Проект "С чего начинается Родина?"
проект (подготовительная группа)
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных ценностей. Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.Формирование у детей интереса к своему городу, Родине, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.Укрепление связи семьи и ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМ» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА») ___________________________________________________________ |
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ |
Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад «Росинка» Лебедева О.В. |
г. Надым 2021-2022 уч. год |
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Проект долгосрочный, групповой, исследовательский.
Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных ценностей.
Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.
Формирование у детей интереса к своему городу, Родине, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к народным традициям, повышению интереса к нравственным ценностям и участия родителей в совместных мероприятиях.
Принципы построения общей дидактики
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).
Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
Принцип свободного выбора: подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).
Участники проекта
Дети, родители, воспитатели группы.
Актуальность темы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», орентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активезировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводится научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дисскусия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И восьме громки голоса тех, кто высказываеи неготивные суждения на этот счёт. Патриотизм, якобы, должен войти в человка естественным путём. Родина обязана, позаботится о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной могучей дерхавой, такой, чтобы каждоиу тз нас захотелочь её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал дюбить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется как потребность участвоватьво всех делах на благо семьи, сочуствие, чуство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира.
Цель
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
- Формирование представления о Земле и о жизни людей на Земле.
- Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Предполагаемый результат
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру, традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которой мы живем;
- пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Методы проекта:
Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг
Основные направления реализации проекта
- Разработать и провести цикл занятий и мероприятий:
- «Мой дом – моя семья»;
- «Хорошо у нас в саду»;
- «Улицы родного города»;
- «Мой город»;
- «Моя Родина – Россия»;
- «Москва – столица нашей Родины»;
- «Культура моей Родины (обычай, традиции, народное творчество, история России);
- «Они сражались за Родину»;
- «Мы – дети Земли»;
- «Экспедиция в Арктику»
Создать мини-музей – боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма.
- Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей.
Праздники в детском саду:
«День Защитника Отечества»;
«Осенняя ярмарка»;
«Мамин день»;
«Праздники по народному календарю».
Выставки детского и народного творчества (сотворчество детей и родителей):
«Славься, край родной!»
«Город – глазами детей».
«Богатыри – защитники земли русской»
«В гостях у русской народной сказки»
Деятельность Центра народного творчества детей:
Оркестр народных инструментов; театр русского костюма.
- Физкультура и здоровье:
- дни здоровья
- экологические походы;
- спортивные эстафеты, праздники «Веселые старты»,
«Мама, папа, я - спортивная семья».
- Акции:
- «Покормите птиц зимой»;
- «Зеленый патруль»
- «Озеленение территории детского сада».
- «В Новый год творим добро»
- «Письмо ветерану»
- Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- изготовление атрибутов для игр: «Пограничники»,
«Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели»,
«Инопланетяне», «Пешеходы и пассажиры» и т. д.;
- изготовление атрибутики государственных символов России, города, области;
- оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать».
- создание газет: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет».
- Работа с родителями:
- ознакомление детей с семейными реликвиями;
- анкетирование родителей: «»Знаете ли вы своего ребенка?»;
посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи;
- помощь в снятии видеофильмов;
- «Трудовой десант» родителей с детьми (посадка деревьев, обрезка кустов, уборка мусора на участках и т. д.);
- фотовыставка моя семья.
- Социальное развитие:
- встречи с почетными гражданами города;
- экскурсии;
- посещение выставок;
- создание библиотеки в группе;
- создание видеотеки.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках МДОУ «Детский сад «Росинка» 2021 – 2022 учебном году с детьми подготовительной группы в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление мини-музея – боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского костюма, дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился на 26 %,
- анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 35% детей, выше среднего у 65% детей ;
- высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городских мероприятий, спортивных соревнований;
- повышение активности родителей в делах группы.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой старшей и подготовительной группах детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и о происходящих событиях, тем легче воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство – одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.
Литература
1.Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» авт. Парамонова.
2.«Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина
3.Бармич М.Я. Малыш учится. – С-Пб.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000.
4.Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. - С-Пб.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
5.Симонова Е.В. Моя первая книга о России. – М.: РОСМЕН, 2008.
6.Соловьева Е.В. Дети планеты Земля. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
7.Нарядная планета. Под. ред. Ю.А. Майоровой. – Минск: ГАЗЕТНЫЙ МИР, 2010.
Журнал "Дошкольное воспитание". №2, 1999.
8.О. Б. Дыбина «Ребенок и окружающий мир» Программа и методические рекомендации.- М.
9.Князева О. Л, Стеркина Р. Б. «Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3-6 лет». М., 2004.
