. Воспитательный эффект труда в совместной продуктивной деятельности повышается, если ребенок работает вместе с мамой, папой, дети чувствуют себя настоящими помощниками в полезном деле. Для формирования патриотических чувств ребенка большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему, которое зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Главное, что может доставить ребенку радость - это общение его с родителями, совместные прогулки, путешествия совместная деятельность. Поведение родителей служит для детей наглядным примером любви к родному краю.
Для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели «патриотическое лицо» своих родителей. Как уже упоминалось, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. В тоже время, преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование той основы, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Необходимо формировать такие качества как:
1.чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2.чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3.представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
4.воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо. деятельность, художественное слово.
5.воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.
6. создание развивающей среды в группах.
7.воспитание гражданско-патриотических чувств через самостоятельную проектную деятельность детей.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьей осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества:
Анкета: «Наши семейные традиции», «Патриотическое воспитание», «Юный патриот».
Консультации: «Люблю тебя моя малая родина», «Мы живем в России», «Природа вокруг нас», «Покормите птиц зимой».
Заседания родительских клубов: «Воспитание добротой», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Народные промыслы».
Совместная деятельность детей и родителей: оформление рисунков «Моя любимая семья», «Моя мама лучше всех», «Мой родной город», «Мой домашний любимец».
Оформление выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Народные промыслы», «Мастерская Деда Мороза», «Моя родословная», «Герб семьи».
Тематические выставки поделок из природного материала: «Чудо овощи», «Картины из осенних листьев», «Зимние забавы»
Совместные экологические проекты: «Русская березка», «Природа родного края», «Трудно птицам зимовать-надо птицам помогать».
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории родного края, предметы быта, подбор художественной литературы.
Экскурсии к памятнику погибших воинов во время Великой Отечественной войны, в краеведческий музей, выставочный зал «Картинная галлерея»
Беседы: «Моя дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Традиции», «В гостях у сказки».
Совместные занятия родителей и детей с презентацией: «Хлеб всему голова», «Моя семья», «Наш любимый город», «Москва-столица нашей Родины».
Совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, викторины, спортивные мероприятия «Мы читающая семья», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Мама, папа рядом, что еще для счастья надо».
Праздники с использованием ИКТ: «День знаний», «Осень в гости пришла», «День защитника отечества», «Мамин праздник», «День победы», «Выпускной», «Лето в гости пришло».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"
Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь...
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...
презентация Взаимодействие родителей и воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольников
В презентации рассказывается какие мероприятия совместно с родителями можно провести в детском саду по экологическому воспитанию детей. В фотоотчете наглядно видно наглядно видно какие мероприят...
План совместных с родителями мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
План совместных с родителями мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе детского сада....
Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
Народное творчество это беценнное сокровище народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...
Паспорт проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» (долгосрочный)
Цель педагогического проекта:Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к сов...
Доклад на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Доклад на педагогический час на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»...