Современные подходы к автоматизации звуков у детей с ТНР
материал
Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.
Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития. У детей с дизартрией отмечается нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.
Целью логопедического воздействия работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях дошкольной коррекционной группы.
Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать следующие задачи:
- научить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
- отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно- кинестетический.
Научно доказано, что в процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Активное участие всех анализаторов при обучении правильному звукопроизношению способствует быстрому обучению детей.
Использование моделей при знакомстве с артикуляционным укладом и на этапе автоматизации звуков дает прекрасный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука.
Педагог объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель, в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки. Такая работа предполагает исследование, уточнение участия органов речи и их положение в процессе произнесения звука. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука, и усиливает эффективность логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.
Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_n.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к автоматизации звуков у детей с ТНР
Нарушение звукопроизношения является одним из самых распространенных дефектов речи. Оно может быть самостоятельным нарушением, но и может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, являясь самым заметным их проявлением.
Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы приводит к сложной дезинтеграции всего речевого развития. У детей с дизартрией отмечается нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.
Целью логопедического воздействия работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях дошкольной коррекционной группы.
Чтобы научить ребенка произносить звуки правильно необходимо решать следующие задачи:
- научить узнавать звуки речи и различать их по акустическим признакам;
- отличать нормированное произношение звука от ненормированного;
- осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи. Основными методами работы являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно- кинестетический.
Научно доказано, что в процессе логопедической работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении. Активное участие всех анализаторов при обучении правильному звукопроизношению способствует быстрому обучению детей.
Использование моделей при знакомстве с артикуляционным укладом и на этапе автоматизации звуков дает прекрасный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука.
Педагог объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительной опоры выполняет модель, в соответствии с ней ребенок определенным образом пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые связки. Такая работа предполагает исследование, уточнение участия органов речи и их положение в процессе произнесения звука. Модель служит наглядной опорой, постоянно напоминая артикуляцию звука, и усиливает эффективность логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения.
Для автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука и изображения его символа – выкладывание схемы. Эти упражнения способствуют усилению ощущений при произношении звука, обогащению его моторным действием.
Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста
Выступление "Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста" для воспитателей ДОУ...
Комплексный и системный подход в автоматизации звуков
В статье представлены различные виды игр и упражнений, которые логопед может включать в свою работу на различных этапах автоматизации звука....
Эссе «Современные подходы к обучению и воспитанию детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
Эссе о проблемах помощи детям с ОВЗ...
Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точ...
Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование современных технологий в автоматизации звукову дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»
В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...
Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»
13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...