Конспект занятия. Тема: «Россия – многонациональная страна». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
план-конспект занятия (старшая группа)
Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках народов России (русских, татар, ненцев), о разнообразии национальных костюмов; формировать чувство гордости за Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varchenko_otk.zanyatie.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 341»
Конспект образовательной деятельности
воспитателя
Варченко Евгении Николаевны
Возрастная группа детей: старшая
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Тема: «Россия – многонациональная страна»
Цель: дать детям представление о том, что Россия – многонациональная страна
Задачи:
Образовательные: формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках народов России (русских, татар, ненцев), о разнообразии национальных костюмов; формировать чувство гордости за Родину;
Развивающие: развить у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;
Воспитательные: воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Средства обучения: видеопрезентация, декорация русской избы, мини-музеи «Татары», «Народы Севера», русский народный костюм; предметы национальных промыслов народов России, воздушные шары, блины, чак-чак.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.), рисование предметов украшенных элементами городецкой росписи
Беседы: «Мой дом – Россия», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Части ОД | Ход ОД |
Вводная часть, мотивация к деятельности | Слайд 1 Дети сидят полукругом перед экраном - Ребята, у каждого человека есть своя Родина. А давайте вспомним, что такое Родина? (ответы детей.) - Правильно, Родина – это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, город, в котором вы живете, наша страна. Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом». На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Ты не найдёшь на карте той, Но мы всегда с тобой найдём Свою страну, наш общий дом. Слайд 2 ( карта России) Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: 1. Наша страна называется … (Россия) . 2. Наша страна очень … (большая, огромная) . 3. В ней много … (рек, озёр, гор, животных, лесов, городов) . 4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россиянами). Слайд 3 - Россия - удивительная страна. Она такая большая, что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны метут метели и люди топят печи, а на другом - тепло и светит солнце. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Слайд 4 - Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Они сохраняют память о своих героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах. У каждого народа есть обряды, костюмы и любимые блюда. В нашей стране живет более 180 разных народов. Посмотрите, как они расселены на просторах нашей страны. Слайд 5 - Какие национальности людей живущих в нашей стране вы знаете? (русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, армяне, чеченцы, якуты, буряты, чукчи и др.) - Ни в одной стране мира не услышишь песен на стольких языках и не побываешь на таких разных праздниках. Зная культуру и традиции разных народов, мы сможем лучше понимать их, и относиться к ним с уважением. Нам будет легче общаться с ними и вести себя правильно во время путешествий. |
Основная часть, постановка детьми целей, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей | - Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по просторам нашей огромной родины и познакомиться с некоторыми народами нашей страны. А путешествовать мы будем на воздушном шаре, занимайте места. Дети занимают места в центре зала. Звучит легкая музыка. Слайд 6 - Наша первая остановка. Выходит девочка в русском костюме. Девочка: Добрый день гости званные, желанные Милости просим Рада гостям, как добрым вестям. Проходите, не стесняйтесь Поудобней располагайтесь. Дети рассаживаются на скамеечки в русской избе (декорация) - Дети, посмотрите, в каком красивом наряде Даша. На ней русский народный костюм. Русский народ самый многочисленный в нашей стране. - Посмотрите на мужской и женский русские народные костюмы. Слайд 7 - Какая часть одежды присутствует и в женском и мужском народном костюмах? (рубаха) - Рубаха – это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. - Чем украшена рубаха? (вышивкой) - Как вы думаете, для чего? (Не только для красоты. Люди считали вышивку оберегом. Вышивка оберегает людей от бед, болезней, несчастий.) - Из чего состоит мужской старинный костюм? (Показ иллюстрации.) Рубаха с поясом, штаны (порты), на ногах лапти, сапоги. - А девушки во что наряжались? Рубаха с сарафаном. - Девушка выходила замуж, наряд её менялся. Она могла носить рубаху с поневой. Понева – это старинная юбка. Поверх поневы женщины надевали передник с вышивкой. Но вышивка непростая. Она рассказывала все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например: если в рисунке есть кони, значит, у нее сыночки, если птички – дочки. Посмотришь на передник, и все узнаешь о хозяйке. Завершал русский народный костюм – головные уборы: кокошники, ленточки вокруг головы, корона, платки, косынки. Хранили одежду в сундуках. В праздничные дни надевали красивую, нарядную одежду. - Какие праздники праздновали на Руси, которые сохранились до наших дней? (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год…) Показ иллюстраций - Как традиционно русские люди отмечали праздники? (Веселились, пели песни, частушки, водили хороводы, плясали, играли в игры, прыгали через костер и т.