Мониторинг
Группа подготовительная: подготовительная дети 6-7 лет | |||||
Дата проведения: октябрь 2021 год | |||||
Планируемые результаты | |||||
Представление о Себе, семье | Представление о родном крае, городе | Представление о родной стране | Представление о народных традициях, праздниках. | Итоговый результат | |
Низкий:
Средний:
Высокий:
Мониторинг
Группа подготовительная: подготовительная дети 6-7 лет | |||||
Дата проведения: май 2022 год | |||||
Планируемые результаты | |||||
Представление о Себе, семье | Представление о родном крае, городе | Представление о родной стране | Представление о народных традициях, праздниках. | Итоговый результат | |
Низкий:
Средний:
Высокий:
Цикл занятий
и мероприятий
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМ» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА») ___________________________________________________________ \ |
Сценарий сюжетной прогулки для детей 6-7 лет на тему: «Экспедиция в Арктику» |
Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад «Росинка» Лебедева О.В. |
г. Надым |
Сценарий сюжетной прогулки
на тему: «Экспедиция в Арктику»
Цель:создание условий для
- развития инициативы и потребности в двигательной активности;
- развития познавательно-исследовательской деятельности;
- дальнейшего развития самостоятельного игрового поведения и взаимодействия детей в игровой подгруппе.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера; своеобразии жизни народов Севера (природа, жилище, одежда);
- способствовать развитию основ экологического сознания детей на приеме определенной ситуации, возникшей по вине людей;
- совершенствовать умение самостоятельно создавать игровую обстановку, договариваться и распределять роли;
- создавать условия для развития игрового творчества детей;
- продолжать формировать коммуникативные навыки, посредством игры, способствовать установлению ролевого диалога между детьми.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, внимание.
- развивать самостоятельность, творческую инициативу;
- развивать двигательную активность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.
Игровой материал:
- чум, макет оленя, сани, рыба, сделанная из бумаги, куклы в национальной одежде, обручи по количеству детей, игрушки животных, обитающих в районах Крайнего Севера, элементы национальной одежды, элементы одежды участников экспедиции: фуражка, шапочка кока, повязка мед. Сестры и др.;
- ткань для имитации водного покрова; бросовый материал - имитация мусора, отходов деятельности человека;
- линейка (30 см, 50 см), сантиметр, лупа, султанчики, ленточки, следы (медведя), вырезанные из бумаги или из ткани;
- фотоаппарат, путевой журнал;
- атрибуты для членов команды путешественников (бинокль, карта, рюкзаки, компас, рация; посуда, муляжи фруктов, овощей.и т. п.)
Воспитатель читает сказку В. Катаева «Цветик - семицветик», совместно с детьми рассматривают иллюстрации к сказке. Педагог делает акцент на моменте, в котором одно из желаний девочки Жени попасть на Северный полюс исполняется. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Жене не понравилось на Северном полюсе?
Предполагаемые ответы детей: Там было очень холодно, а Женя не одета в тёплую одежду; Женя испугалась белых медведей; Женя не знала, что ей там делать и ей было скучно.
Воспитатель: Вы правы, Женя оказалась совершенно неподготовленной к такому далёкому путешествию. А если бы вам предоставилась возможность отправиться на Северный полюс, что бы вам интересно было узнать?
Предполагаемые ответы детей:
Какие там животные живут, есть ли там люди, какая там погода, правда ли что вечные льды тают, и др.
Воспитатель:Ой, ребята, сколько много у нас вопросов, сколько много земель неизведанных, неизученных. Где и как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?
Предполагаемые ответы детей:
Спросить у родителей, посмотреть передачу по телевизору, найти интересное в книгах и др.
Воспитатель: Хорошо, все варианты принимаются. А вам хотелось бы, самим побывать на Крайнем Севере и самим всё изучить, исследовать?
Предполагаемые ответы детей:
Да!
Воспитатель:
Принято! 13 ноября мы все вместе отправляемся в исследовательскую экспедицию на Крайний Север! Но чтобы с нами не случилась, такая же ситуация как с Женей, нам надо хорошо подготовиться. Согласны?
Предполагаемые ответы детей:
Да!
В течение недели осуществляется подготовка детей к игре с общим целеполаганием «Мы должны как можно больше узнать о районах Крайнего Севера?»:
- рассматривание детских дошкольных энциклопедий обокружающим мире по темам: «климатические зоны», «моря и океаны», «наука», «животные Севера»; «быт коренных национальностей районов Крайнего Севера»;
- познавательная экскурсия в мини – музей МБДОУ «В краю янтарной морошки», изучение особенностей народов Крайнего Севера.
- беседа о профессиях людей, связанных с изучением Севера;
- просмотр мультфильма про медвежонка Умку; мультипликационного фильма «Балто».
