Самообразования «Культурно-познавательные экскурсии для дошкольников через виртуальные формы проведения»
рабочая программа
САМООБРАЗОВАНИЯ:
«Культурно-познавательные экскурсии для дошкольников
через виртуальные формы проведения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2024_.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №43 «УЛЫБКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК
САМООБРАЗОВАНИЯ:
«Культурно-познавательные экскурсии для дошкольников
через виртуальные формы проведения»
Срок реализации плана: 2023-2025 уч.год.
Составила педагог дополнительного образования
по английскому языку: Саввина Куннэй Гаврильевна.
Якутск, 2023
Пояснительная записка:
Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов проектной деятельности, который я использую второй год в нашем ДОУ, как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии.
Актуальность:
Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей родного города и республики вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, выставок, учреждений культуры, поездки к памятникам – т.е. организация экскурсий.
Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающем мире. Без них образовательная деятельность по краеведению неизбежно приобретает словесно-книжный характер. Но при всем желании воспитателю не удается достаточно часто организовывать экскурсии, в том числе, в связи с погодными условиями, весьма ощутимыми затратами и трудностями организации доставки детей до места проведения экскурсии, а также в связи с пандемией.
И здесь нам на помощь приходят IT- технологии, которые в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе.
Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности является эффективной формой обучения и воспитания дошкольников. Используя метод виртуальной экскурсии, можно познакомить детей с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места, т. е. от реальной экскурсии она отличается виртуальным отображением реально – существующих объектов.
Перед тем как использовать в своей работе данный метод были изучены нормы Санпина – требования к использованию IT - технологий для просмотра видеороликов. Для снятия утомляемости в ходе экскурсии я использую динамические паузы.
Достоинствами этих экскурсий является то, что мы сами отбираем нужный материал, составляю необходимый маршрут, изменяю содержание согласно поставленным цели и задачам, возрастным особенностям и интересам детей.
Также преимуществами виртуальных экскурсий является следующее:
- погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
- не покидая здания ДОУ, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;
- разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
- автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;
- активная деятельность всех участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);
- доступность, возможность повторного просмотра экскурсии, наглядность.
Что же нужно сделать, чтобы добиться успешного результата при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:
- определить цели и задач экскурсии;
- выбрать тему экскурсии;
- определить источники экскурсионного материала;
- отобрать и изучить экскурсионные объекты;
- составить маршрут экскурсии на основе видеоряда;
- подготовить текст экскурсии;
- определить технику ведения виртуальной экскурсии;
- показать экскурсию.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Виртуальная экскурсия должна заканчиваться итоговой беседой, в ходе которой мы с детьми должны обобщить, систематизировать увиденное и услышанное, а также выявить впечатления от экскурсии.
На заключительном этапе виртуальной экскурсии можно представить различные варианты конечных продуктов (тематические папки, макеты, картотеки, творческие работы).
Тематика экскурсий выбирается с учетом:
- возрастных особенностей детей;
- интересов детей;
- календарно-тематического планирования.
Формы проведения виртуальных экскурсий:
- фотопутешествия - мультимедийные презентации;
- видеоэкскурсии;
- интерактивное общение с помощью программы телемост, сферум и т.п.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.
Чтобы выявить эффективность данного метода я разработала диагностическую карту, с помощью которых будет отслеживать знания детей на начало и конец учебного периода.
Цель: создание условий для успешного усвоения программного материала по краеведению для повышения его воспитательной и образовательной ценности.
Задачи:
- формировать представление о Родине как месте, где человек родился и где он живет;
- воспитывать чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;
- развивать у дошкольников способность эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
- воспитывать потребность узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам;
- расширять кругозор детей на основе материала и места, не доступного для реального посещения.
Предполагаемый результат:
- формирование начальных представлений детей о родном крае;
- воспитание в них любови к родной природе, к городу, в котором живем;
- осознание значения родного края в жизни большой страны;
- расширение кругозора детей о родном городе и крае на основе виртуальных экскурсий;
- использование полученных знаний в ходе общения с взрослыми и сверстниками;
- формирование у детей способности выражать восприятие окружающего их мира;
- -создание системы совместной игровой деятельности с детьми, которая будет развивать их творческий потенциал и желание общаться друг с другом.
Форма отчета о проделанной работе:
- анкеты для родителей;
- консультации для родителей;
- памятки для родителей;
- библиотека книг со сказками о животных;
- картотека подвижных игр на свежем воздухе;
- закрепление знаний в ходе экскурсий на свежем воздухе;
- фотоотчет экскурсий;
- видеоотчет экскурсий;
- реализация тематического проекта.
План самообразования на 2023-24 уч. год:
Сентябрь
«Наш Центральный округ города Якутска»:
- Знакомство с историей старого города Якутска в подготовительной группе;
- Изучение местности (карта) Центрального округа;
- Культурно-познавательная экскурсия на свежем воздухе по старому городу Якутск;
- Создание страницы или публикации (фотоколлаж) старого города Якутска;
- Сбор фотографий города Якутска.
