Дидактическое пособие "Колобок"
методическая разработка (младшая группа)

Светачкова Вера Александровна

 Средств для формирования у дошкольников  нравственно-патриотических  принципов множество, но я решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно - патриотического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_kolobok.docx132.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по использованию дидактического пособия 

 «Колобок»

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

 Увеличилось количество дошкольников, у которых замечаю нарушения поведения в виде тревожности, гипер- активности. Наблюдая за детьми младшего возраста,  выявила некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

 Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.

 Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных  норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

 Средств для формирования у дошкольников  нравственно-патриотических  принципов множество, но я решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно - патриотического воспитания детей.

 Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

 Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

 Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Дидактическое пособие составлено на основе русской народной сказки «Колобок». Все игровые упражнения увлекательны, обыгрываются в одном сценарии. Главный герой -  колобок приглашает дошкольников в увлекательное путешествие по страницам сказки, встречаясь с обитателями сказочного леса, дети совместно с Колобком помогают сказочным героям. 

Пособие «Колобок» предназначено для детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет. Её можно использовать практически в любых видах непрерывной  образовательной и игровой деятельности.

Материалы, которые   использовались  для изготовления данного пособия,  безопасны.

Цель: Формировать нравственно - патриотическое воспитание посредствам сказок.

Задачи:

  • Формировать знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, традициях, через русские народные сказки.
  • Развивать внимание, память и речевые способности.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, желание помочь в трудной ситуации.

C:\Users\user\Downloads\20230206_113055.jpg

C:\Users\user\Downloads\20230206_113132.jpg

Конспект НОД по знакомству с русской народной сказкой «Колобок

Программное содержание:

- Формировать умение внимательно слушать сказку, участвовать в её показе.

- Развивать

- Воспитывать у детей отзывчивость, желание помочь в трудной ситуации. 

Оборудование: сконструированный домик, фигуры бабки и деда, колобок, фигуры зайца, волка, медведя, лисы, «косточки» для волка, заготовки листов для рисования с изображением колобка и бабушки с дедушкой.

Организационный момент.

Приветствие «Наши умные головки»

– Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Ход занятия:

 Чтение русской народной сказкой «Колобок» под музыкальное сопровождение из аудиопособия Сергея и Екатерины Железновых «Музыка для выхода персонажей сказки».

 Обсуждение с детьми русской народной сказкой «Колобок»

– Как называется сказка? (Колобок)

– Кого встречал по дороге колобок? (Ответы детей)

– Какую песенку пел колобок? (Ответы детей)

– Что говорили колобку животные? (Ответы детей)

– Что случились с колобком? (Съела лиса)

– Почему лиса съела Колобка? (Ответы детей)

− Чему учит сказка? (Ответы детей)

Показ сказки.

– Давайте покажем сказку. Вот это домик. Какой он? (Большой,коричневый и т.д.)

– Кто живет в домике? (Бабушка и дедушка).

– Какие они? (Добрые, старенькие).

– Кого испекла бабушка? (Колобок).

– Какой он? (Желтый, маленький, вкусный…).

– Кого сначала встретил Колобок, когда убежал от бабушки с дедушкой? (Зайца).

– Какой заяц? (Трусливый, серый, маленький).

– Кого следующего встретил Колобок? (Волка).

– Какой волк? (Серый, большой, зубастый, злой…).

– Кого потом встретил Колобок, какой он был? (Медведя. Большого, коричневого, сильного)

– Кто последний встретился на пути у Колобка? (Лиса).

– Какая лиса? (Рыжая, хитрая).

– Что же сделала рыжая, хитрая лиса? (Съела Колобка).

7. Заключительная часть.

− Вы сегодня прослушали сказку. Как называется сказка? (Колобок)

− Какие герои сказки вам больше всего запомнились? (Ответы детей)

− Скажите, если бы Колобок не ушел из дома, что бы было? (Ответы детей)

− Сказка «Колобок» учит нас послушанию. Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них, лиса его и съела. А еще учит не доверять незнакомым. Лиса попросила Колобка подойти к ней поближе, глупенький Колобок выполнил ее просьбу и был съеден.