- художественно – эстетическая деятельность: рисование по темам: «Северное сияние», «Северный пейзаж»; ручной труд: оформление жилища коренного жителя крайнего севера разнообразным орнаментом;
- С/р игра «На корабле»;
- игровая ситуация «Собираемся в путешествие» (что необходимо для путешественника);
- знакомство с подвижными играми северных народов;
- использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
Ежедневно воспитательпривлекая внимание детей к календарю делает акцент: «До отправления в экспедицию на Крайний Север осталось 4,3,2,1 день».
В день осуществления запланированной сюжетной прогулки, воспитатель торжественно объявляет: «Сегодня 13 ноября. Сегодня мы отправляемся в экспедицию».
Мотивация и распределение ролей проводится в группе перед прогулкой:
Воспитатель: У нас нет волшебного цветика – семицветика, как у девочки Жени из сказки. Нам предстоит пересечь Северный ледовитый океан. Какой вид транспорта мы выберем?
Предполагаемые ответы детей:
Корабль, самолёт.
Воспитатель: Чтобы отправиться на самолёте, нам необходимо предварительно сделать заказ билетов, поэтому сегодня отправиться у нас не получится. Этот вариант нам не подходит. А вот идея отправиться на корабле отличная! На нашем участке нас ожидает замечательный большой, крепкий корабль. Он выдержит шторм, ураган, сможет расколоть льды океана. Отправляемся на корабле. Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей:
Да!
Воспитатель: Как мы назовем наш корабль?
Предполагаемые ответы детей:
Дети выбирают название.
Воспитатель: Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка вам очень пригодятся. В нашей экспедиции ябуду старшим научным сотрудником. Нам необходимо создать дружную, смелую команду. Вы дружные, но есть ли среди вас смелые?
Предполагаемыйответ детей:
Да мы смелые, дружные.
Воспитатель, как руководитель экспедиции, назначает капитана сам или предлагает выбрать при помощи считалки. Далее ребенок-капитан выбирает себе команду:«Кто будет штурманом, радистом, коком, врачом, матросами, научными сотрудниками?»
Затем педагог побуждает детей обозначить ролевые действия каждого и вместе договариваются о том, что нужно каждому для обыгрывания.
Предполагаемые ответы детей:
- Капитан корабля (ведет судно, дает указания другим членам команды);
- Штурман (следит за маршрутом плавания);
- Радист (выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу, отправляет сигнал или какое-то послание);
- Врач (лечит заболевших во время плавания и следит за состоянием здоровья);
- Кок (готовит еду, кормит членов команды);
- Матросы (смотрят за исправностью судна, моют, чистят палубу);
- Научные сотрудники фиксируют события в бортовом журнале, проводят замеры снега, исследуют силу ветра и т. п..
Воспитатель: Так же я предлагаю взять с собой фотокорреспондента и журналиста, чтобы они смогли подготовить репортаж о нашей экспедиции.
Ребята распределяют роли.
- Фотокорреспондент (фотографирует интересные моменты);
- Журналист (ведет запись в блокноте, берет интервью);
Воспитатель:Ребята, а кто же из вас будет жить на Крайнем Севере? Нам необходимы коренные жители, вы так много о них узнали. Хорошо бы нам повстречаться с ними в нашей экспедиции.
Предполагаемые ответы детей: дети по желанию распределяют роли и определяют ролевые действия:
- Хозяйка чума (готовит еду, занимается изготовлением одежды,занимается воспитанием детей);
- Хозяин (занимается охотой, рыбной ловлей, в нарты запрягает оленей и передвигается по тундре);
Помощник воспитателя изъявляет желание участвовать в игре, хочет быть старейшиной чума.
Перед прогулкой, в раздевалке:
Воспитатель:Мы хорошо подготовились, много знаем о Крайнем севере, готовы отправится в путешествие, ну тогда в путь…
Дети собираются на прогулку, выбирают себе необходимые атрибуты, элементы костюмов. Далее ребята выходят на улицу и строятся. После этого воспитатель объявляет о первом этапе игры.
Плавание на корабле. Воспитатель зачитывает приказ о формировании членов экипажа корабля(ребята, которые не плывут на корабле, а играют роль коренных жителей, идут и занимают свое место).
Воспитатель: Только сильные ребята могут отправиться в экспедицию!
Только умные ребята могут отправиться в путешествие!
Только трудолюбивые могут отправиться на Север!
Только веселые и дружелюбные могут поплыть на корабле!
В сопровождении торжественной музыки детипроходят на корабль и занимают каждый свое место, согласно выбранной роли. Воспитатель дает ребятам самостоятельность, стараясь не вмешиваться в ход игровых взаимодействий, он только вносит новое содержание в игру, предлагает дальнейшее развитие затруднительной для детей ситуации, помогает разрешить спорные вопросы. Во время пребывания на корабле, воспитатель, как руководитель экспедиции может сообщить несколько интересных фактов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вся поверхность Северного полюсана картах окрашена в белый цвет?