Октябрь
«Детские секреты столицы»:
- Знакомство с достопримечательностями города Якутска;
- Музеи краеведческие г. Якутска;
- Факты о столице РС (Я);
- Интересные места в г. Якутске.
Ноябрь
«Животный мир Республики Саха (Якутия)»:
- Животные разных природных зон Республики Саха (Якутия): Арктики, тундры, лесотундры, тайги, леса, лесостепи, степи, гор;
- Виртуальная экскурсия «Красная книга Якутии»;
- Знакомство с реками Лена, Амга, Алдан, Вилюй, Олекма, Колыма и т.д.
Декабрь
«Зима в Якутии»:
- Виртуальная экскурсия «Путешествие по любимому городу»;
- Зимующие птицы нашего края;
- Лес – наше богатство;
- Зима начинается с Якутии;
- Традиции празднования зимних праздников в нашем крае.
Январь
«Полезные ископаемые Якутии»:
- Виртуальная экскурсия «Драгоценности Якутии»;
- Продолжение формирования представлений о полезных ископаемых и способах их добычи на территории Якутии. (Каменный уголь, нефть, газ).
Февраль
«Все о Республики Саха (Якутия)»:
- Виртуальная экскурсия «Семь чудес Якутии»;
- Знаменитые спортсмены Якутии;
- Символика города Якутска и улусов Республики Саха (Якутия).
Март
«Малочисленные народы Республика Саха (Якутия)»:
- Знакомство с национальностями, проживающими на территории республики;
- Знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами;
- Фольклор;
- Народные праздники;
- Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен;
- -Чудеса северного сияния;
- Промысел народов края: оленеводство, рыболовство, охота;
Апрель
«Культура и искусство Красноярского края»:
- Картины художника-живописца Андрея Чикачева;
- Народные музыкальные инструменты и их звучание;
- Виртуальная экскурсия «Места культуры и искусства нашей республики».
Май
«Подвиг Красноярского края в Великой Отечественной
войне 1941-1945»:
- Оружие Красноярья – Фронту.
- Красноярцы и канцы в боях за Родину.
- Их именами названы улицы.
Критерии определения уровня сформированности представления о родном крае
Старшая группа
1. Название города, в котором живет ребенок:
3 б. – уверенно называет город, в котором живет.
2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.
1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, района. Нужны наводящие вопросы.
0 б. – не может ответить на вопрос
2. Домашний адрес:
3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает.
2б. отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов.
1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.
0б. – не знает.
3. Городская символика:
3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение.
2б. – узнает и уверенно выбирает городскую символику среди
изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней.
1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики.
0б. – не узнает.
4. Выдающиеся земляки:
3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1-2), знает чем они прославили родной край.
2б. – называет фамилии выдающихся земляков (1-2), с помощью
наводящих вопросов рассказывает о них.
1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать.
0б. – не может никого назвать.
5. Достопримечательности города
3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения
достопримечательностей родного города, называет их. Может
рассказать, где находится.
2б.- выбирает среди фотографий и рисунков изображения
достопримечательностей родного города, называет их с помощью
наводящих вопросов.
1б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения
достопримечательностей родного города, назвать не может.
0б. – не знает, не выбирает.
6. Название края и его столицы
3 б. – уверенно называет край и его столицу.
2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.
1 б. – знает название, но может перепутать с названием города , района. Нужны наводящие вопросы.
0 б. – не может ответить на вопрос
7. Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города и края.
3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе,
делятся впечатлениями.
2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации
1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе
взрослого.
0б. – не проявляет интереса.
8. Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города.
3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает
эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты.
2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты.
1б.- эмоциональная реакция выражена слабо.
0б. – эмоциональная реакция отсутствует.
9. Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения.
3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.
2б. – бережно относится к окружающему.
1б.- необходимо напоминание взрослого.
0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки,
пачкает оборудование и т.п.)
10. Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице.
3б. – самостоятельно соблюдает правила.
2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого
1б.- не всегда и не все правила соблюдает.
0б. – не соблюдает правила.
Оценка результатов диагностики
42 б. – 34 б. представления сформированы
33 б. - 15 б. частично сформированы
14 б. и менее не сформированы
Список используемой литературы
- Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
- Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
- Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. – М.: УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000г.
- Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
- Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
- Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные формы проведения педагогического совета как одна из активных форм методической работы в ДО»
Древняя пословица гласит «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено дей...
Тема выступления: "Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста".
quot;Виртуальная экскурсия, как одна из форм работы с детьми дошкольного возраста"....
Сценарий проведения установочного педсовета Форма проведения: "Педагогическая гостиная"
Сценарий проведения установочного педсовета Форма проведения: "Педагогическая гостиная"...
«ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Чувство патриотизма начинает складываться уже в дошкольном воз...
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»
Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...
Мастер-класс для родителей и педагогов «Использование виртуальной экскурсии, как одно из форм развития познавательно-речевого развития»
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в создании и использовании виртуальной экскурсии, как одной из эффективных форм познавательно - речевого развития у дошкольников.Задачи:-п...
Утренняя гимнастика: понятие, задачи, общие требования к проведению, структура, инновационные формы проведения, особенности проведения в разных возрастных группах.
Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.О...