Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации
консультация

Любишева Анна Геннадьевна

Актуальность проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации обусловлена изменением требований к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon probleiy_vzaimodeystviya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Актуальность проблемы взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации обусловлена изменением требований к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей является одним из основных условий деятельности дошкольной образовательной организации.

Одним из направлений взаимодействия семьи и ДОО является просвещение родителей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной задач педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В педагогике отмечается важная роль семьи в воспитании и развитии детей. Именно в семье ребенок осваивает нравственные ценности, получает первые представления об окружающем мире, о духовных качествах. Без участия родителей процесс обучения и развития ребенка невозможен, так как семья – это важная социальная группа, играющая важную роль в формировании полноценной личности.

Семья была и остается первым и важнейшим институтом социализации ребёнка. Общество в условиях профессиональной занятости матерей оказывает им поддержку в этом вопросе, но не подменяет главную роль семьи. Поэтому вполне логично возникает необходимость во взаимодействии родителей и педагогов в самых разнообразных аспектах воспитания детей.

Воспитательным системам детского сада и семьи присуще много общего, но между ними имеются и существенные, даже принципиальные различия. Сближает их сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями её существования. В то же время цели, содержание, построение взаимодействия между субъектами воспитательного процесса на уровне «взрослый – ребёнок» в семье и дошкольном учреждении обладают своей спецификой.

Общественное воспитание отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не служит доказательством приоритетности общественного воспитания в формировании личности ребёнка, особенно в первые годы его жизни, так как в этот период именно семья является персональной микросредой для ребёнка, обеспечивающей ему всё жизненно необходимое. Характерные черты семьи как типа социального окружения – глубина контактов между её членами, основанная на отношениях родства, любви и ответственности друг за друга, эмоциональность, открытость.

Дошкольная образовательная организация – это первый внесемейный институт обучения и воспитания детей. Именно с работниками ДОО родители взаимодействуют и получают определенные знания в области дошкольного образования.

Различные аспекты взаимодействия семьи и детского сада рассматривалась в истории педагогической мысли. Это в первую очередь работы Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского. Рассматривались различные вопросы просвещения родителей, формирования у них педагогической культуры.

На рубеже XIX-XX вв. для оказания педагогической помощи семье создавались родительские клубы, семейные группы, родительские кружки, с целью распространения педагогических знаний среди родителей устраивались публичные лекции. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания: «Семейное воспитание», «Свободное воспитание», «На помощь матерям», где публиковались фрагменты сочинений Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, издавались книги для родителей.

В настоящее время проблема взаимодействия родителей детей дошкольного возраста и ДОО рассматривается в работах Е.П. Арнаутовой, Т.A. Данилиной, В.И. Долговой, Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой, Т.А. Куликовой и других.

Рассмотрим сущность понятия «взаимодействие» и различные формы организации взаимодействия ДОО и семьи.

Слово «взаимодействие» составлено из двух корней – «взаим» и «действие». Взаимный, согласно словарю С.И. Ожегова, означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». «Действие», в словаре Ожегова, представлено в нескольких значениях. Для нас имеют значение следующие:

1) проявление какой-нибудь энергии, деятельности, а также сама сила, деятельность, функционирование чего-нибудь (привести в действие, продлить действие и пр.);

2) результат проявления деятельности чего-нибудь, влияние, воздействие;

3) поступки, поведение.

В философии понятие «взаимодействие» определяется как принцип существования природных и общественных явлений, взаимная связь структурных уровней материи, материальное единство мира. Взаимодействие рассматривается прежде всего как единство общения, отношений и деятельности (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына), обеспечивающее преобразование совокупности индивидуальных действий в единую систему совместных действий (А.И. Донцов, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов).

Взаимодействие на уровне межличностных отношений, с точки зрения А.А. Бодалева и Л.И. Уманского, выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной согласованной деятельности субъектов по достижению общих целей и результатов при решении значимых для них проблем.

По мнению М.И. Лисиной, взаимодействие характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Наряду с этим во взаимодействии возникает общая содержательная основа, эмоциональное единство его участников, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией между ними, что позволяет согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели.