Развлечение в 1 младшей группе

«В гости к колобку»

В группу входит к ребяткам Бабушка.

Ведущий:     Посмотрите-ка, ребятки,

                      Кто к нам в гости пришел?

Ведущий:     Бабушка?

Дети:            Бабушка!

Бабушка:     Здравствуйте, ребятки,

                     Милые внучатки!

                     Я сегодня мимо шла

                     И в гости к вам зашла,

                     Посмотреть, как вы живете,

                     Как играете, поете?

Ведущий:    Дети в садике не плачут –

                     Прыгают, играют, скачут…

                     Танцевать не устают,

                     А  еще и поют!

Исполняется (коммуникативная игра) «Здравствуйте!»

музыка и слова М. Картушиной

Здравствуйте, ладошки!        - (вытягивают руки поворачивают ладонями

                                                   вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!                    - (3хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!            - («Пружинка»)

Топ, топ, топ!                         - (топают  ногами)

Здравствуйте, щечки!            - (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!                 - (3 раза похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки!               - (круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх!                 - 3 раза похлопывают по щекам                                            

Здравствуй, бабушка!            - (протягивают руки вперед, ладонями вверх)

Всем, привет!                         - (приветственно машут рукой над головой).

Бабушка:   Молодцы, ребятки! Как весело пляшете!

                   А я вот к вам в гости шла с Колобком,

                   Да он такой быстрый, что вперед меня убежал.

                   Не приходил к вам Колобок?

Дети:          Нет!

Бабушка:   Придется нам его с вами искать.

                   Пойдем искать моего Колобка?

Дети:         Да!

        Идут детки  под музыку по тропинке,  а навстречу Зайчик

Заяц:        Прыг – да скок,

             Прыг – да скок.

Заяц:         Где он?

Бабушка:  Кто?

Заяц:         Колобок! Конечно, кто же еще.

                 Укатился от меня, догнать его никак не могу.

                 (плачет, говорит грустно).

                 Как хотелось маленький кусочек попробовать.

Бабушка: Не расстраивайся, зайка, мы тоже Колобка ищем,

                 Но для тебя другое угощение найдем.

                 Вот возьми целая корзинка морковок.

                 (дает корзину зайцу, она падает, морковь рассыпается).

                Детки помогите зайчику собрать морковки.

Проводится игра:  «Собери морковь»

Заяц:       Спасибо, ребятки.

                Сколько,  много морковок, я и друзей своих угощу.

Бабушка: Хочешь, зайка, с ребятками поиграть?

Заяц:        Я не умею с ребятками играть, я только с зайчатками играю.

Бабушка: Это не беда. Мы же в сказке!

                 А в сказке всегда чудеса бывают.

                Сейчас  я вас в зайчиков превращу?  

                (взрослые надевают ушки зайчиков деткам)

Бабушка: Раз, два, три, ну-ка, зайка, посмотри

                 Были ребятки, а теперь — зайчатки!

Исполняется русская народная потешка «Заинька, походи»

Заинька, прыг – да скок                       - ребятки прыгают на двух ножках

Беленький прыг да скок          

Вот так, вот так прыг да скок            - прыгают на двух ножках по комнате

Вот так, вот так, прыг да скок.

Заинька, повернись,                           - повороты вправо - влево

Беленький, повернись

Вот так, вот так, повернись

Вот так, вот так, повернись.

Заинька, попляши,                         - выставляют ножку на пятку

Беленький, попляши.

Вот так, вот так попляши,              - поочередно топают ножками правой –

Вот так, вот так попляши,                - левой.

Заинька, покружись,                        - кружатся вправо – влево

Беленький покружись.

Вот так, вот так покружись,

Вот так, вот так поклонись              - поклон головкой

Бабушка:    Зайка! А  куда Колобок покатился?

Заяц:           Вон к тому мостику.

        

Детки проходят  по мостику, слышится храп,

и находят медведя, спящего под елкой.

Имитируют игру за взрослыми «Медведь»

стихотворение И. Токмановой

Как на горке – снег, снег       - все «скрипят» маленькими мешочками с

                                                   крахмалом,  изображая снег

И под горкой снег, снег        - те же действия

А под снегом спит медведь  - шумно вдыхают и выдыхают воздух или сопят,

                                                  или храпят

Тише, тише… не шуметь    - поворачиваются друг к другу, держат

                                                  указательный палец у закрытого рта- тсс,

                                                 тсс.

Медведь:     Кто меня разбудил?

                    Я медведь – батюшка.

                    Вот я какой, я большой!   (показывает свою силу)

Взрослые и дети спрашивают, не видел ли он Колобка.

Медведь:        Нет,  не видел, задремал, а вы меня разбудили, спать мешаете.

Дети извиняются перед медведем, обещают больше не тревожить.

Лучше посмотри на нас как танцуем наш любимый танец «Ай-да!»

мелодия и слова Г.Ильиной обработка Т. Попатенко

(Музыка в детском саду. выпуск 1. стр.34)

Медведь:       Спасибо вам за танец.  

                      Колобок дальше за мостик  покатился

Медведь довольный удалился, а ребятки пошли искать колобка

Бабушка:      И тут Лисоньку они встретили

                      Веселая - такая   песенку напевала.

               Вход Лисы  под песенку…

  1. Я веселая лисичка, хитрая сестричка

Ля-ля-ля-ля…

  1. По лесу гуляю, хвостиком виляю

Ля-ля-ля-ля….

Бабушка и дети:

                     Лисичка – сестричка,           - дети идут по кругу

                     Пушистая шубка,                 - в центре стоит «лисичка»

                     Где бывала? Кого видала?   - все спрашивают

Лиса:            По мосточку пробегала

                     Колобочка увидала.

                     Возле речки бежит

                     Изо всех сил кричит: «То есть поет»

                     (имитирует)

                     «Я Колобок, Колобок, я румяный бок!»…

В это время слышится  голос Колобка из корзинки, которую держит Лиса

Колобок:      Бабушка? Ребятки, помогите!

                      От Лисы меня спасите!

Бабушка:      Нас зовет на помощь друг,

                     Становись скорее в круг!

                     Ах ты, Лисонька – Лиса,

                     В лесу первая краса

                     Посмотри ты на друзей,

                     Мы станцуем веселей!

                     Ты Лиса, не зевай,

                     А за нами повторяй!

Исполняется  игра на ложках «Пляска с ложками»

музыка и слова М. Могучевой.   Лиса пляшет


ЛИСА:   Вот спасибо вам, ребятки, за весёлый танец!  
                       А  вот и ваш Колобок 
(достает из корзинки)

Колобок:        Бабушка! (показывает ребяткам корзинку)

                       Это сюрприз,  которое я вам нес!

(вязаные «колобочки» игрушки – маленькие на желтой узкой ленточке)

Ведущий:      Славно мы с вами погуляли,

                      И нисколько не устали!

                      Вот и сказке конец,

                     А Колобок наш молодец!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема занятия: Путешествие по сказке «Колобок»

Программное содержание:

- Вызвать  интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим.

- Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук, формировать образное мышление, чувственное восприятие;

 - Воспитывать отзывчивость и доброту, , чувство ответственности за всё, что нас окружает.

Оборудование: сконструированный домик, фигуры бабки и деда, колобок, фигуры зайца, волка, медведя, лисы, «косточки» для волка, заготовки листов для рисования с изображением колобка и бабушки с дедушкой.

Организационный момент.

По дорожке мы пойдем, в сказку вместе попадем.

Долго – долго мы идем, длинная дорожка.

Вдалеке мы видим дом , в домике окошко.

Кто же, кто же там живет? Мы сейчас посмотрим!

 А что они делают?

Они лепили КОЛОБКА,

Тесто мяли так слегка,

А потом его катали,

На окошечко сажали!

                           Он с окошка прыг, да прыг!

                           Укатился озорник…

Ход занятия.

I часть – вступительная.

Дед плачет, баба плачет!

-Что нужно делать, когда кто-то плачет? (Пожалеть, погладить, обнять, помочь)

Поможем, найдем колобка! До свидания, бабушка и дед!

                    По дорожке мы пойдем,

                    Колобка мы найдем! Топ-топ…

II часть– основная

- Ой, смотрите, ребята, кто это? (ЗАЯЦ!)

- Зайка,  ты не видел, куда покатился колобок?

Заяц: «Видел, но не скажу! Вы не вежливые!»

Просят вежливо «Пожалуйста»

Теперь дорожку покажу,

Только со мной попрыгать попрошу!

                     По дорожке мы пойдем,

                     Колобка мы найдем! Топ-топ…

Волк: «Помочь вам не могу! Очень кушать я хочу!»

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим»

                     По дорожке мы пойдем,

                     Колобка мы найдем! Топ-топ…

Медведь:  «У меня беда!Домик не могу построить я!»

Дети помогают медведю построить домик из кубиков

                       По дорожке мы пойдем,

                       Колобочка мы найдем! Топ-топ…

А вот и колобок. Только он почему-то плачет!

- Что случилось?

- Я боюсь лису, она хочет меня съесть! Хочу к бабушке и дедушке! Но потерял дорожку!

- Что мы можем сделать? (Помочь!)

Рисуют дорожку для колобка.

III часть – заключительная.

- Молодцы! Красивые дорожки у вас получились!

             А теперь пора прощаться ,

             И со сказкой расставаться!

             До свидания!

Экологическая сказка

Тема «Колобок на новый лад»

Задачи: формировать представления о необходимости бережного отношения к природному окружению; представление о тесной связи объектов живой и неживой природы, о взаимосвязи между способами питания, местами обитания и внешними условиями, о некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей.

Атрибуты: дом, атрибуты домашнего быта, ветки, знаки правил поведения в природе, макеты растений, 3 пакета для мусора разного цвета, макет речки, мусор

Ведущий: Начинаем для ребят, сказку мы на новый лад.

Жили – были старик со старухой.

Дед: Я, Федот – старый дед. И прожил я много лет.

Ну – ко, бабка, ты иди по амбарам помети,

По сусекам поскреби, колобка мне испеки.

Ведущий: Бабка та была послушна, сделала, что было нужно.

Бабка: (все действия сопровождает словами)

По сусекам поскребу, по амбару помету,

Тесто быстро замешу, колобка я испеку.

На окошко остужаться колобка я положу.

Ведущий: Остывая на окошке, колобок подрос немножко.

Стал пригож он и румян. Не Колобок, а великан.

Тесно стало ему в доме, негде силу показать,

Поразмыслил он немножко, в темный лес решил бежать.

Встретил зайчика – побегайчика.

(у зайца забинтована лапка)

Колобок : Я, Колобище, зверей грозище

Силачом слыву недаром. Семерых одним ударом!

Заяц: Я, серый зайчик – побегайчик.

По лесу скакал, быстру ноженьку сломал.

Злые люди здесь гуляли, все деревья поломали.

Колобок : Ладно, есть не буду я тебя. Другом станешь для меня!

(колобок и заяц собирают разбросанные ветки и устанавливают знак – Ломать ветки запрещено)

Ведущий: Покатился Колобок дальше и встретил Волка.

Колобок : Я, Колобище, зверей грозище.

Силачом слыву недаром. Семерых одним ударом!

Волк: Я, Серый волк – зубами щелк, в хорошей пище знаю толк!

Но вот беда со мной случилась, все в жизни вдруг переменилось.

В лесу стрельба, и шум, и гам, и негде спрятаться волкам.

Колобок : Ладно, есть не буду я тебя. Другом станешь для меня!

(колобок, заяц, волк устанавливают знак – В лесу не шуметь)

Ведущий: Покатился Колобок дальше по дороге, а навстречу ему мишка из берлоги.

Колобок : Я, Колобище, зверей грозище

Силачом слыву недаром. Семерых одним ударом!

Медведь: Я, Мишенька – медведь! Научу я всех реветь.

Раньше по лесу бродил, зверям малину я дарил.

Прошло совсем немного лет, а в лесу малины теперь нет.

На месте, где была малина, сейчас одна лишь паутина.

Колобок : Ладно, есть не буду я тебя. Другом станешь для меня!

(колобок, заяц, волк, медведь устанавливают знак – Нельзя топтать растения! Сажают растение).

Ведущий: Только дальше покатился наш румяный колобок, как навстречу из-за ёлки Рыжая лисица – скок!

(у лисы шубка вся испачкана)

Колобок : Я, Колобище, зверей грозище.

Силачом слыву недаром. Семерых одним ударом!

Лиса: Я, лиса, лиса, лиса, раньше я была краса.

Но я в речке искупалась, и красы той не осталось.

Люди там машины мыли и всю воду загрязнили.

Колобок : Ладно, есть не буду я тебя. Другом станешь для меня!

(все звери и колобок собирают мусор в речке и раскладывают по цв. пакетам: пластик – отдельно, бумагу – отдельно, стекло - отдельно)

Ведущий: Мы вам сказку рассказали. Вы её наверно знали.

Сказка ложь, да в ней намёк, ребятишкам всем урок!

Все герои:

Лес вы берегите!

В нем вы не шумите!

Мусор не бросайте!

Зверей не обижайте!

Дидактические игры

1.Найди свою тень

2.Дорожка для колобка

3.Кто лишний?

4.Кто в лесу живет.

5.Кого встретил колобок?

6.Пальчиковая игра «Колобок»

  1. Дидактическая игра «Найди свою тень».

Цель: Формировать умение находить похожих на образцы персонажей сказки «Колобок»; развивать внимание и зрительную память детей.

Материалы: карточки с силуэтами персонажей сказки «Колобок», картинки героев сказки.

Ход игры:

  1. Вариант.

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на карточку с изображением силуэтов двух героев сказки. Просит найти на картинках изображение этих персонажей и приложить на подходящие силуэты.

  1. Вариант.

Воспитатель предлагает несколько карточек с изображением силуэтов героев и просит из большего количества картинок выбрать нужные.

  1. Дидактическая игра «Дорожка для колобка»

Цель: Учить соотносить предметы по цвету.

Ход игры:

 Выложить дорожки и домики путем наложения геометрических фигур и прокатить «Колобка» по дорожке.

  1. Дидактическая игра «Кто в лесу живет?»

Цель: Закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

  1. Дидактическая игра «Кто лишний?»

Цель: Развивать логическое мышление внимание; воспитывать  интерес к русским народным сказкам.

Ход игры: 

Воспитатель раскладывает на столе в ряд изображения персонажей сказки «Колобок». Один из героев лишний, то есть по сюжету его нет.

  1. Дидактическая игра  «Кто следующий»

Цель: Развивать память, речь; воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности.

  1. Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Цель:  Способствовать освоению детьми круговых  движений ладоней,  запоминанию персонажей русской народной сказки «Колобок», развитию мелкой моторики.
    Колобок - румяный бок,                (Левая кисть лежит на столе ладонью вверх.
   Укатился за порог!                                        
Правой раскрытой ладонью

                                                                        круговыми  движениями, как
                                                                        катаем пластилиновый шарик,
                                                                         водим поверх левой ладошки)

Скок-поскок, скок-поскок              (Правую ладонь сжать в кулачок,
Укатился за порог!                          
и послогово  с небольшим надавливанием
                                                          "пройтись" кулачком, как молоточком,
                                                           по подушечкам  пальцев левой руки. На
                                                           шестой слог – кулачком «стукнуть»
                                                           в середину  ладони, и закончить
                                                                        круговыми движениями)

Покатился Колобок                                      (поменять руки и 
По тропинке во лесок!                                 выполнять движения
                                                                        из предыдущей части)
Скок-поскок, скок-поскок,
По тропинке во лесок!

Встретил он в лесу Зайчонка,                    
(Двумя пальчиками
                                                                       каждой руки изображаем
                                                                       "ушки" зайчика, слегка
                                                                       сгибая и разгибая -
                                                                       указательный и средний
                                                                       подняты вверх, остальные
                                                                       прижаты к ладони)
И зубастого Волчонка,                                ("устрашающе" сжимаем и
                                                                     разжимаем все пальцы на  двух руках)

Мишку косолапого.                                    
(Кулачки сжать и послогово
                                                                      "потопать" по столу)

А Лисичка Колобка
Хвать! Взяла и сцапала!                           
(Пальцы обеих рук быстро
                                                                        соединить в замок)


  1. Пальчиковая игра «Покатился Колобок»

Цель:  Способствовать освоению детьми круговых  движений ладоней,  запоминанию персонажей русской народной сказки «Колобок», развитию мелкой моторики.

Покатился колобок

Колобок - румяный бок.
Кто встречался на пути Колобку? (Показать героев пальчиками).
Покажем сказку пальчиками.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок - румяный бок.
Первым встретил он зайчишку, (показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути, (показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Ну и дальше покатился.
А потом в густом лесу
Встретил кумушку – лису (показ кистью руки лисы)
Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился! (быстрые круговые движения кистями рук).

Дидактические  игры на формирование словаря.

«Назови ласково»

Цель: активизация ласкательных существительных.

«Назови одним словом»

Цель: обогащение словаря существительными. Закрепление обобщающих слов.

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать антонимы к словам.

«Кто как двигается?»

«Кто как говорит?»

Цель: использование и активизация  глагольного словаря

«Скажи где?»

Цель: уточнение употребления слов, обозначающих пространственные отношения.

Загадки

1.Домашние животные

2.Дикие животные

3.Овощи

4.Фрукты

5.Домашние птицы

  1. Домашние животные

Вместо хвостика — крючок, 
Вместо носа — пятачок. 
Пятачок дырявый, 
А крючок вертлявый.  (поросёнок)

Спереди пятачок, сзади крючок, 
Посередине спинка, 
А на ней щетинка. (поросёнок)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кошка)

Этот зверь живёт лишь дома. 
С этим зверем все знакомы. 
У него усы, как спицы. 
Он мурлыча песнь поёт. 
Только мышь его боится… 
Угадали? Это — ...  (кот)

Лежит — молчит, 
Подойдёшь — заворчит. (Собака)

С хозяином дружит, 
Дом сторожит, 
Живёт под крылечком, 
А хвост колечком. (Собака)

Гладишь — ласкается, 
Дразнишь — кусается, 
На цепи сидит, 
Дом сторожит. (Собака)


Мычит: "Му-у-у", — Кто это — не пойму! (Корова)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!" (Коза)

Борода да рожки
Бегут по дорожке.(Козёл)

В капусту он забрался осеннею порой:
рогатый и лохматый и с длинной бородой. (Козёл)

Не корова, а с рогами:                            
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь? (Коза)

Быстрее ветра я скачу,

''Цок-цок,'' – копытами стучу,

Я громко ''иго-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу! (Лошадка.)

У меня большая грива,

 Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?... (Лошадка.)

2.Дикие животные

В яме спит зимою длинной,

Но, чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется... (Медведь)

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся — стал реветь.

Этот зверь лесной... (Медведь)

Ловко прячется в норе, 
Любит шарить во дворе!
Схватит куру — и в леса!
И зовут её - … (Лиса)

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.(Лиса)

Он по полю ловко скачет, 
Как пушистый белый мячик. 
Летом бел, зимою сер. 
И немножко окосел. 
Кто он? Угадай — ка!
Ну, конечно, -…(Зайка)

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит. (ёжик)

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ёжик)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёжик)

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)

По деревьям скок-скок,
А орешки щёлк-щёлк.(Белка)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…(Белочка)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну . (Волк)

3.Овощи

Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать…(картошку)

Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картошка )


Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)

Говорит коза, что козы
Очень любят нюхать розы.
Только почему-то с хрустом
Нюхает она… (капусту)


Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)


Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам… (Свекла)


Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…(Лук)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а просто … (Лук)

Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…(Перец)


Яркие фонарики на кустах висят,
Словно здесь проходит праздничный парад.
Зеленые, красные, желтые плоды,
Кто они такие, узнаешь их ты? (Перцы)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)

Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это — красный…(Помидор)


Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)


Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)


Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы)

В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза)

 

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)


Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда —
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. горох

Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок… (Кабачок)

4.Фрукты

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня  взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

 

Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала…(груша)

Знают этот фрукт детишки,

Любят, есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет…(Банан)

5.Домашние птицы

С солнышком встает он вместе,

Будит всех веселой песней.

На макушке — гребешок.

Кто же это?(Петушок)

На заборе по утру

Он пропел: «Ку-ка-ре-ку!»

