Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сообщение на районном методическое объединении
воспитателей ДОУ Гагаринского района
Тема:
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»
Никитина Е.В.
г. Гагарин
2022 г.
Актуальность.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из острых проблем общества на современном этапе. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью.
Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью и культурой поведения. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Сухомлинский А.В., известный отечественный педагог, говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, сочувствия, сопереживания.
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач – воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. Литература также играет важную роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты могут навести на глубокое размышление.
Для младших дошкольников одними из первых художественных произведений является фольклор и сказки. Поэтому свою работу по самообразованию начала с изучения необходимой литературы, составила перспективное планирование работы с детьми по формированию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам. Сказка учит смелости, доброте и всем другим положительным человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Теремок» - учит дружить, что вместе – сила и победа. В сказках обязательно учат бороться со злом, а добро всегда побеждает.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны. Сказка – незаменимый инструмент формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Выделила несколько критериев:
- отношение к взрослым с добротой и заботой;
- доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
- употребление в речи вежливых слов;
- отрицательное отношение к грубости, жадности;
- оказание помощь другим детям, умение радоваться чужим успехам.
В связи с этим был составлен перспективный план работы с детьми младшей группы по формированию нравственных качеств посредством приобщения их к русским народным сказкам и план взаимодействия с родителями.
Цель: формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам.
Задачи:
1. Создать условия для приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным сказкам.
2. Формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
3. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
4. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
5. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
6. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок, извиняться перед сверстником за причиненную обиду.
7. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм.
8. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
9. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
В своей работе руководствовалась следующими принципами:
- Принцип системности и организованности.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. С некоторыми детьми проводила индивидуальные занятия, которые позволяли формировать необходимые умения.
- Принцип координации деятельности педагогов. Осуществляем взаимодействие со специалистами ДОУ.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Формы работы с детьми:
- Совместная деятельность педагога и детей.
Формы работы с родителями:
-Традиционные (консультации, папки-передвижки, беседы, родительские собрания, совместное пополнение развивающей среды);
Методы и приемы:
1. Словесные (чтение, обсуждение, рассказывание, разъяснение, объяснение, пояснение, вопросы, беседы).
2. Наглядные (иллюстрации, показ различных видов театра).
3. Практические (игровые действия, драматизация, инсценировка, дидактические игры).
4. Просмотр мультфильмов (на телевизоре, компьютере).
Организовывала развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с изученными сказками. В группе имеется книжный уголок, театральный уголок. Пополнила театральный уголок настольными театрами, масками, пальчиковыми и кукольными театрами, театром на магнитной доске.
Для реализации поставленных задач использовала различные формы работы с детьми и родителями. В начале своей работы, подобрала сказки, которые соответствуют возрасту: младшая группа: «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Кот петух илиса», «Гуси лебеди», «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики». Сделала подборку игрушек и пособий по сказкам.
Маленьким детям легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому старалась больше рассказывать и обыгрывать сказки. Обычно сказку детям рассказывала много раз с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, это не надоедало им, а с каждым разом они проявляли большой интерес к ней и мы рассказывали ее вместе, эмоционально передавая слова, песни, движения героев сказки. Обеспечивала их активность во время слушания: предлагала выполнить имитационные движения (дети показывают, какая большая-пребольшая репка, как её тянут – потянут и т. д.), просила детей показать эмоциональное состояние героев сказки, использовала разнообразные наглядные пособия (показ картинок на магнитной доске, показ игрушек – героев сказки). Старалась детям читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети, в младшем возрасте слушают с интересом, внимательно, переживают за героев сказки.
Во время чтения книг обращала внимание детей на бережное обращение с книгой. Беседа по содержанию позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Строила работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем ианализировали взаимоотношения персонажей.
Для закрепления знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывают сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечают, играют в дидактические игры такие как: «Собери и расскажи сказку», «Чья песенка», «Назови сказку» и т.п. Собрала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам по младшему возрасту.
Проводила беседы с детьми на темы: «Вежливость», «Что такое доброта», «Поговорим о доброте», «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Зачем говорят – здравствуй», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими. При повторении сказок обучала детей элементам драматизации. Данная форма работы позволяет узнать, как дети поняли суть сказки, способствует не только развитию симпатии к героям, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Так же привлекала родителей, для них проводила акции, консультации, родительские собрания, раздавала памятки. Работа с родителями была построена таким образом, что они могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» в взаимоотношениях и поступках людей. В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
В результате работы с детьми, с использованием плана, был проведен мониторинг, который показал, что у детей сформированы нравственные качества, представления о добре и зле, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищами.
Вывод. Благодаря этой работе удалось реализовать план взаимодействия с родителями, план работы с детьми, наладить тесный контакт с ними. Создать в группе более доброжелательную и комфортную обстановку, достичь повышения уровня формирования нравственных качеств с использованием русских народных сказок у детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....
Самообразование "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...
"Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Презентация проектной деятельности с дошкольниками средней группы...
Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Воспитание положительных нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок....
Воспитание нравственных качеств у детей старшей группы посредством русских народных сказок
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на нравственное развитие ...