Проект "Здоровые дети-успешные дети!"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта | Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovye_deti-uspeshnye_deti.docx | 56.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМ»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)
__________________________________________________________
Педагогический проект направленный
на сохранение и укрепление
здоровья детей посредством проектной деятельности
«Здоровые дети – успешные дети!»
Разработчик:
Лебедева О.В
г. Надым,
2022-2023 учебный год
Паспорт проекта
Название проекта | Педагогический проект направленный на сохранение и укрепление Здоровья детей посредством проектной деятельности «Здоровые дети – успешные дети!» |
Статус проекта | Познавательно-исследовательский; групповой |
Период реализации проекта | 1 год |
Нормативно – правовая база |
|
Цель проекта | Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему. |
Задачи |
3. Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. 4. Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни. |
Целевая группа | Родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет Дети группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-8 лет Воспитатели группы |
Состав творческой группы | Воспитатели группы |
Продукт | Выставка детско-взрослых рисунков «Здорово жить здоровым» Создание банка проектов, направленных на формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, сохранение и укрепления здоровья детей. |
Обоснование актуальности
Социально-педагогической уровень актуальности
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складывается жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого образовательного учреждения.
Здоровье детей социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья.
Группу компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6-7лет посещают дети, имеющие нарушения развития устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произношения отдельных звуков, общее недоразвитие речи 2, 3 и 4 уровня) и другие нарушения здоровья, в том числе дети инвалиды.
Исходя из вышесказанного проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение.
Поэтому в сложившейся ситуации применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Теоретико-методологический уровень актуальности
Достаточно активно в последние годы проводятся исследования, посвящённые проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков: физиологов и гигиенистов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, А.А. Минха, Н.И. Обреимовой, Л.Е. Панина, Р.С. Тулинской. Н.А.Фомина. Большую роль играют исследования учёных в области валеологии И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Т.В. Кружилиной, Н.И. Куинджи, Т.Ф. Ореховой. Л.Г. Татарниковой, а также исследования, посвящённые разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, Ю.ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха и др.).
В этой связи можно сказать, что образованию предъявлен крупнейший социальный заказ, направленный на поиск путей сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой, репродуктивной, валеологической достаточности и, как следствие, выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач дошкольного образования.
Методико-технологический уровень актуальности
В реализации проекта используется спектр здоровьесберегающих технологтй,методов и приёмов, форм, средств формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, экспериментальная и предметно-практическая деятельность способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. В нашем проекте учитывает следующие принципы:
-Принцип системности. Работа проводится систематически, при гибком распределении материала (разработано перспективное планирование по работе с детьми, взаимодействию с родителями и педагогами).
- Принцип адресного подхода. Учитываются индивидуальные особенности воспитанников.
- Принцип интеграции. Образовательные области естественно и органично интегрируют в целостном образовательном процессе.
- Принцип развивающего характера образовательного процесса, основанного на детской активности в решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия.
- Принцип рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи (выставки детско-родительского творчества).
Вовлечение родителей через разнообразные формы и методы в организацию деятельности нашей группы.
Гипотеза: дети будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по здоровьесбережению совместно с родителями дошкольников.
Новизна проекта заключается в следующем:
Новизна проекта заключается в том, что в результате его выполнения формируется активная позиция у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению при совместном участии в педагогическом процессе педагогов, детей и родителей.
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.
Задачи проекта:
1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
2. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
4. Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.
Целевая аудитория:
Дети группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
Родители (законные представители), воспитатели;
Кадровый потенциал:
Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-8 лет.
Медсестра.
Материально-технический потенциал:
1.Методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников.
2.Магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе.
3.Интерактивная доска (SMART Board).
Механизмы реализации проекта:
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный;
II этап – основной;
III этап – заключительный.
План-график реализации проекта
Таблица 1.
Этапы проекта | Срок реализации | Основные мероприятия | Результат |
I этап. Подготовительный Цель – изучение научно-методической литературы; - разработка педагогического проекта | Сентябрь Октябрь | Подбор методической, научно- популярной литературы, иллюстративный материал по данной теме. Привлечение внимания педагогов, родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми ОВЗ | Подборка необходимой научно – методической базы Педагогический проект. |
II этап. Основной Цель – разработка педагогических проектов по формированию здорового образа жизни воспитанников и практическая реализация основных идей проекта. | Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | Проекты: «Верные помощники – органы чувств» «Зимняя прогулка для здоровья» «Витамины на грядке - здоровье в порядке» | Материалы проектов. |
III этап. Обобщающий Цель – анализ, обобщение и распространение опыта | Май | Выступление на педагогическом совете о результатах реализации, перспективах развития проекта. Выявление проблем. Перспектива развития проекта | Анализ проектной деятельности. Создание банка дидактических материалов. |
Организация работы с родителями (II этап – основной).
Таблица 2.
Срок реализации | Информационно-просветительная работа | Совместные мероприятия |
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | Индивидуальные беседы (по запросам родителей) Консультации. Буклеты, памятки для родителей Подбор материала для информационного стенда. Анкетирование родителей. | Родительское собрание «Будьте здоровы» Совместные мероприятия. Круглый стол. Семинар. Участие в конкурсах различного уровня. |
Ожидаемые эффекты:
Для детей:
- имеют представление о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;
- развитие коммуникативных способностей воспитанников;
Для педагогов:
- повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни детей;
- создание содержательной здоровье сберегающей развивающей среды в группе;
- привлечение родителей для совместной работы;
- реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
Для родителей:
- сформированная активная родительская позиция;
- повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- установлено сотрудничество с родителями в вопросе укрепления здоровья детей.
