"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
консультация (старшая группа)
Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский.
Нравственное воспитание детей с помощью сказок сегодня особенно актуально, так как сегодня в обществе утрачены многие духовно-нравственные ценности и ориентиры. В настоящее время авторы зачастую превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует находить в воспитании детей время для общения со сказкой – искренней, доброй, открытой для восприятия и развития чувств.
Посредством русской народной сказки происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире; развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями.
Посредством русской народной сказки маленькими детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, добро – зло, бескорыстие – жадность.
Для духовно-нравственного воспитания необходимо использовать русские народные сказки, содержание которых соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей, учитывать уровень их развития.
Народная сказка не дает прямых наставлений детям, типа «слушайся старших, уважай их» и т. п., но в ее содержании всегда заложен урок, вывод, мораль, которые постепенно воспринимаются, понимаются и усваиваются дошкольниками как критерии нравственности. Например, русская народная сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: слушайся родителей, в лес один не ходи, не отчаивайся, если стало трудно, пробуй преодолевать сложности. Сказка «Теремок» учит дружить, оказывать помощь в беде, объясняет, что все в этом мире имеют право на счастье и теплые отношения со стороны окружающих. Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» воспитывают уважительное отношение к старшим, учат детей не бояться трудностей, быть смелыми и смекалистыми. Страх и трусость высмеиваются в народной сказке «У страха глаза велики»; в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев» показана хитрость героини, ее способность находить пути выхода из трудных ситуаций. Трудолюбие, отзывчивость, вера в добро и другие духовно-нравственные качества в русских народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), а забота о других людям всегда поощряется («Бобовое зернышко»).
В русской народной сказке раскрывается вся «цепочка» воспитания духовно-нравственных качеств у ребенка: запрет – нарушение – кара; соблюдение – выполнение – добро, радость, уважение к личности, честь и хвала. Русская народная сказка изначально содержит в себе нравственное начало, нравственные ориентиры и ценности. Сказка содержит все приемы воздействия на маленьких слушателей: присказки, заставки, юмор, веру в добро и счастливый конец всем «страданиям» сказочных героев. Русская народная сказка учит главному: лишь тот, кто трудится, старается, верит в добро и справедливость, в счастье, – всегда будет иметь награду за терпение и старание. Поэтому сказка имеет такой значимый духовно-нравственный потенциал.
В сказке, как и в этике, существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных, нравственных требований ассоциируется у детей с добром. Нарушение же моральных и нравственных требований воспринимается детьми как зло. Апеллируя к этим основным нравственным категориям (добра и зла), «педагоги дошкольных учреждений всегда имеют возможность выстраивать формы и методы формирования нравственных качеств у дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....
Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...
"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Презентация проектной деятельности с дошкольниками средней группы...
Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок....
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Этот материал будет полезен воспитателям младших групп....
Воспитание нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...