Гордо вышел на лужок,

Ищет зерна…(Петушок)

Ко-ко-ко, — нам скажет птичка, —

Я снесла для вас яичко.

Зернышки клюю я, детка.

Как зовут меня? (Наседка)

Я обычная наседка,

Уточка — моя соседка.

Жаль, взлететь мне нелегко,

Куд-кудах, ко-ко-ко! (Курица)

Под крылом у курочки

Сыновья, дочурочки.

В шубках желтеньких ребята.

Эти деточки — …(Цыплята)

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно это — …(Утка)

Он твердит одно — га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это — …(Гусь)

Игры со шнурками

Задачи:  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева".

1. «Повтори узор»

2. «Почини коврик»

3. «Смотай клубочек»

4.«Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»


Методические рекомендации

по использованию развивающего пособия

«В гостях у сказки «Колобок»

Развивающие пособие  «В гостях у сказки «Колобок» - это совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает многообразие различных игр, и имеет наглядность.

Пособие способствует развитию речи, формированию сенсорных эталонов, способствует развитию внимания, памяти, наглядно-образного мышления, мелкой моторики и координации движений рук.  Красочный вид пособия не только привлекает детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира. 

Развивающие  пособие составлено на основе русской народной сказки «Колобок». Все игровые упражнения увлекательны, обыгрываются в одном сценарии. Главный герой -  колобок приглашает дошкольников в увлекательное путешествие по страницам сказки, встречаясь с обитателями сказочного леса, дети совместно с Колобком помогают сказочным героям. 

Данное пособие предназначено для использования в детском саду с детьми дошкольного возраста от 1.5 до 7 лет и в помощь педагогам.

Пособие многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут самостоятельно и под руководством педагога проводить игры и вне занятия.

Конечно, сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном  периоде. Дети берут из сказок множество познаний:  речевой опыт, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.

Еще одна проблема в том, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно, т.е. это чтение, рассказывание, в лучшем случае рассказ в лицах или драматизация, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере  используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и воспитания  добрых чувств.

Для решения этой проблемы предлагаются разные методики работы со сказкой. В своей работе я выбрала шесть направлении, которые мне показались важными, интересными и полезными:

  • Нравственный урок
  • Воспитание добрых чувств
  • Развитие мышления и воображения
  • Сказка и математика
  • Сказка и экология
  • Сказка развивает руки

Конечно, все шесть разделов выбраны условно и не претендуют на полное использование во всех произведениях. Их может быть меньше, а может быть и больше. Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации.  Не обязательно каждую сказку прорабатывать по всем разделам. Пусть вас не смущает, если в какой – то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика».

Важно, чтобы педагог мог преобразоваться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и кругосветное путешествие, и возвращение в прошлое, и воспитание добрых чувств, справедливости, патриотизма и др.

Таким образом, игры с пособием востребованы детьми и способствуют развитию устной речи ребёнка, развивая интеллектуальные качества, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Игра – пособие может обновляться новыми экспонатами: фигурками животных, а так же сезонными атрибутами для использовании в различной игровой и занимательной деятельности. 

 Материалы, которые   использовались  для изготовления данного пособия,  безопасны.

Цель: Развивать познавательные способности детей посредством развивающих игр, обобщить знания детей о русских народных сказках.

 

Задачи:

  • Формировать навыки речевого общения, умение взаимодействовать друг с другом.
  • Развивать память, мышление, воображение, интерес к русским народным сказкам, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать нравственные чувства: чуткость, доброжелательность, умение прийти на помощь герою сказки.

Сказка про Колобка учит, что нужно слушаться родителей и если уйти из дому, то может случиться беда. Также учит, что нужно быть осторожным с тем, про что мало знаешь. И что не нужно быть таким беззаботным и самоуверенным. Колобок думал, что он хитрее всех, а в итоге и его перехитрили. И ещё эта сказка учит, что лисы едят хлеб :). Учит тому, что от судьбы не

 уйдешь.

вызывать чувство сопереживания, желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается; -

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева".

?         ?       ?

Предметные картинки

«Домашние и дикие животные»

Предметные картинки

«Фрукты и овощи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....