д.) Праздники справляли весело. - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Слайд 8 + игрушки на столе - Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.) Слайд 9 Девочка: Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Угощайтесь, пожалуйста. Дети возвращаются в шар. Слайд 10 - А сейчас мы отправимся в республику Татарстан. Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань. Живут здесь татары. Татары - второй по численности народ в России. Слайд 11 Дети подходят к экспозиции - Посмотрите – это узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предмета быта. Рассмотрим национальные татарские костюмы. Слайд 12 - Что особенного в национальном татарском костюме? - Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги. Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. - Чем занимается татарский народ в городах и селах? Слайд 13 Рассматривают иллюстрации Рассказ ребенка. В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают золотые и серебряные украшения, глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Крестьяне выращивают овощи, разводят овец и лошадей. Слайд 14 - Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй, переводится как «праздник плуга». Его отмечают в начале лета, после того как засеют поля. Люди просят природу, чтобы она им принесла богатый урожай. В этот день татары устраивают разные состязания: конные скачки, бег наперегонки, бой мешками, соревнования по борьбе. Слайд 15 - Татары любят пить чай со сладостями: чак-чак, пермячи, губадия - Мы продолжаем путешествие по России. Дети возвращаются в шар. Слайд 16 - Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны. Там находится Северный Ледовитый океан, холодные моря. - Какой климат здесь, какая погода? (Суровый, морозный, здесь долгая полярная ночь, короткое лето, здесь вечная мерзлота.) Дети подходят к экспозиции Слайд 17 - Коренных жителей Севера много: это чукчи, ненцы, ханты, якуты. Я вам предлагаю побывать в гостях у ненцах. Ненцы – самый многочисленный из северных народов России. Слайд 18 - Посмотрите, во что одеты ненцы? Меховая шуба с капюшоном – кухлянка, украшена бисером, сшита из оленьих шкур. Что еще носят ненцы? Меховые штаны, меховые рубашки. На ногах? Унты. Такую теплую одежду носят и взрослые и дети. - Дети, как вы думаете, чем занимается этот народ? (Охота, оленеводство, рыболовство) Слайд 19 - Ненцы – кочевники. Зимой и летом, в любую погоду едут они в упряжках – санях-нартах – за оленьим стадом. Весной двигаются на север, к морю, а осенью спешат к лесу, под защиту деревьев. На нескольких оленьих упряжках помещалось все их добро: и еда, и одежда и даже дом- чум. - Чем покрыт чум? (оленьими шкурами) - Такое жилище хорошо защищает от ветра и холода, хорошо собирается и разбирается. Оленеводы не могут жить долго на одном месте. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, ненцы переезжают в другое место. - Как и у всех народов – у народов Севера есть свои национальные праздники. Один из главных праздников связан с окончанием полярной ночи, когда солнце после длительного отсутствия вновь появляется на небосклоне. - Как вы думаете, какие соревнования устраивались на празднике? (соревнования на оленьих, собачьих упряжках) - Любимым национальным блюдом у народов севера является – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. - Вот и закончилось наше путешествие по России. Нам пора возвращаться. |
Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия | Дети возвращаются в шар. Слайд 20 Дети садятся на места перед экраном - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Из истории народов, даже самых маленьких, складывается общая история нашей большой страны. Люди разных народов возводили города и села, строили фабрики и заводы, защищали нашу Родину от врагов. Нам есть, за что уважать и ценить друг друга. Слайд 21 У всех у нас одна Родина – Россия. Мы должны гордиться своей страной и сделать все, чтобы сберечь ее, чтобы сделать ее краше, богаче и сильнее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в I младшей группе, образовательная область «Социально - коммуникативное развитие», «Семья».
Цель: познакомить детей с понятием «семья», формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.Интеграц...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети
Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».
laquo;Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».Цель: создать условия для формирования гендерных представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве...
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по теме: « Дружба живёт среди нас»
Цель занятия: воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.Образовательные:Способствовать воспитанию вежливого отношения друг к другу.Сформировать потребность в совершении д...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности детей Тема: «Игрушки. Тряпичная кукла» Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно
Цель: Знакомство детей с народной куклой....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Символы моей страны" (образовательная область социально-коммуникативное развитие (социальный мир))
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "Символы моей страны" (образовательная область социально-ком...
Конспект занятия в средней группе по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" с элементами «Игровой технологии».
Конспект занятия в средней группе по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" с элементами «Игровой технологии».Воспитатели: Андре...