Доклад (обобщение опыта работы по теме самообразования) Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
методическая разработка на тему
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Доклад
(обобщение опыта работы по теме самообразования)
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Подготовила: Дегтярёва Лилия Васильевна, воспитатель 1категории МКОУ Квитокская СОШ №1
детский сад «Теремок»
п.Квиток
Тайшет, 2017г
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме самообразования: « Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном посёлке, городе, стране, государственной символике, особенностях русских традиций. Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по развитию патриотизма можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.
В настоящее время эта работа особенно трудна и требует большого такта и терпения, так как в семьях по итогам проведённого нами анкетирования воспитание патриотизма, нравственности не считается важным и зачастую вызывает лишь недоумение. Именно это заставило нас рассмотреть вопрос, от решения которого зависит будущее каждого человека, живущего в России, и всей страны в целом – вопрос патриотического воспитания. На основании вышеизложенного, мною была выбрана тема по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников».
Целью работы стало: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
Для достижения цели необходимо решения следующих задач:
- Формирование у ребенка любви и чувства привязанности к своей малой Родине (семье, дому, детскому саду, улице, посёлку);
- развитие интереса к русским традициям и обычаям;
- расширение представлений о родной стране, её столице, государственных праздниках;
- знакомство детей с государственными символами России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание любви и уважения к армии;
- взаимодействие с семьями воспитанников
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста организовала по принципу «От простого к сложному». Она состоит из следующих этапов: информационно-подготовительный, практический, заключительный.
Этапы работы:
Информационно – подготовительный этап
Включает в себя:
- Изучение учебно-методической литературы ( «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М.Д.Маханёвой, «С чего начинается Родина?» Л.А.Кондрыкинской, «Мой родной дом»,«Маленькие россияне», Н. А. Ариповой-Пискарёвой);
- Изучение периодической печати (подбор статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детскому саду», «Воспитатель ДОУ» и др.);
- Знакомство с педагогическим опытом детских садов и работами других педагогов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий );
- Разработка перспективных планов, конспектов НОД, сценариев ;
- Подбор диагностики для выявления уровня развития детей;
- Оформление патриотического уголка;
- Пополнение наглядно-иллюстрированного материала;
- Подготовка рекомендаций, консультаций для педагогов, родителей.
Практический этап
На основании изученной литературы и опыта коллег по данной теме работу начала с диагностики детей. Для определения уровня знаний дошкольников применила материал из учебно-методического пособия О. В. Дыбиной «Диагностика направленности ребёнка на мир семьи». Результаты мониторинга показали невысокий уровень знаний детей и натолкнули меня на мысль о том, что необходимо вести систематическую, последовательную работу в разных видах деятельности и по разным направлениям.
На основе полученных данных провела следующую работу с детьми старшего дошкольного возраста:
- Чтение художественной и познавательной литературы о природе России, родного края, о войне;
-Проведение дидактических игр: "Наш детский сад", "Наша страна", «Расскажи о своей семье", "Назови ласково"
- Проведение непосредственно-образовательной деятельности:
"Моя Родина"
"9 мая. День победы"-
- Беседы с детьми:
"Улица, на которой я живу"
"Что такое доброта"
"История Российского флага"
"Как выращивают хлеб"
- Разработка и реализация проектов, относящихся к государственным и народным праздникам:
«Наш любимый праздник Новый год»
«Моя любимая мамочка»
«Мой папа тоже был солдатом»
«День Победы»
«Космос и мы»
«Широкая масленица».
- Экскурсии, прогулки вокруг детского сада.
- Тематические праздники: «Краски осени», «День Защитника Отечества» «День Победы», «Масленица», «Новый год», «8 марта».
Всё это способствует расширению кругозора, повышению познавательной и творческой активности детей.
Работа с родителями
Важным условием патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьёй.
В работе с родителями использовала следующие формы взаимодействия:
Родительские собрания
Проектная деятельность
Выставки
Праздники
Помощь детскому саду
Одна из главных форм сотрудничества являются родительские собрания. Цель которых - привлечь родителей к вопросу нравственно - патриотического воспитания дошкольников, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества.
Особое место занимают выставки, проводимые в детском саду. Это выставки совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии», «Мой папа солдат», «Ёлки водят хоровод», «Моя - мама мастерица и др.».
Родители поддерживают и наши традиции в проведении праздников, посвященных 8 Марта, Дню защитника Отечества, Масленице, Новому году. Они не только зрители, но и полноправные участники этих мероприятиях.
Традицией стало проведение акции «Добрые дела» - сколько воспитательных моментов таит в себе это название! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам. Папы принимали участие в строительстве песочницы и нового ограждения вокруг территории детского сада, смастерили кормушки, мамы сшили для кукол одежду и помогли с посадкой огорода.
Родители активно участвовали в проектах «Зимушка-зима», «Осень - чудная пора», «Моя малая Родина» и других.
Своими руками изготовили новогодние игрушки, книжки-малышки на тему «Осень», «Зима», помогли в создании фотоальбома «Мой посёлок», книги «Добрые дела».
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа с педагогами
Тема моего опыта была интересна не только родителям, но и педагогическому составу детского сада и школы. Представила опыт работы по теме «Взаимодействие по патриотическому воспитанию в рамках школы и детского сада» на кустовом методическом семинаре по преемственности, предложила консультации «С чего начинается Родина», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», провела деловую игру «Педагогический экспресс».
У педагогов повысился интерес к данному вопросу как образовательному и воспитательному источнику.
Заключительный этап:
На третьем этапе была проведена заключительная диагностика, которая показала, что уровень развития патриотизма детей значительно повысился:
- у детей сформировалось уважительное отношение к государственным символам РФ;
- дошкольники научились проявлять личные нравственные качества: патриотизм, справедливость, доброту;
- дети испытывают чувство любви, ответственности и гордости за родной край, страну;
- проявляют любовь к родной природе и др.
Повторное анкетирование родителей подтвердило эффект работы. Они стали больше проявлять интерес к вопросу патриотического воспитания в семье. Количество родителей участвующих в образовательном процессе возросло.
Вывод:
Любовь к Родине – это чувство, которое мало поддается измерению. Патриотизм - это качество человека, коллектива, общества. Закаляется (развивается) оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом воспитателя входит в жизнь ребёнка.
Ставя перед собой цель и задачи по формированию патриотических чувств у детей в системе ДОУ, мы можем считать ее выполненной в пределах доступных дошкольному возрасту, если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни.
Разработанный перспективный план по теме, система мероприятий по развитию патриотизма, взаимодействие с родителями позволили улучшить качество знаний детей, расширить их кругозор, повысить активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным. Это позволяет нам надеяться на успешное складывание предпосылок формирования патриотической позиции у дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Проект решения: опыт работы по данной теме может использоваться педагогами ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»
Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....
Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Презентация для педагогов...
Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...
«Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через в...
Выступление на педсовете "Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников...