Обучение детей дошкольного возраста различным видам метания
статья по физкультуре
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метания
Метание – движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мячом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную. По данным Г.Аммон, если в процессе воспитания подавляется конструктивная агрессия ребенка, обеспечивающая ему возможность освоения и изменения мира, развития творчества и творческой самореализации, гармоничного совершенствования, то тогда проявляется деструктивная агрессия. Как конструктивная, так и деструктивная агрессия предохраняет ребенка от психосоматических заболеваний. Социальные последствия этих двух форм поискового поведения совершенно различны. Анализ особенностей обучения метанию ребенка дошкольного возраста проводился многими исследователями А.И. Басаевой, Е.Н. Вавиловой, Т.И. Тимофеевой, Д.В. Хухлаевой. Они показывают, что ребенок проходит значительный путь в освоении метания: у ребенка трех лет отсутствует подготовительная фаза, бросок слабый, нередко случайный, направление броска не выдерживается. По данным Е.Г. Леви-Гориневской только 10% мальчиков в этом возрасте правильно выполняет метание правой рукой. Девочки вовсе не обладают навыками броска. Даже в 4 года умение правильно метать встречается у девочек очень редко. Возможности бросания и ловли предмета на пятом году жизни повышается в связи с увеличением силовых качеств, развитием координации движений, глазомера. С развитием силы мышц, в том числе плечевого пояса, растет дальность броска ребенка. У ребенка 5-6 лет нарастает длина броска вдаль. Количественные результаты мальчиков и девочек, а также результаты бросания правой и левой рукой незначительны. Исследованиями выявлены высокая корреляционная связь между дальностью метания и кистевой динамометрией, а также с другими признаками физической подготовленности. У мальчиков наиболее ярко эта связь выражена со скоростно-силовыми характеристиками. Точность метания в горизонтальную цель с возрастом от четырех до семи лет повышается, но в метании в вертикальную цель удается с трудом. Дифференцировка мышечных усилий повышается у детей с 5 лет под влиянием специальной тренировки и использования зрительно-моторного контроля. А.И. Басаева отмечает наиболее интенсивный прирост точности движений на начальном этапе тренировочного процесса. Упражняя ребенка в метании, необходимо уделять внимание точности движений, особенно на начальных этапах разучивания. Точность оценки направления полета снаряда с возрастом повышается. Под влиянием специальной тренировки растет дальность броска, уменьшается количество грубых ошибок. Таким образом, исследования свидетельствуют, что под воздействием систематических упражнений количественные и качественные показатели метания улучшаются. Метание проводится на дальность и в цель. Первое предшествует второму. В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель ребенок сосредотачивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия. Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины, через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку. Разнообразные упражнения в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах постепенно вырабатывают доступную детям технику метания. К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча». С расширением возможностей детей им предлагаются задания творческого порядка – придумывать новые комбинации и игры с мячом.
Техника метания
Техника метания разделяется на три фазы: 1-подготовительная – разбег 2-основная – бросок 3-заключительная – торможение.
Метание из-за головы: ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке, если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, - левая – прямая, в упоре на пятку. При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом. Техника метания из-за спины через плечо. Исходное положение – правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука – вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведённую назад ногу. Правая рука оттянута назад. При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схеме.
Метание прямой рукой сверху. Исходное положение – ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом – вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх – назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет.
Метание прямой рукой снизу. Исходное положение - ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз назад, бросок выполняется движением вперед – вверх. Метание прямой рукой сбоку. Исходное положение - ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево – вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет.
Наряду с метанием вышеуказанными способами, которые проводятся с места, ребенка старшего дошкольного возраста обучают метанию с четырех шагов и разбега. Метание с четырех шагов подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага – обычные, третий – скрестный. Правая нога разворачивается носком в право и ставится впереди, перпендикулярно направлению метания. Четвертый шаг – выпад вперед левой ногой, масса тела остается на правой ноге, корпус отведен и повернут в право , рука до отказа отведена назад – производится бросок .
Метание с разбега Ускоряющийся разбег заканчивается скрестным шагом правой ноги и выпадом левой, т.е. исходным положением для метания. Разбег, скрестный шаг, выпад и бросок производятся одновременно. При метании с разбега дальность броска у детей увеличивается на 2-2,5м. Подготовительной формой метания являются бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча (или другого предмета). Бросание осуществляется как обеими руками, так и раздельно правой и левой рукой. Направление броска может быть вверх, в стороны, вперёд, в горизонтальную или вертикальную цель. Если детей специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из них преимущественно бросают правой рукой. В возрасте 2,5 лет и старше ребёнок постепенно усваивает правильную технику при броске на дальность. Умение бросать малые мячи в цель усваивается труднее. В данном виде движения необходимо скоординировать силу, направление броска с расстояния до цели и расположения самой цели. Для такой координации требуется развитая центральная нервная система ребёнка, наличия «мышечного чувства», точность зрительных восприятий, запоминание и воспроизведение движений. По данным Н.П.Кочетовой, для детей 3-4 лет характера безразличная поза при бросании на дальность и в цель. Правильное исходное положение принимают меньшинство детей 3-го и 4-го года жизни. Дети этого возраста ещё не умеют извернуть туловище в сторону бросающей руки. При броске в цель прицеливание у ребёнка заключается всего лишь в устремлённом взоре в нужную сторону. Длительность прицеливания колеблется от 1 до 3-4 сек. Размах у ребёнка слабый, ему трудно соразмерить силу броска и расстояние, поэтому он попадает в цель только на расстоянии 1 – 1,5м. Детям 3-4 лет труден также бросок вверх с последующей ловлей. При броске вверх могут выдержать направление только 20% детей 3-го года жизни, 37% - 4-го, 62% - 5-го, 94% - 6-го, и 97% - 7-го. Также совершенствуются с возрастом и умение детей ловить мяч: в 3 года ребёнок ловит мяч при небольшом подбросе (20-25см.), почти не выпуская из рук, на 4 году – 30% детей ловят мяч, при том из них кистями рук могут ловить только 25%, к пяти годам – 52%, к шести – 95% и к семи – 96,5%. Последовательность обучения
1.Броски и ловля мяча (по одному, парами, тройками, группой), при построении в шеренгу, колонну, круг.
2. Метание из-за головы одной, затем другой рукой с места.
3.С места по горизонтальной мишени.
4.С разбега по горизонтальной мишени.
5. Стоя лицом к цели.
6. Стоя боком к цели.
7. С правильным отведением руки и сгибанием ноги перед броском.
8. Фиксация положение «натянутого лука».
9. С поворотом корпуса во время броска и заключительное движение рукой.
10. Метание в цель с постоянным увеличением расстояния.
11. Метание в круги разного диаметра
12. Метание в цель – неподвижную (булавы, кубики, игрушки).
13. Метание по движущейся цели (катящийся мяч, обруч).
14. Метание по движущейся вертикальной цели (по подброшенному предмету).
15. Метание на дальность.
16. Метание на дальность отскока от стены, щита с попаданием в цель.
Метание вдаль
Младший возраст. И.п.: стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
2. Замах: небольшой поворот вправо.
3. Бросок: с силой (для сохранения направления полета предмета).
Средний возраст. 1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди: б) правая рука держит предмет на уровне груди.
2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз назад; в) поворот в направлении броска, правая рука вверх вперед.
3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета.
4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Старший возраст. 1. И .п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая—впереди, правая—на носке; б) правая рука с предмет том на уровне груди, локоть вниз. 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела, левую—на носок; б) одновременно разгибая правую руку; размашисто отвести ее вниз — назад — в сторону; в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута — «положение натянутого лука». 3. Бросок. а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета.4.Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу) сохранение равновесия.
Метание в горизонтальную цель
Младший возраст. 1.И.п.: ноги слегка расставлены, рука перед собой (прицеливание). 2. Бросок: а) резкое движение рукой вверх-вниз; б) попадание в цель.
Средний возраст. 1. И.п.; стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед (прицеливание). 2.Замах: а) поворот в сторону мишени, наклон туловища вперед, бросок с силой; б) попадание в цель.
Старший возраст. И.п.: а) стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч; б) правая рука выдвинута вперед (прицеливание), левая свободно опушена вниз. 2. Замах: а) перенос тяжести тела на правую ногу, левую на носок; б) одновременно правую руку поднять вверх, 3. Бросок: а) поворот в сторону мишени, перенос тяжести тела на левую ногу, правую на носок; б) резкое движение правой рукой вниз, одновременно хлещущее движение кисти; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: шаг вперед или приставление правой ноги, сохранение равновесия.
Метание в вертикальную цель
Младший возраст. 1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая впереди; б) правая рука согнута в локте, на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: правая рука слегка согнута в локте и поднята вверх. 3. Бросок: а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель.
Средний возраст. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу; 6) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз — назад - вверх; в) поворот в направлении броска. 3. Бросок; а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Старший возраст. 1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз ("прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу, левую на носок; б) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз—назад — вверх; в) поворот в направлении броска, 3. Бросок; а) перенос веса тела на левую ногу; б) резкое движение руки вперед от плеча; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Последовательность обучения элементам метания (Л.Д.Глазырина)
Младшая группа
БРОСАНИЕ И ЛОВЛЯ
1.
Главная задача в обучении бросанию и ловле мяча и других
предметов — обеспечить детям возможность произвольно упражняться в действиях с мячом для того, чтобы у них появилась определенная непринужденность в движениях
с
мячом или предметом
(держать,
брать, класть, переносить, катать и т. д.).
2.
При бросании в цель и на дальность воспитатель показывает
наиболее не
о
бхо
димые варианты, не требуя точного воспроизве
дения движения всеми детьми. Показывая, необходимо разъяс
нять, что попадать
в корзину или ящик легче, бросая предмет
снизу дву
мя или одной рукой перед собой, показать так же, как
бросать большой мяч двумя руками от груди.
3.Метание вдаль выполняется тоже произвольно, но с предварительным показом бросания одной рукой от плеча воспитателем. Важно напоминать, чтобы дети бросали мяч, мешочек не вперед-вниз, а, вперед-вверх, так как при этом дальность броска увеличивается.
Средняя группа
1.Совершенствование регулирования силы отталкивания мяча происходит с помощью упражнений в прокатывании мячей, катании обручей. При этом катание, прокатывание вокруг предметов, самих предметов дает колоссальные ощущения, с помощью которых ребенок естественным образом постигает смысловое значение заданий: куда, зачем, кому, как, с какой скоростью, с какой силой, в какой момент и т.д.
В этом возрасте необходимо учить правильному броску мяча
из-за головы двумя руками.
При метании в цель и на дальность особое внимание следует
обращать на то, чтобы дети не задерживали в руках предмет и не
бросали его вниз.
Для совершенствования навыков метания большое значение
имеет эмоциональность проведения упражнении.
Этому способ
ствуют интересные игровые задания:
«Сбей колпак», «Попади в об
руч»
и др. Важно, чтобы дети сами видели результаты своих дей
ствий. Такие игры, в которых звенят колокольчик или в результате
меткого попадания сваливается колпак и др., вызывают у детей
интерес и желание повторять эти движения.
Старшая группа
В процессе этих
упражнений надо развивать навык
и точного
направления и учить соразмерять прилагаемые усилия при попада
нии в предметы и прокатывании мячей между предметами.
Упражнять в бросании и ловле мяча; Дети
должны
уметь
ловко принимать
мяч, непринужденно держать, бы
стро и точно
передавать
в разных направлениях.
Упражнять в передаче мячей из рук в руки, стоя в кругу, в
шеренгах, в колоннах, сидя на гимнастических скамейках.
Уделять внимание индивидуальной работе с детьми. Учиты
вать, что в упражнениях с участием взрослых навыки ловли мяча
формируются быстрее и успешнее.
5.Упражнять в ведении мяча мягкими и плавными движениями, осуществляя отбивание мяча об пол как на мести, так и с продвижением вперед.
6. Упражнять в метании вдаль и в цель. Эффективности метаний способствует умение занимать удобную подготовительную позу,
7. На этапе совершенствования движений метания следует обратить внимание детей на то, что момент замаха совпадает со вдохом, момент броска — с выдохом. В целом же дети дышат при выполнении упражнений произвольно.
8. Упражнения с набивными мячами (бросание из-за головы, снизу из разных исходных положений и др.) способствуют развитию силовых качеств полезных для формирования осанки, стопы.
Задачи по обучению спортивным упражнениям, предложенные программой М.Д. Маханёвой «С физкультурой дружить - здоровыми быть»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2metanie.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей дошкольного возраста различным видам метания
Метание – движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным психолого-педагогических исследований, манипуляции с мячом оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную. По данным Г.Аммон, если в процессе воспитания подавляется конструктивная агрессия ребенка, обеспечивающая ему возможность освоения и изменения мира, развития творчества и творческой самореализации, гармоничного совершенствования, то тогда проявляется деструктивная агрессия. Как конструктивная, так и деструктивная агрессия предохраняет ребенка от психосоматических заболеваний. Социальные последствия этих двух форм поискового поведения совершенно различны. Анализ особенностей обучения метанию ребенка дошкольного возраста проводился многими исследователями А.И. Басаевой, Е.Н. Вавиловой, Т.И. Тимофеевой, Д.В. Хухлаевой. Они показывают, что ребенок проходит значительный путь в освоении метания: у ребенка трех лет отсутствует подготовительная фаза, бросок слабый, нередко случайный, направление броска не выдерживается. По данным Е.Г. Леви-Гориневской только 10% мальчиков в этом возрасте правильно выполняет метание правой рукой. Девочки вовсе не обладают навыками броска. Даже в 4 года умение правильно метать встречается у девочек очень редко. Возможности бросания и ловли предмета на пятом году жизни повышается в связи с увеличением силовых качеств, развитием координации движений, глазомера. С развитием силы мышц, в том числе плечевого пояса, растет дальность броска ребенка. У ребенка 5-6 лет нарастает длина броска вдаль. Количественные результаты мальчиков и девочек, а также результаты бросания правой и левой рукой незначительны. Исследованиями выявлены высокая корреляционная связь между дальностью метания и кистевой динамометрией, а также с другими признаками физической подготовленности. У мальчиков наиболее ярко эта связь выражена со скоростно-силовыми характеристиками. Точность метания в горизонтальную цель с возрастом от четырех до семи лет повышается, но в метании в вертикальную цель удается с трудом. Дифференцировка мышечных усилий повышается у детей с 5 лет под влиянием специальной тренировки и использования зрительно-моторного контроля. А.И. Басаева отмечает наиболее интенсивный прирост точности движений на начальном этапе тренировочного процесса. Упражняя ребенка в метании, необходимо уделять внимание точности движений, особенно на начальных этапах разучивания. Точность оценки направления полета снаряда с возрастом повышается. Под влиянием специальной тренировки растет дальность броска, уменьшается количество грубых ошибок. Таким образом, исследования свидетельствуют, что под воздействием систематических упражнений количественные и качественные показатели метания улучшаются. Метание проводится на дальность и в цель. Первое предшествует второму. В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель ребенок сосредотачивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия. Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины, через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку. Разнообразные упражнения в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах постепенно вырабатывают доступную детям технику метания. К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча». С расширением возможностей детей им предлагаются задания творческого порядка – придумывать новые комбинации и игры с мячом.
Техника метания
Техника метания разделяется на три фазы: 1-подготовительная – разбег 2-основная – бросок 3-заключительная – торможение.
Метание из-за головы: ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке, если метание выполняется правой рукой, то мяч держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, - левая – прямая, в упоре на пятку. При броске, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести вперед на левую ногу. При этом ребенок, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье, затем кисть с мячом. Техника метания из-за спины через плечо. Исходное положение – правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука – вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведённую назад ногу. Правая рука оттянута назад. При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой. Метание левой рукой проводится по такой же схеме.
Метание прямой рукой сверху. Исходное положение – ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом – вдоль туловища. При замахе правая рука идет вверх – назад, затем направляется вперед и кистью выбрасывает предмет.
Метание прямой рукой снизу. Исходное положение - ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука полусогнута в локте перед грудью. При замахе правая рука отведена вниз назад, бросок выполняется движением вперед – вверх. Метание прямой рукой сбоку. Исходное положение - ноги немного шире плеч, правая нога отставлена назад, правая рука с предметом вдоль тела. Во время замаха туловище отклоняется, правая рука отводится назад до предела, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене. При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается налево – вперед, а правая рука переносится вперед и кистью выбрасывает предмет.
Наряду с метанием вышеуказанными способами, которые проводятся с места, ребенка старшего дошкольного возраста обучают метанию с четырех шагов и разбега. Метание с четырех шагов подготавливает детей к освоению метания с разбега. При метании предмета правой рукой первые два шага – обычные, третий – скрестный. Правая нога разворачивается носком в право и ставится впереди, перпендикулярно направлению метания. Четвертый шаг – выпад вперед левой ногой, масса тела остается на правой ноге, корпус отведен и повернут в право , рука до отказа отведена назад – производится бросок .
Метание с разбега Ускоряющийся разбег заканчивается скрестным шагом правой ноги и выпадом левой, т.е. исходным положением для метания. Разбег, скрестный шаг, выпад и бросок производятся одновременно. При метании с разбега дальность броска у детей увеличивается на 2-2,5м. Подготовительной формой метания являются бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча (или другого предмета). Бросание осуществляется как обеими руками, так и раздельно правой и левой рукой. Направление броска может быть вверх, в стороны, вперёд, в горизонтальную или вертикальную цель. Если детей специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из них преимущественно бросают правой рукой. В возрасте 2,5 лет и старше ребёнок постепенно усваивает правильную технику при броске на дальность. Умение бросать малые мячи в цель усваивается труднее. В данном виде движения необходимо скоординировать силу, направление броска с расстояния до цели и расположения самой цели. Для такой координации требуется развитая центральная нервная система ребёнка, наличия «мышечного чувства», точность зрительных восприятий, запоминание и воспроизведение движений. По данным Н.П.Кочетовой, для детей 3-4 лет характера безразличная поза при бросании на дальность и в цель. Правильное исходное положение принимают меньшинство детей 3-го и 4-го года жизни. Дети этого возраста ещё не умеют извернуть туловище в сторону бросающей руки. При броске в цель прицеливание у ребёнка заключается всего лишь в устремлённом взоре в нужную сторону. Длительность прицеливания колеблется от 1 до 3-4 сек. Размах у ребёнка слабый, ему трудно соразмерить силу броска и расстояние, поэтому он попадает в цель только на расстоянии 1 – 1,5м. Детям 3-4 лет труден также бросок вверх с последующей ловлей. При броске вверх могут выдержать направление только 20% детей 3-го года жизни, 37% - 4-го, 62% - 5-го, 94% - 6-го, и 97% - 7-го. Также совершенствуются с возрастом и умение детей ловить мяч: в 3 года ребёнок ловит мяч при небольшом подбросе (20-25см.), почти не выпуская из рук, на 4 году – 30% детей ловят мяч, при том из них кистями рук могут ловить только 25%, к пяти годам – 52%, к шести – 95% и к семи – 96,5%. Последовательность обучения
#1041;роски и ловля мяча (по одному, парами, тройками, группой), при построении в шеренгу, колонну, круг.
2. Метание из-за головы одной, затем другой рукой с места.
#1057; места по горизонтальной мишени.
#1057; разбега по горизонтальной мишени.
5. Стоя лицом к цели.
6. Стоя боком к цели.
7. С правильным отведением руки и сгибанием ноги перед броском.
8. Фиксация положение «натянутого лука».
9. С поворотом корпуса во время броска и заключительное движение рукой.
10. Метание в цель с постоянным увеличением расстояния.
11. Метание в круги разного диаметра
12. Метание в цель – неподвижную (булавы, кубики, игрушки).
13. Метание по движущейся цели (катящийся мяч, обруч).
14. Метание по движущейся вертикальной цели (по подброшенному предмету).
15. Метание на дальность.
16. Метание на дальность отскока от стены, щита с попаданием в цель.
Метание вдаль
Младший возраст. И.п.: стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
2. Замах: небольшой поворот вправо.
3. Бросок: с силой (для сохранения направления полета предмета).
Средний возраст. 1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди: б) правая рука держит предмет на уровне груди.
2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз назад; в) поворот в направлении броска, правая рука вверх вперед.
3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета.
4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Старший возраст. 1. И .п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая—впереди, правая—на носке; б) правая рука с предмет том на уровне груди, локоть вниз. 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела, левую—на носок; б) одновременно разгибая правую руку; размашисто отвести ее вниз — назад — в сторону; в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута — «положение натянутого лука». 3. Бросок. а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета.#1047;аключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу) сохранение равновесия.
Метание в горизонтальную цель
Младший возраст. #1048;.п.: ноги слегка расставлены, рука перед собой (прицеливание). 2. Бросок: а) резкое движение рукой вверх-вниз; б) попадание в цель.
Средний возраст. 1. И.п.; стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед (прицеливание). #1047;амах: а) поворот в сторону мишени, наклон туловища вперед, бросок с силой; б) попадание в цель.
Старший возраст. И.п.: а) стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч; б) правая рука выдвинута вперед (прицеливание), левая свободно опушена вниз. 2. Замах: а) перенос тяжести тела на правую ногу, левую на носок; б) одновременно правую руку поднять вверх, 3. Бросок: а) поворот в сторону мишени, перенос тяжести тела на левую ногу, правую на носок; б) резкое движение правой рукой вниз, одновременно хлещущее движение кисти; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: шаг вперед или приставление правой ноги, сохранение равновесия.
Метание в вертикальную цель
Младший возраст. 1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая впереди; б) правая рука согнута в локте, на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: правая рука слегка согнута в локте и поднята вверх. 3. Бросок: а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель.
Средний возраст. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу; 6) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз — назад - вверх; в) поворот в направлении броска. 3. Бросок; а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Старший возраст. 1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз ("прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу, левую на носок; б) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз—назад — вверх; в) поворот в направлении броска, 3. Бросок; а) перенос веса тела на левую ногу; б) резкое движение руки вперед от плеча; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.
Последовательность обучения элементам метания (Л.Д.Глазырина)
Младшая группа
БРОСАНИЕ И ЛОВЛЯ
1.
Главная задача в обучении бросанию и ловле мяча и других
предметов — обеспечить детям возможность произвольно упражняться в действиях с мячом для того, чтобы у них появилась определенная непринужденность в движениях
с
мячом или предметом
(держать,
брать, класть, переносить, катать и т. д.).
2.
При бросании в цель и на дальность воспитатель показывает
наиболее не
о
бхо
димые варианты, не требуя точного воспроизве
дения движения всеми детьми. Показывая, необходимо разъяс
нять, что попадать
в корзину или ящик легче, бросая предмет
снизу дву
мя или одной рукой перед собой, показать так же, как
бросать большой мяч двумя руками от груди.
#1052;етание вдаль выполняется тоже произвольно, но с предварительным показом бросания одной рукой от плеча воспитателем. Важно напоминать, чтобы дети бросали мяч, мешочек не вперед-вниз, а, вперед-вверх, так как при этом дальность броска увеличивается.
Средняя группа
#1057;овершенствование регулирования силы отталкивания мяча происходит с помощью упражнений в прокатывании мячей, катании обручей. При этом катание, прокатывание вокруг предметов, самих предметов дает колоссальные ощущения, с помощью которых ребенок естественным образом постигает смысловое значение заданий: куда, зачем, кому, как, с какой скоростью, с какой силой, в какой момент и т.д.
В этом возрасте необходимо учить правильному броску мяча
из-за головы двумя руками.
При метании в цель и на дальность особое внимание следует
обращать на то, чтобы дети не задерживали в руках предмет и не
бросали его вниз.
Для совершенствования навыков метания большое значение
имеет эмоциональность проведения упражнении.
Этому способ
ствуют интересные игровые задания:
«Сбей колпак», «Попади в об
руч»
и др. Важно, чтобы дети сами видели результаты своих дей
ствий. Такие игры, в которых звенят колокольчик или в результате
меткого попадания сваливается колпак и др., вызывают у детей
интерес и желание повторять эти движения.
Старшая группа
В процессе этих
упражнений надо развивать навык
и точного
направления и учить соразмерять прилагаемые усилия при попада
нии в предметы и прокатывании мячей между предметами.
Упражнять в бросании и ловле мяча; Дети
должны
уметь
ловко принимать
мяч, непринужденно держать, бы
стро и точно
передавать
в разных направлениях.
Упражнять в передаче мячей из рук в руки, стоя в кругу, в
шеренгах, в колоннах, сидя на гимнастических скамейках.
Уделять внимание индивидуальной работе с детьми. Учиты
вать, что в упражнениях с участием взрослых навыки ловли мяча
формируются быстрее и успешнее.
#1059;пражнять в ведении мяча мягкими и плавными движениями, осуществляя отбивание мяча об пол как на мести, так и с продвижением вперед.
6. Упражнять в метании вдаль и в цель. Эффективности метаний способствует умение занимать удобную подготовительную позу,
7. На этапе совершенствования движений метания следует обратить внимание детей на то, что момент замаха совпадает со вдохом, момент броска — с выдохом. В целом же дети дышат при выполнении упражнений произвольно.
8. Упражнения с набивными мячами (бросание из-за головы, снизу из разных исходных положений и др.) способствуют развитию силовых качеств полезных для формирования осанки, стопы.
Задачи по обучению спортивным упражнениям, предложенные программой М.Д. Маханёвой «С физкультурой дружить - здоровыми быть»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повы...
Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет
Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....
Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет
Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....
презентация Виды игры и их роль в жизни воспитании и обучении детей дошкольного возраста
игры их значении в обучении детей...
Презентация "Обучение детей ПДД через различные виды деятельности".
Презентация "Обучение детей ПДД через различные виды деятельности". Материал содержит информацию по данной теме....
«Внимание! гиподинамия» «обучение детей дошкольного возраста основным видам движений»
Обучение движений детей дошкольного возраста...
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности
Обучение детей среднего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его...