Ожидаемые внешние эффекты:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о здоровье;
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе;
- Реализация проекта позволило повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах о здоровье и ЗОЖ.
Средства контроля промежуточных и конечных результатов проекта:
Анализ результатов мониторингового исследования (Приложение 2.)
Оценка качества практической деятельности будет оцениваться администрацией дошкольного образовательного учреждения, изучении и анализе работы педагогов и воспитанников. Уровень взаимоотношений педагога, специалистов с детьми будет оцениваться – через беседы с детьми, наблюдения, открытые просмотры, мероприятия.
Возможные риски и пути их минимизации:
- Отказ родителей (законных представителей) от участия детей в проекте.
Пути минимизации – осуществление индивидуализированной информационно-просветительской деятельности среди родительского сообщества (родительские собрания на актуальную тему, индивидуальные беседы с родителями).
- Отсутствие у педагогов группы мотивации к участию в проекте, их недостаточная квалификация, отрицательное отношение к проекту.
Пути минимизации – организация обучающих мероприятий, мастер-классов, организация методической поддержки.
- Отсутствие необходимого материала, информации.
Пути минимизации:
– Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек, материалов по здоровьюсбережению.
Перспективы развития проекта:
В результате данного проекта создана эффективная система работы группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
Используемая литература:
1.Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста. //
2.Дошкольное воспитание, 2009, № 9 С.6-11
3.Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», Москва, 2006
4.История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / составлено Н. Б. Мчедлидзе / под редакцией М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. - М.: Просвещение,1988.
5.Косенюк, Р. Р. Как улучшить состояние здоровья детей в условиях дошкольного учреждения //М.: Аквариум, 2003.
6.Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников « Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду.-2006.-№ 3.-с. 52-80.
7..Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Мониторинг дошкольников старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет)
Качественные и количественные результаты проекта:
Для выявления уровня сформированности целостного представления о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется проведение 2 раза в год (сентябрь, май) мониторингового исследования.
Описание методики
По всем показателям определены три уровня:
низкий уровень (1 балл) - ребенок не справляется даже с помощью взрослого;
средний уровень (2 балла) - ребенок справляется с помощью взрослого;
высокий уровень(3 балла) - ребенок справляется самостоятельно.
Формирование целостного представления о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет)
1. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу
2. Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
3. Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).
4.Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
5. Имеет начальное представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах разрушающих здоровье.
Значение количества баллов по уровням
| Количество баллов по уровням | |||
Низкий | Средний | Высокий | ||
5 для таблицы №2) | 1 | 2 | 3 |
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-8 лет.
Таблица №2
№ | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||
Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу. | Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). | Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, при кашле и чихании закрывает рот и нос платком). | Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом. | Имеет начальное представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах разрушающих здоровье. | Средний показатель. | ||||||||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
высокий | |||||||||||||
средний | |||||||||||||
низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Результат мониторинга дошкольников старшего дошкольного возраста (5– 8 лет) в рамках реализации проекта направленный на сохранение и укрепление
Здоровья детей посредством проектной деятельности «Здоровые дети – успешные дети!»
Качественные и количественные результаты проекта:
Для выявления уровня сформированности целостного представления о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется проведение 2 раза в год (сентябрь, май) мониторингового исследования.
В мониторинге для детей старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет)
участвовало 10 детей.
Были получены следующие результаты:
сентябрь 2022г. (70%): высокий уровень – 0%, средний – 40%, низкий – 60%.
Май 2023г. (100%): высокий уровень –40%, средний – 60%, низкий – 0%.
(таблица №1, №2; сравнительная гистограмма №3).
Таблица № 1
Формирование целостного представления воспитанников о пожарной безопасности | |
Начало реализации проекта сентябрь 2022 г. | Окончание реализации проекта 2023 г. |
20% | 100% |
Группа компенсирующей направленности для детей с зпр в возрасте 5-8 лет.
Таблица №2
№ | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||
Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу. | Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). | Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, при кашле и чихании закрывает рот и нос платком). | Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом. | Имеет начальное представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах разрушающих здоровье. | Средний показатель. | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
низкий | |||||||||||||
средний | |||||||||||||
высокий |
Сравнительная гистограмма № 3
Группа компенсирующей направленности для детей с зпр в возрасте 5-8 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....
Конспект занятия по развитию творческих способностей детей «Путешествие на паровозике» ( 2 младшая – средняя группа)
Конспект занятия по развитию творческих способностей детей,на котором дошкольники в игровой форме закрепляют знания о следующих видах театра: театре - фланелеграфе, театре на гапите, знакомятся с теат...
Формирование связной речи у детей с ОНР с помощью мнемотехники.
Система работы с мнемотаблицами по формированию связно речи у детей с ОНР....
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...
ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.Хорошо известно н...
Консультация для родителей «Чем занять детей летом?»Очень хорошо, если вы приурочите свой отпуск к каникулам вашего ребенка, и будете отдыхать вместе с ним. В этом случае у вас наверняка получится организовать отдых приятно и полезно. Все дети стремятся
Консультация для родителей как организовать не только приятный, но и полезный отдых для детей летом. Постараться самые обычные занятия превращать в увлекательные и познавательные игры....
Проект "Здоровые дети- успешные дети".Старшая группа.
Проект «Здоровые дети- успешные дети является немаловажным в жизни и здоровье детей и их родителей. Основная идея проекта – воспитать бережное отношение...