Конспект занятия. Тема: «Россия – многонациональная страна». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
план-конспект занятия (старшая группа)

Варченко Евгения Николаевна

Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках народов России (русских, татар, ненцев), о разнообразии национальных костюмов; формировать чувство гордости за Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varchenko_otk.zanyatie.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 341»

Конспект образовательной деятельности

воспитателя

Варченко Евгении Николаевны

Возрастная группа детей: старшая

        Образовательная область: социально-коммуникативное развитие 

        Тема: «Россия – многонациональная страна»

Цель: дать детям представление о том, что Россия – многонациональная страна

Задачи:

        Образовательные: формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; расширять знания детей о традициях, обычаях, праздниках народов России (русских, татар, ненцев), о разнообразии национальных костюмов; формировать чувство гордости за Родину;

        Развивающие: развить у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность;

        Воспитательные:  воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

        Средства обучения: видеопрезентация, декорация русской избы,  мини-музеи «Татары», «Народы Севера», русский народный костюм; предметы национальных промыслов народов России, воздушные шары, блины, чак-чак.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.), рисование предметов украшенных элементами городецкой росписи

Беседы: «Мой дом – Россия», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Части ОД

Ход ОД

Вводная часть, мотивация к деятельности

Слайд 1

Дети сидят полукругом перед экраном

- Ребята, у каждого человека есть своя Родина. А давайте вспомним, что такое Родина? (ответы детей.)

- Правильно, Родина – это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, город, в котором вы живете, наша страна.

Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Слайд 2 ( карта России)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

 1. Наша страна называется … (Россия) .

 2. Наша страна очень … (большая, огромная) .

 3. В ней много … (рек, озёр, гор, животных, лесов, городов) .

 4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россиянами).

Слайд 3

- Россия - удивительная страна. Она такая большая, что когда  на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны метут метели и люди топят печи, а на другом - тепло и светит солнце. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.

Слайд 4

- Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» - говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне.

А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия. Они сохраняют память о своих  героях, талантливых писателях, художниках и музыкантах. У каждого народа есть обряды, костюмы и любимые блюда.

В нашей стране живет более 180 разных народов. Посмотрите, как они расселены на просторах нашей страны.

Слайд 5

- Какие национальности людей живущих в нашей стране вы знаете? (русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, армяне, чеченцы, якуты, буряты, чукчи и др.)

- Ни в одной стране мира не услышишь песен на стольких языках и не побываешь на таких разных праздниках.

     Зная культуру и традиции разных народов, мы сможем лучше понимать их, и относиться к ним с уважением. Нам будет легче общаться с ними и вести себя правильно во время путешествий.  

Основная часть, постановка детьми целей, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей

- Сегодня  я предлагаю вам отправиться в путешествие по просторам нашей огромной родины и познакомиться с некоторыми народами нашей страны.

А путешествовать мы будем на воздушном шаре, занимайте места.

Дети занимают места в центре зала.

Звучит легкая музыка.

Слайд 6

- Наша первая остановка.

Выходит девочка в русском костюме.

Девочка:

              Добрый день гости званные, желанные

              Милости просим

              Рада гостям, как добрым вестям.

              Проходите, не стесняйтесь

              Поудобней располагайтесь.

Дети рассаживаются на скамеечки в русской избе (декорация)

- Дети, посмотрите, в каком красивом наряде Даша. На ней русский народный костюм. Русский народ самый многочисленный в нашей стране.

- Посмотрите на мужской и женский русские народные костюмы.

Слайд 7

- Какая часть одежды присутствует и в женском и мужском народном костюмах? (рубаха)

- Рубаха – это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. - Чем украшена рубаха? (вышивкой) 

- Как вы думаете, для чего? (Не только для красоты. Люди  считали вышивку оберегом. Вышивка оберегает людей от бед, болезней, несчастий.)

- Из чего состоит мужской старинный костюм?  (Показ иллюстрации.) Рубаха с поясом, штаны (порты), на ногах лапти, сапоги.

- А девушки во что наряжались? Рубаха с сарафаном.

- Девушка выходила замуж, наряд её менялся. Она могла носить рубаху с поневой. Понева – это старинная юбка. Поверх поневы женщины надевали передник с вышивкой. Но вышивка непростая. Она рассказывала все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например: если в рисунке есть кони, значит, у нее сыночки, если птички – дочки. Посмотришь на передник, и все узнаешь о хозяйке. Завершал русский народный костюм – головные уборы: кокошники, ленточки вокруг головы, корона, платки, косынки. Хранили одежду в сундуках. В праздничные дни надевали красивую, нарядную одежду.