Предполагаемые ответы детей:
Это льды, снег.
Воспитатель: Да, действительно Северный полюс еще называют ледяной пустыней. Давайте сравним. А из скольких этажей состоит наш детский сад?
Предполагаемыйответ детей:
Из трех.
Воспитатель: Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: зимой и летом. Назовите части суток.
Предполагаемыйответ детей:
Утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Зимой в Арктике никогда не встаёт солнце, поэтому круглые сутки темно – это Полярная ночь. Температура воды: +3°C, ветер 7м/с; толщина снежного покрова зимой достигает почти 25 – 90 см, а толщина льда зимой - 5 м. А воздух настолько холодный и сухой, что можно услышать, как кто-то разговаривает даже за 5 км.
Во время путешествия воспитатель предлагает журналисту записывать интересные факты, брать интервью у членов экспедиции. Фотокорреспонденту снимать необычные кадры.
Воспитатель: Ну, что капитан, мы приплыли? Не замёрзли, ребята? Дети высаживаются на берег. Педагог объявляет следующий этап:
«Встреча гостей»
Воспитатель: Смотрите ребята, оказывается здесь кто-то живет! Детей встречают «коренные жители».
Но коренные жители не радуются появлению экспедиции. Старейшина чума предлагает уйти непрошенным гостям. Воспитатель интересуется, что случилось, чем так озабочены жители севера.
Старейшина чума. Уходите! Пришлые люди загрязнили море, океан погибает рыба – у нас нет пищи. Олени уходят всё дальше на север – мы не можем охотиться.
Старейшина чума обращает внимание детей на мусор разбросанный вокруг.
Наверное, и вы такие же губители северной природы! Уходите!
Воспитатель, дети: Уважаемые жители крайнего Севера, мы – научная экспедиция, изучаем природу и с радостью поможем вам очистить северную землю от мусора.
Старейшина чума. Спасибо, я вижу, что вы наши друзья. Нам очень нужна ваша помощь.
Воспитатель обращает внимание детей на выложенный на земле мусор.
Воспитатель: Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая катастрофа.
Воспитатель:Что нам делать, как нам быть? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно, мусор нужно собрать в пакет и отвести в специальное место, где он не причинит вреда. У нас есть большие пакеты. За работу! Кто – то из вас будет держать пакеты, а кто – то соберет мусор.
Дети собирают «мусор» в пакет и относят на корабль.
Старейшина чума. Спасибо, молодцы, ребята! Приглашаю вас в наше стойбище.
Дети рассматривают одежду, предметы быта. Можно предложить врачу провести осмотр детей (куклы в национальной одежде). Другим участникам экспедиции - помочь почистить рыбу, поиграть с оленем, покормить собак, обменять рыбу на хлеб и т. д.
Старейшина чума предлагает поиграть в любимую игру северных детей.
Подвижная игра «Ловля оленей»
Дети встают в круг, изображая руками оленьи рога, и говорят слова:
Оленята в тундре жили,
Головой они крутили (повороты головы в сторону)
Вот так, вот так головой они крутили
Оленята мох искали, снег копытом разгребали
Вот так, вот так снег копытом разгребали. (изображают, как ищут мох)
А потом по тундре белой
Быстро – быстро побежали. (подскоки)
После слов «Оленевод идет» дети разбегаются. У Оленевода вруках обруч, которым он пытается заарканить оленей.
Играют 1-2 раза
Старейшина чума, хозяйка и хозяин чума продолжают путешествие вмести с экспедицией, т.к. они хорошие следопыты.
Исследование местности.
Воспитатель:Ой, смотрите, смотрите! Чей это след?
Предполагаемыйответ детей:
Белого медведя.
Воспитатель:А чем можно измерить след?
Предполагаемыйответ детей:
Линейкой, измерительной лентой, ладошкой и пр.
Воспитательпредлагает детям измерить длину и ширину следов с помощью линейки,сантиметра, ладошки, ступни ноги. Журналист «записывает» в блокнот результаты измерений, фотокорреспондент фотографирует следы.
Появляется белый медведь, воспитатель читает стихотворение:
Белый медведь
Им можно только восхищаться,
Он научился защищаться
От льдов и страшного безмолвья,
Жить у земного изголовья,
У центра полюса бывать,
Ещё и пищу добывать,
Под лёд полярный опускаться,
Свободно жить и размножаться.
Воспитатель: А почему мы не заметили медведя?
Предполагаемыйответ детей:
Потому что он такой же белый как снег.
Воспитатель продолжает диалог с детьми: Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело) Впадает ли он в спячку? (Ответы детей).
Воспитатель: Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
Воспитатель: Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами)
Воспитатель просит медведя поиграть с детьми.
Подвижная игра «Медведь рыбак»
Дети прощаются с медведем.
