Консультация для педагогов. «Создание условий для речевого развития детей»
консультация
"Создание условий для речевого развития детей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Создание условий для речевого развития детей»
Подготовила и провела: Марфутенко А.О.
Когалым 2023 г.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речевого развития зависит успешность обучения детей в школе.
В сентябре 2023г. в нашем дошкольном учреждении начала функционировать разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. С коллегой Натальей Викторовной, мы создали развивающую предметно-пространственную среду акцентируя внимание на речевое развитие детей. В каждом уголке предметно-пространственной среды групповой комнаты имеется материал для развития речи наших воспитанников. Содержание уголков определено не случайно, а в строгом соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжёлыми нарушениями речи, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи дошкольников.
Содержание речевого уголка. (слайд 2-5)
С целью совершенствования всех сторон речи, развития звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования предпосылок обучения грамоте в группе оформлен речевой уголок.
В речевом уголке оформлены:
- Картотека артикуляционной гимнастики.
- Картотека дыхательных упражнений.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека игр с массажными мячиками и мячиками Су-джок.
- Картотека динамических пауз.
- Дидактические игры на обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие звукопроизношение и фонематический слух.
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные и пейзажные картины для составления описательных рассказов.
- Мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Содержание книжного уголка. (слайд 6-8)
Речевой уголок расположен рядом с «уголком книги». Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
1. частушки, потешки, песенки, прибаутки, небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки
2. Иллюстрации к детским произведениям, изображающие сказочных персонажей
3. Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказок
4. дидактические игры.
Уголок «Театрализации». ( слайд 9)
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, костюмов для игр-драматизаций. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос.
Музыкальный уголок. (слайд 10-11)
В центре собраны разные музыкальные инструменты, которые используются в играх на узнавание неречевых звуков.
Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Шумовые мешочки», «Тихо - громко» и другие. Такие игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих. В это время работает физический слух.
Разработана картотека игр для развития голоса.
Физкультурный уголок. (слайд 12)
1.Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
2. Объяснение правила игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала о правилах рассказывает воспитатель, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
3.Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, хороводные игры, подвижные игры, игры малой подвижности.
Уголок природы. (Слайд 13-15)
Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса используются речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.
Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.
При построении образовательного процесса используются дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку", которые помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.
- стихи о погоде
- Пословице о погоде
- Наблюдения за погодой
Уголок математике. (слайд 16-17) На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы формируем у детей специальный словарь – математических терминов и, кроме того, имеем возможность создать специальную речевую среду, дающую детям образцы речи (речь воспитателя, художественное слово) и позволяющую развивать собственную.
подбор ассоциативных связей –игра «Только одно свойство», «Найди такой же», «Найди и опиши», классификация объектов по признакам- «На что похоже?», вопросы, формулировка которых требует развернутого ответа: «Какая фигура подойдет мышонку, чтобы скатываться, а медвежонку – посидеть?», «Почему?»; задание, по указанию или по аналогии с образцом воспитателя: «Какое число меньше 8, но больше 4?»
Уголок рисования. (слайд 18)
Слайд 19.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»
Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»...
Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....
Консультация для педагогов "Создание благоприятных условий обучения детей ходьбе на лыжах"
Лыжный спорт – интересное и увлекательное занятие для детей. Оно очень полезно для их здоровья, потому что развивает опорно-двигательный аппарт и маневренность. Но у этого ви...
Консультация для педагогов «Создание комфортных условий для здорового развития ребенка»
Консультация для педагогов«Создание комфортных условий для здорового развития ребенка»...
Консультация для педагогов "Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности воспитателя и ребенка".
К рассмотрению предложены следующие вопросы:-Создание комфортной среды общения взрослого и ребенка.-Влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка.-Организация совместной деятельности с дет...
Консультация для родителей "Нормы и отклонения речевого развития детей 2 – 3 лет. Методы стимулирования речи в домашних условиях"
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 2 - 3 лет. Так же, есть показатели, которые должны насторожить родителей....
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада».
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для созданияу детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в усло...