- Какие праздники праздновали на Руси, которые сохранились до наших дней? (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год…)

Показ иллюстраций

- Как традиционно русские люди отмечали праздники? (Веселились, пели песни, частушки, водили хороводы, плясали, играли в игры, прыгали через костер и т.д.) Праздники справляли весело.

- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Слайд 8 + игрушки на столе

- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Слайд 9

Девочка:  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Угощайтесь, пожалуйста.

Дети возвращаются в шар.

Слайд 10

- А сейчас мы отправимся в республику Татарстан. Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань. Живут здесь татары. Татары - второй по численности народ в России.

Слайд 11

Дети подходят к экспозиции

- Посмотрите – это узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предмета быта. Рассмотрим национальные татарские костюмы.

Слайд 12

- Что особенного в национальном татарском костюме?

- Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги. Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

- Чем занимается татарский народ в городах и селах?

Слайд 13

Рассматривают иллюстрации

Рассказ ребенка.

В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают золотые и серебряные украшения, глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Крестьяне выращивают овощи, разводят овец и лошадей.

Слайд 14

- Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй, переводится как «праздник плуга». Его отмечают в начале лета, после того как засеют поля. Люди просят природу, чтобы она им принесла богатый урожай. В этот день татары устраивают разные состязания: конные скачки, бег наперегонки, бой мешками, соревнования по борьбе.

Слайд 15

- Татары любят пить чай со сладостями: чак-чак, пермячи, губадия

- Мы продолжаем путешествие по России.

Дети возвращаются в шар.

Слайд 16

- Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны. Там находится Северный Ледовитый океан, холодные моря.

- Какой климат здесь, какая погода? (Суровый, морозный, здесь долгая полярная ночь, короткое лето, здесь вечная мерзлота.)

Дети подходят к экспозиции

Слайд 17

- Коренных жителей Севера много: это чукчи, ненцы, ханты, якуты. Я вам предлагаю побывать в гостях у ненцах. Ненцы – самый многочисленный из северных народов России.

Слайд 18

- Посмотрите, во что одеты ненцы?  Меховая шуба с капюшоном – кухлянка, украшена бисером, сшита из оленьих шкур. Что еще носят ненцы? Меховые штаны, меховые рубашки. На ногах? Унты. Такую теплую одежду носят и взрослые и дети.

- Дети, как вы думаете, чем занимается этот народ? (Охота, оленеводство, рыболовство)

Слайд 19

- Ненцы – кочевники. Зимой и летом, в любую погоду едут они в упряжках – санях-нартах – за оленьим стадом. Весной двигаются на север, к морю, а осенью спешат к лесу, под защиту деревьев. На нескольких оленьих упряжках помещалось все их добро: и еда, и одежда и даже дом- чум.

- Чем покрыт чум? (оленьими шкурами)

- Такое жилище хорошо защищает от ветра и холода, хорошо собирается и разбирается. Оленеводы не могут жить долго на одном месте. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, ненцы переезжают в другое место.

- Как и у всех народов – у народов Севера есть свои национальные праздники. Один из главных праздников связан с окончанием полярной ночи, когда солнце после длительного отсутствия вновь появляется на небосклоне.

- Как вы думаете, какие соревнования устраивались на празднике? (соревнования на оленьих, собачьих упряжках)

- Любимым национальным блюдом у народов севера является – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.

- Вот и закончилось наше путешествие по России. Нам пора возвращаться.

Заключительная часть, подведение итогов, рефлексия

Дети возвращаются в шар.

Слайд 20

Дети садятся на места перед экраном

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

     Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов.

Из истории народов, даже самых маленьких, складывается общая история нашей большой страны. Люди разных народов возводили города и села, строили фабрики и заводы, защищали нашу Родину от врагов. Нам есть, за что уважать и ценить друг друга.

Слайд 21

      У всех у нас одна Родина – Россия. Мы должны гордиться своей страной и сделать все, чтобы сберечь ее, чтобы сделать ее краше, богаче и сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в I младшей группе, образовательная область «Социально - коммуникативное развитие», «Семья».

Цель: познакомить детей с понятием «семья», формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.Интеграц...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».

laquo;Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».Цель: создать условия для формирования гендерных  представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве...

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по теме: « Дружба живёт среди нас»

Цель занятия: воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.Образовательные:Способствовать воспитанию вежливого отношения друг к другу.Сформировать потребность в совершении д...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Символы моей страны" (образовательная область социально-коммуникативное развитие (социальный мир))

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "Символы моей страны" (образовательная область социально-ком...

Конспект занятия в средней группе по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" с элементами «Игровой технологии».

Конспект  занятия в средней группе по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" с элементами «Игровой технологии».Воспитатели: Андре...