Следующий этап - эксперементирование.
Воспитатель просит своих помощников, научных сотрудников измерить силу ветра с помощью султанчиков и глубину снега с помощью измерительных палочек.Все исследования фиксируются в бортовом журнале.
Воспитатель: Много информации в нашем бортовом журнале. Нам пора возвращаться назад, иначе мы с вами можем замерзнуть.
Старейшина чума.: У нас, коренных жителей есть национальный обряд «Дерево желаний». Кто хочет, чтобы его желание исполнилось, завязывает ленточку на волшебном дереве.
Дети приходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.
Воспитатель:Давайте пригласим наших друзей в гости к нам в детский сад. Дети и взрослые отправляются на корабль.
Обыгрывают путь домой в соответствие со своими ролями.
Под звучание торжественной музыки дети покидают корабль. Отправляются в группу.
Итог экспедиции проводится в группе с помощью страниц бортового журнала.
Каждому участнику торжественно вручается памятный знак (медаль) «Участник экспедиции на Крайний Север».
Вопросы воспитателя: Ребята, где мы с вами сегодня были? Что вам понравилось больше всего? С какими трудностями мы встретились? Что мы узнали нового?Кто лучше всех справился со своей ролью?
Воспитатель отмечает успех каждого члена команды, благодарит за то, что были смелыми, трудолюбивыми, дружными. Предлагает сделать репортаж об экспедиции и выпустить газету, где будут отражены наиболее интересные моменты.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»
Конспект мероприятия, посвященный Дню Победы
в подготовительной группе
Образовательные области «Социализация, коммуникация»
Разделы «Развитие речи; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»
Тема: «Они сражались за Родину».
Воспитатель:
Лебедева О. В.
Г. Надым
Образовательные задачи:
- углублять и уточнять представление о Родине – России;
- поддерживать интерес к событиям, которые происходили в истории страны;
- расширять знания детей о мужестве воинов и юных героев в годы ВОВ;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать работу по обогащению словаря;
- побуждать детей интересоваться смыслом слов;
- совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за достижения в нашей стране
Материальное оборудование:
- видеоматериалы и фотографии по теме.
- фонограммы («голос Левитана», «Священная война», «Катюша», «День Победы»);
- звездочки, иллюстрации для викторины.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о ВОВ; просмотр видеофильмов, фотографий; рассказы о воинских наградах дедушек и бабушек; экскурсия к обелискам и памятникам; заучивание стихотворений по теме развлечения.
Ход мероприятия
Мероприятие проводится в музыкальном или в спортивном зале.
Воспитатель
– Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, сильное и глубокое чувство человека. Что такое Родина?
Дети
– Родина – это наш дом, улица, город. Родиной человек называет ту страну, в которой он родился и живет.
Воспитатель
– Правильно. За тысячелетнюю историю России много произошло событий. На нашу Родину не раз нападали враги.
Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда все города и села нашей Родины спали, на нашу страну напали фашисты (фонограмма «Голос Левитана», показ фотографий, репродукций). Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные вокзалы; бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады и школы. Радио известило весь народ о начавшейся войне (звучит фонограмма). Все поднялись на защиту Отчизны! В те годы, словно клятва Родине звучала песня «Священная война» (звучит фонограмма, видеоматериалы).
Воспитатель
– Что такое война? (ответы детей) Война – это вооруженная борьба между государствами. Великая Отечественная Война была для нашего народа освободительной (показ фотографий).
Чтение стихотворения
Фашисты идут… И во мраке
За ними и стоны, и плач.
И в огненно-красной рубахе
Гуляет пожар как палач…
Воспитатель
- Как называется героический самоотверженный поступок? (подвиг)
Воспитатель
– Наши воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на земле, в воздухе и на море. А какие были наши солдаты в бою?
Дети
– Смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными, решительными, неустрашимыми!
Воспитатель
– Правильно! Одним словом – героями! Много боли и страдания выпало на долю наших солдат! На стенах Брестской крепости до сих пор сохранились надписи: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» (показ фотографий)
Воспитатель
– Да, нелегко быть защитником! Надо многое знать и уметь! И сейчас мы проверим, кто из вас самый умный и смекалистый!
Викторина (дети делятся на две команды по 5-6 человек; за правильные ответы даются звездочки, можно предложить картинки подсказки)
- Стальной великан ползет, врагам смерть везет (танк).
- Пасть поднимает, огнем метнет, всех фашистов перебьет (пушка).
- И воды просит, и ленты носит, и фашистов косит (пулемет).
- Перевернутый котелок человека защитить помог (каска).
- Летит – воет, сядет – землю роет (снаряд).
- Днем - обручем, а ночью – змеей (ремень).
- Из чего состояло вооружение древнерусского воина?
- Из чего состоит вооружение российского солдата?
