Самообразования «Культурно-познавательные экскурсии для дошкольников через виртуальные формы проведения»
рабочая программа

Kunkun

САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Культурно-познавательные экскурсии для дошкольников

через виртуальные формы проведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023-2024_.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ  №43 «УЛЫБКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК

САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Культурно-познавательные экскурсии для дошкольников

через виртуальные формы проведения»

Срок реализации плана: 2023-2025 уч.год.

Составила педагог дополнительного образования

по английскому языку: Саввина Куннэй Гаврильевна.

Якутск, 2023

Пояснительная записка:

Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов проектной деятельности, который я использую второй год  в нашем ДОУ, как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии.

Актуальность:

Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей родного города и республики  вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, выставок, учреждений культуры, поездки к памятникам – т.е. организация экскурсий.

Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающем мире. Без них образовательная деятельность по краеведению неизбежно приобретает словесно-книжный характер. Но при всем желании воспитателю не удается достаточно часто организовывать экскурсии, в том числе, в связи с погодными условиями, весьма ощутимыми затратами и трудностями  организации  доставки детей до места проведения экскурсии, а также в связи с пандемией.

И здесь нам на помощь приходят IT- технологии, которые  в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе.

Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности является эффективной формой обучения и воспитания дошкольников. Используя метод виртуальной экскурсии, можно познакомить детей с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места, т. е. от  реальной экскурсии она отличается виртуальным отображением реально – существующих объектов.

Перед тем как использовать в своей работе данный метод были изучены нормы Санпина – требования к использованию IT - технологий  для просмотра видеороликов. Для снятия утомляемости в ходе экскурсии я использую динамические паузы.

Достоинствами этих экскурсий является то, что мы сами отбираем нужный  материал, составляю необходимый маршрут, изменяю содержание согласно поставленным цели и задачам, возрастным особенностям и интересам детей.

Также преимуществами виртуальных экскурсий является следующее:

  • погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
  • не покидая здания ДОУ, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;
  • разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
  • автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;
  • активная деятельность всех участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);
  • доступность, возможность повторного просмотра экскурсии, наглядность.

Что же нужно сделать, чтобы  добиться успешного результата при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:

- определить цели и задач экскурсии;

  • выбрать тему экскурсии;
  • определить источники экскурсионного материала;
  • отобрать и изучить экскурсионные объекты;
  • составить маршрут экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовить текст экскурсии;
  • определить технику ведения виртуальной экскурсии;
  • показать экскурсию.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Виртуальная экскурсия должна заканчиваться итоговой беседой, в ходе которой мы с детьми должны обобщить, систематизировать увиденное и услышанное, а также выявить впечатления от экскурсии.

На заключительном этапе виртуальной экскурсии можно представить различные варианты конечных продуктов (тематические папки, макеты, картотеки, творческие работы).

Тематика экскурсий выбирается с учетом:

  • возрастных особенностей детей;
  •  интересов детей;
  •  календарно-тематического планирования.

Формы проведения виртуальных экскурсий:

  •  фотопутешествия - мультимедийные презентации;
  •  видеоэкскурсии;
  •  интерактивное общение с помощью программы телемост, сферум и т.п.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.

Чтобы выявить эффективность данного метода я разработала диагностическую карту, с помощью которых будет отслеживать знания детей на начало и конец учебного периода.

Цель: создание условий для успешного усвоения программного материала по краеведению для повышения его воспитательной и образовательной ценности.

Задачи:

  1. формировать представление о Родине как месте, где человек родился и где он живет;
  2. воспитывать чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;
  3.  развивать у дошкольников способность эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
  4.  воспитывать потребность узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
  5.  воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам;
  6.  расширять кругозор детей на основе материала и места, не доступного для реального посещения.

Предполагаемый результат:

  •  формирование начальных представлений детей о родном крае;
  •  воспитание в них любови к родной природе, к городу, в котором живем;
  •  осознание значения родного края  в жизни большой страны;
  •  расширение кругозора детей о родном городе и крае на основе виртуальных экскурсий;  
  •  использование полученных знаний в ходе общения с взрослыми и сверстниками;
  •  формирование у детей способности выражать восприятие окружающего их мира;
  • -создание системы совместной игровой деятельности с детьми, которая будет развивать их  творческий потенциал и желание общаться друг с другом.

Форма отчета о проделанной работе:

  •  анкеты для родителей;
  •  консультации для родителей;  
  •  памятки для родителей;
  •  библиотека книг со сказками о животных;
  •  картотека подвижных игр на свежем воздухе;
  •  закрепление знаний в ходе экскурсий на свежем воздухе;
  •  фотоотчет экскурсий;
  •  видеоотчет экскурсий;
  • реализация тематического проекта.

План самообразования на 2023-24 уч. год:

Сентябрь

«Наш Центральный округ города Якутска»:

  •  Знакомство с историей старого города Якутска в подготовительной группе;
  •  Изучение местности (карта) Центрального округа;
  •  Культурно-познавательная экскурсия на свежем воздухе по старому городу Якутск;
  •  Создание страницы или публикации (фотоколлаж) старого города Якутска;
  •  Сбор фотографий города Якутска.