- Как назвать военного, который носит тельняшку?
- Как назвать военного, который прыгает с большой высоты на парашюте?
- Кто ищет взрывное устройство?
- Кто ездит на танках?
- Как называется подросток, изучающий морское дело?
- Что общего у дерева и винтовки?
- Назвать современные рода войск (пехота, ракетчики летчики, танкисты, моряки, десантники, пограничники, артиллеристы).
- Какие воинские звания вы знаете? (лейтенант, майор, генерал, капитан, полковник, маршал)
- Как называется наплечные знаки военного?
Воспитатель
– Молодцы! Справились с заданиями! Но, еще надо обладать крепким здоровьем. А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети
- Чтобы Родине служить надо сильным, ловким быть! Заниматься спортом!
Физзарядка
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба).
Очень нравится нам все делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать, руки опускать.
Приседать и вставать, прыгать и скакать!
Воспитатель
- Сейчас мы узнаем, кто из наших мальчишек самый сильный и ловкий.
Эстафета «Полоса препятствий» (две команды по 5-6 человек)
- подлезание под дугу или веревку (высота 35-50 см);
- ползание на четвереньках по скамейке;
- прыжки через веревку (высота до 40 см).
Воспитатель
– Молодцы, ребята! Смело можно в армию идти служить!
За освобождение нашей Родины сражались не только взрослые, но и дети. Много подвигов совершили они. Мы с вами недавно читали о девочке Рае 12 лет. А теперь, послушайте еще рассказ о подвигах юных героев.
«Служил на флоте юнга. А звали его Саша. Однажды фашистский корабль открыл огонь по катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушел от врага. Мальчик отдал свою жизнь, спасая команду!»
Воспитатель
– Какой подвиг совершил Саша? Что такое пробоина? (ответы детей).
Воспитатель
– Послушайте еще одну историю про юного героя.
«Ване было 14 лет. Это было под Москвой. Ваня увидел, что к селу идут наши солдаты. А село было занято фашистами, которые всюду расставили пулеметы. Мальчик побежал навстречу бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!». Гитлеровцы открыли по нему огонь, но он бежал и кричал. Наши бойцы услышали Ваню и залегли. Ваня показал им безопасный путь. Наши солдаты обошли село с тыла и выбили из него фашистов. За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной звезды!»
Воспитатель
– Какие черты характера проявил мальчик? (ответы детей)
Воспитатель
– А, вы, знаете, что солдаты на войне не только сражались, но и отдыхали. К ним приезжали с концертами известные артисты того времени. Они показывали спектакли, пели песни и частушки, в которых прославляли стойкость, героизм советского солдата, высмеивали Гитлера с его кровожадной сворой. Сейчас мы с вами побываем на таком концерте.
Выходят дети и поют частушки
Лез к Москве фашист мошенник
Через надолбы и рвы.
Крепкий русский подзатыльник
Получил взамен Москвы!
Ехал Гитлер на Москву
На машинах-таночках,
А оттуда, из Москвы,
На разбитых саночках!
Я сорву сирень-цветочек,
На дорожку положу.
Партизанскому отряду
Путь прямее покажу.
Я в разведке побывала,
Заминировала мост.
С Брянска ехал бронепоезд,
Пошел прямо под откос!
Брата в армию забрали.
Я полна заботою:
Вместо брата на заводе
Слесарем работаю.
Шла машина из Берлина
С красными вагонами.
Наши славные герои
Едут эшелонами!
Затем выступают другие дети и поют песню «Катюша»
Воспитатель
– Без малого четыре года продолжалась ВОВ. И вот 9 мая 1945 года настал, наконец, долгожданный День Победы! Наши солдаты дошли до Берлина (столицы Германии). И над Рейхстагом поднялось знамя Победы!
В Москве, в столице нашей Родины, на Красной площади, состоялся грандиозный парад Победы! (видеоматериалы, показ фотографий, иллюстраций)
Чтение стихотворения
Отстояли наши деды труд и счастье на земле!
Ярче светят в честь Победы звезды мира на Кремле!
За страну родную люди отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем павших в доблестном бою!
(фонограмма песни «День Победы)
Воспитатель
– Вы, ребята, живете в счастливое время и это счастье добыто в сражениях и битвах! Дети, не забывайте об этом!
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Чествуем погибших и живых,
Тех, кто пал, Отчизну защищая,
Имена навек запомним их,
Жизнь они свою за нас отдали.
С каждым годом все короче ряд
Очевидцев тех боев кровавых,
Пусть же взрывы больше не гремят,
Не тревожат застарелой раны.
Ваш геройский подвиг не забыть,
Пусть года бегут неумолимо,
Но сирени бархатная кисть
В вашу честь цветет неопалимо
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом !!!
Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМ» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА») ___________________________________________________________ |
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательные области: «Познание, социализация, коммуникация» Тема: «Мой дом - моя семья» |
Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад «Росинка» Лебедева О.В. |
г. Надым |
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою
семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Задачи; формировать умение пользоваться прямой и косвенной речью; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения.
обогащать духовный мир детей, воспитывать культуру общения.
содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации.
с помощью поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи.
развивать общительность и коммуникабельность.
Предварительная работа:
рисунки детей «Моя мама» (бабушка, сестра),
рисунки родителей «Мой малыш»;
дети и родители изготавливают дома семейные «островки» (фотографии, их композиции) для большого настенного ковра;
Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери».
Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка».
Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама».
Ход занятия
Орг.момент.
“Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.”
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Ольга Витальевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.
Психогимнастика.
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у
них хорошее настроение.
- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?
Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя семья”. Кто хочет рассказать
о своей семье?
(дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображён).
По ходу воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын (дочка)?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата, сестры?
- Ты любишь своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые)
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
Этюд «Изобразить походку младенца, взрослого и пожилого человека»
Игра «Собери цепочку»
Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
Развитие связной речи.
Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого это…
“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная,
ласковая…)?
Этюд «Ласковый ребёнок» - дети дарят свою любовь маме.
- А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля)?
- А как ты называешь своего папу (папочка, папуля)?
- Как называют твою маму, бабушка с дедушкой (Леночка, доченька)?
- Как зовут твоих бабушку и дедушку?
- Как называют их твои родители (мама, папа)?
- А если твои близкие заболеют, как ты их будешь жалеть?
Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).
Сообщение новых знаний.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами, птица с птенцами в гнезде).
- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья. Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами?
- Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
- Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
“При солнышке тепло, при матери – добро.”
“Нет милее дружка, чем родная матушка.”
“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.”
А какие вы знаете пословицы о семье?
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
После занятия дети рисуют свою семью, свой дом.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМ» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА») ___________________________________________________________ |
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательные области: «Познание, социализация, коммуникация» Тема: «Культура моей Родины» |
Подготовил: воспитатель МДОУ «Детский сад «Росинка» Лебедева О.В. |
г. Надым |
Цель: формирование информационной компетентности и толерантности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с национальной культурой северной народности ненцы.
Задачи:
- способствовать развитию у детей понимания и принятия общечеловеческих, национальных ценностей, развитию гуманных чувств;
- формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде, основы национального самосознания;
- воспитывать интерес к национальной культуре своего и других народов, воспитывать уважение и принятие иных культур.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор или телевизор, набор иллюстраций по теме, контуры для раскрашивания (национальные костюмы), цветные карандаши.
Ход занятия.
Беседа сопровождается показом соответствующих иллюстраций. Воспитатель показывает детям глобус.
- Ребята, кто знает, что это такое? (Ответы детей.) А что такое глобус? (Предположение детей.) Глобус – это изображение нашей планеты Земля. На глобусе показаны океаны и горы, моря и реки, равнины и озера. А еще на глобусе могут быть показаны разные страны. На нашей планете очень много стран. У каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. У каждой страны есть свой главный город.
- Как называется главный город страны? (Столица.) Знаете ли вы, как называется столица нашей страны? (Москва.) А как называется наша страна? (Россия.) Мы живем в России.
- Кто сможет показать ее на глобусе? Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. Они все имеют свои обычаи, традиции и разговаривают на своем языке. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. Права народов, проживающих на территории России, защищены Конституцией Российской Федерации – это самый главный закон нашей страны. Все народы имеют право сохранять свой родной язык, древние традиции и народную культуру.
- На каком языке разговариваем мы с вами? (На русском языке.)
В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга.
Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В нашей стране люди разных национальностей живут рядом, помогают в беде, радуются победам, стремятся всегда жить в мире и согласии.
Россия – это наша с вами большая Родина. Но у каждого человека есть еще и своя – малая Родина. Это – то место, где он родился и вырос.
- Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Даже в нашем небольшом поселке живет много людей разной национальностей: русские, белорусы, украинцы, татары, ненцы, коми.
- Мы с вами поговорим, сегодня о традициях и культуре северного народа – ненцы.
Физминутка
Национальная п/и.
Ненцы - это народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкого автономного округа (7,7 тыс. чел.). Раньше ненцев называли самоеды и юраки.
У всех людей есть свой дом, где можно укрыться от дождя и снега, согреться. Дома строят из дерева, из камней, из глины, из веток, из бетона и стекла и даже из снега. Кто может сказать, из чего строят свой дом ненцы? (Предположение детей.) Оленеводы собирают свои дома из оленьих шкур.
- Как называется этот дом? (Предположение детей.) Это небольшой, но уютный дом называется чум. В чуме живет дружная семья.
- Что такое семья? (Ответы детей.) И у вас есть семья. Семья – это вы и ваши родители, сестры, братья, бабушки, дедушки.
- Чем занимаются ваши мама и папа? (Ответы детей.)
Основным занятием ненцев является оленеводство. Трудолюбивый северный народ пасет огромные стада оленей. Папа – пасет стадо, мама хлопочет по хозяйству: готовит еду, шьет одежду.
У каждого народа есть свой традиционный костюм. Это не просто нарядная одежда, которая одевается по национальным праздникам. Образ костюма складывается исторически и передается из поколения в поколение. На то как выглядит национальный костюм влияет и климат, и география места обитания народа, и национальные цвета и символы, и даже возраст и семейное положение того кто носит этот костюм. Национальные костюмы отражают культуру народа и делают каждый народ уникальным.
- Что одеваем мы с вами зимой? (Ответы детей.) Ненцы по традиции носят одежду, сшитую из оленьих шкур. Даже обувь шьют из шкур. Верхняя одежда называется мужская – малица, женская паница, обувь – пимы. Олень одевает и кормит семью оленеводов.
- Во всем мире люди любят съесть что-нибудь вкусненькое и придумывают новые рецепты. Но не забывают и свои национальные, традиционные блюда. В ненецком чуме вас угостят шаньгами (блины с добавлением крови оленя), жаркое из мяса оленя и строганину (замороженное тонко нарезанное мясо).
- Я знаю, что вы очень любите играть. Назовите свои любимые игры и игрушки? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, дети оленеводов любят играть? (Ответы детей.) Конечно, любят, потому, что они точно такие же как и вы: любят бегать, прыгать, а иногда и пошалить. У них тоже есть любимые игрушки. Кроме обыкновенных – которые можно купить в магазине, у ненецких детей есть свои традиционные игрушки. Как необычны сами игрушки, так необычны и их названия: жужжалка, игрушка "дедушка", "оленьи рога", шарик (погремушка из засушенного зоба куропатки), ненецкая кукла, олешек, маленькие игрушечные сани и др. Все они сделаны из природных материалов, например: гусиных клювиков и косточек, оленьих копыт.
Так же как и вы, ненецкие дети любят петь и танцевать и, конечно же, слушать сказки. Сказки необычные и интересные: "Как медведь хвост потерял", "Медведь и заяц теваси", "Олешек и мышка", "Лиса, птица и ворон", "Кукушка" и еще много других.
- В нашей стране живут дети разных национальностей. Как и вы, они любят играть и рисовать, петь и танцевать. Они по-разному одеваются, говорят на разных языках, у них разные песни и танцы. Но все дети, не только в России, но и на всей Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно и мирно. И все мы вместе – жители и хозяева одной на всех планеты земля.
- Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением национальных костюмов. Выберите себе одну и раскрасьте ее.
В случае нехватки времени предложить закончить работу в другое время.
Рекомендации для педагогов по нравсивенно-патриотическому воспитанию детей.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому гуманные чувства должны воспитываться у малыша, прежде всего по отношению к матери.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремиться обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – большая беда.
В настоящее время необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок, прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Этнонациональная культура помогает сформировать эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему надо стремится подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие люди.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение к родному слову, формирование у детей чувства языка. Мы с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи.
Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множества негативных примеров. Нельзя перегружать информацией и переоценивать их возможности.
Вместе с тем дети смотрят телевизионные передачи, слышат разговоры взрослых, и рано или поздно у них возникают острые вопросы, касающиеся Чечни и терроризма, и многих других непонятных вещей. Такие вопросы требуют глубокого осмысления, эрудиции, такта, педагогической и человеческой мудрости.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же подобная ситуация не редкость. Малыш видит и слышит в детском саду одно, а дома – другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии.
Работа с семьей требует серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.
Следует подумать и о средствах патриотического воспитания. Весьма эффективным средством может оказаться игрушка. Возобновлять выпуск старых игрушек нет смысла, большинство из них нынешнему поколению детей неинтересны и непонятны. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могут быть тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, или тематический набор «Москва – столица нашей Родины». С пользой для патриотического воспитания может использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивает патриотические чувства, желание защищать родную страну, приносить ей пользу.
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать детей к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками , творениями художников, архитекторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами.
И еще об одном средстве обучения – это песни. Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди популярных песен есть такие, что ненавязчиво учат любить родной дом и родную страну. Эти песни Ю. Антонова, С. Ротару, О. Газманова, группы «Любе», песни Великой Отечественной войны. Хорошо, если они войдут в жизнь ребятишек, а педагог объяснит, кто и когда их пел и почему эти песни пользуются народной любовью.
Патриотическое воспитание – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами.
Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и о происходящих событиях, тем легче воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство – одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...
С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»
Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...