Октябрь

«Детские секреты столицы»:

  • Знакомство с достопримечательностями города Якутска;
  • Музеи краеведческие г. Якутска;
  • Факты о столице РС (Я);
  • Интересные места в г. Якутске.

Ноябрь

«Животный мир Республики Саха (Якутия)»:

  • Животные разных природных зон Республики Саха (Якутия): Арктики, тундры, лесотундры, тайги, леса, лесостепи, степи, гор;  
  • Виртуальная экскурсия «Красная книга Якутии»;
  • Знакомство с реками  Лена, Амга, Алдан, Вилюй, Олекма, Колыма и т.д.

Декабрь

«Зима в Якутии»:

  • Виртуальная экскурсия «Путешествие по любимому городу»;
  •  Зимующие птицы нашего края;
  •  Лес – наше богатство;
  •  Зима начинается с Якутии;
  • Традиции празднования зимних праздников в нашем крае.

Январь

«Полезные ископаемые Якутии»:

  • Виртуальная экскурсия «Драгоценности Якутии»;
  • Продолжение формирования представлений о полезных ископаемых и способах их добычи на территории Якутии. (Каменный уголь, нефть, газ).

Февраль

«Все о Республики Саха (Якутия)»:

  • Виртуальная экскурсия «Семь чудес Якутии»;
  • Знаменитые спортсмены Якутии;
  • Символика города Якутска и улусов Республики Саха (Якутия).

Март

«Малочисленные народы Республика Саха (Якутия)»:

  • Знакомство с национальностями, проживающими на территории республики;
  •  Знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами;
  •  Фольклор;
  •  Народные праздники;
  •  Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен;
  • -Чудеса северного сияния;

- Промысел народов края: оленеводство, рыболовство, охота;

Апрель

«Культура и искусство Красноярского края»:

- Картины художника-живописца Андрея Чикачева;

- Народные музыкальные инструменты и их звучание;

- Виртуальная экскурсия «Места культуры и искусства нашей республики».

Май

«Подвиг Красноярского края в Великой Отечественной

войне 1941-1945»:

- Оружие Красноярья – Фронту.

- Красноярцы и канцы в боях за Родину.

- Их именами названы улицы.

Критерии определения уровня сформированности представления о родном крае

Старшая группа

1. Название города, в котором живет ребенок:

3 б. – уверенно называет город, в котором живет.

2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, района. Нужны наводящие вопросы.

0 б. – не может ответить на вопрос

2. Домашний адрес:

3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает.

2б. отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов.

1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.

0б. – не знает.

3. Городская символика:

3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение.

2б. – узнает и уверенно выбирает городскую символику среди

изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней.

1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики.

0б. – не узнает.

4. Выдающиеся земляки:

3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1-2), знает чем они прославили родной край.

2б. – называет фамилии выдающихся земляков (1-2), с помощью

наводящих вопросов рассказывает о них.

1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать.

0б. – не может никого назвать.

5. Достопримечательности города

3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, называет их. Может

рассказать, где находится.

2б.- выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, называет их с помощью

наводящих вопросов.

1б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, назвать не может.

0б. – не знает, не выбирает.

6. Название края и его столицы

3 б. – уверенно называет край и его столицу.

2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. – знает название, но может перепутать с названием города , района. Нужны наводящие вопросы.

0 б. – не может ответить на вопрос

7. Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города и края.

3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе,

делятся впечатлениями.

2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации

1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе

взрослого.

0б. – не проявляет интереса.

8. Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города.

3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает

эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты.

2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты.

1б.- эмоциональная реакция выражена слабо.

0б. – эмоциональная реакция отсутствует.

9. Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения.

3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.

2б. – бережно относится к окружающему.

1б.- необходимо напоминание взрослого.

0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки,

пачкает оборудование и т.п.)

10. Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице.

3б. – самостоятельно соблюдает правила.

2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого

1б.- не всегда и не все правила соблюдает.

0б. – не соблюдает правила.

Оценка результатов диагностики

42 б. – 34 б. представления сформированы

33 б. - 15 б. частично сформированы

14 б. и менее не сформированы

Список используемой литературы

  1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
  2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
  3. Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. – М.: УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000г.
  4. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
  5. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  7. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы проведения педагогического совета как одна из активных форм методической работы в ДО»

Древняя пословица гласит «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено дей...

Тема выступления: "Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста".

quot;Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста"....

Сценарий проведения установочного педсовета Форма проведения: "Педагогическая гостиная"

Сценарий проведения установочного педсовета Форма проведения: "Педагогическая гостиная"...

«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Чувство патриотизма начинает складываться уже в дошкольном воз...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

Мастер-класс для родителей и педагогов «Использование виртуальной экскурсии, как одно из форм развития познавательно-речевого развития»

Цель: Повышение педагогической компетентности  родителей в создании и использовании виртуальной экскурсии, как одной из эффективных форм познавательно - речевого развития у дошкольников.Задачи:-п...

Утренняя гимнастика: понятие, задачи, общие требования к проведению, структура, инновационные формы проведения, особенности проведения в разных возрастных группах.

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.О...