Взаимодействие – это процесс, который включает в себя комплекс различных действий, поступков, которые осуществляются обеими сторонами для достижения определенного результата. Как отмечает Ю.И. Якина, взаимодействие рассматривается как процесс, в котором цели и интересы участников совпадают, что дает возможность достигнуть их. При этом взаимодействие предполагает, что участники являются субъектами совместной деятельности, то есть оказывают друг на друга влияние.

Н.Г. Антипова также подчеркивает, что процесс взаимодействия требует согласованности действий обеих сторон. Только благодаря совместной работе, учет интересов каждого участника, опора на взаимное уважение дает возможность достигнуть поставленных целей как каждого из партнеров, так и общих целей совместной деятельности. В ходе взаимодействия происходит активный обмен идеями, мнениями, взглядами, вырабатывается общий подход к решению проблемы, происходит согласование действий и координация усилий всех участников.

М.А. Иваненко отмечает, что взаимодействие педагога и родителей как участников образовательного процесса характеризуется следующими особенностями:

  • наличие единой цели;
  • сформированность общей мотивации;
  • согласованная совместная деятельность;
  • субъект-субъектные отношения;
  • учет интересов участников;
  • наличие органов руководства, актива участников;
  • разделение обязанностей;
  • получение единого результата.

На современном этапе проблема взаимодействия ДОО и семьи активно изучается в педагогических исследованиях. Так, например, Е.С. Евдокимова основные функции взаимодействия с родителями в ДОО видит в помощи и поддержке семье в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми, что обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка, позволяет снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.

По мнению О.И. Давыдовой, Майер, взаимодействие с родителями будет эффективным, если педагог готов к диалогу, что проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: соучастия, возвышения партнера и открытости. Выражая соучастие семье в вопросах воспитания ребенка, важно слышать собеседника и научиться задавать вопросы, а не высказывать категоричные суждения открытого оценочного типа, быть готовым прийти на помощь семье, но прежде эту помощь необходимо корректно предложить.

Таким образом, точки зрения авторов сходятся в том, что понятие «взаимодействие» рассматривается как взаимосвязанный процесс, способ организации совместной деятельности участников образовательного процесса, который ведёт к взаимному развитию и обогащению разных сфер участников этого процесса.

В контексте взаимодействия образовательной организации и семьи термин «взаимодействие» был раскрыт в работах Т.А. Марковой. Исследователь рассматривала взаимодействие как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания, построенного на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Основными формами взаимодействия являются сотрудничество и общение, которые взаимосвязаны между собой. Л.Г. Богославец, О.И. Давыдова, Майер, изучая проблему взаимодействия детского сада с родителями, определили этапы развития сотрудничества детского сада и семьи:

1) накопление согласия, задачей которого является снятие настороженности, тревожности родителей при выборе дошкольного учреждения для своего ребенка;

2) поиск совпадающих интересов и позиций педагогов и родителей в воспитании детей;

3) взаимное принятие принципов, приоритетных направлений деятельности ДОУ, активное участие в жизни детского сада;

4) выявление негативных моментов деятельности дошкольного учреждения, нежелательных для дальнейшего взаимодействия.

Теоретический анализ литературы по проблеме взаимодействия и сотрудничества ДОО с семьей позволил нам выделить основные направления работы с родителями: педагогическое просвещение родителей; организация совместной досуговой и образовательной деятельности; целенаправленное планирование работы с семьей.

Условиями повышения образованности родителей в области воспитания детей многие ученые традиционно считают их просвещение: О.В. Бабинова, Т.А. Данилина, С.Ю. Епифанова и другие исследователи. Глебова, педагогическое просвещение делит на два блока: информационное просвещение, которое предполагает знакомство родителей с возрастными особенностями детей и методами образовательного процесса, а также обучающее – вооружение их методами и приемами взаимодействия с ребенком в различных ситуациях.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, просвещение – это передача, распространение знаний и культуры.

Д.В. Наумова педагогическое просвещение родителей рассматривает как деятельность педагогов, направленную на формирование психолого-педагогических, нравственно-этических и других знаний, а также педагогической культуры, способствующий формированию у родителей знаний и умений по воспитанию своих детей.

Л.Ф. Чупров считает, что педагогическое просвещение родителей – это процесс, направленный на знакомство с возрастными особенностями детей, их воспитанием и обучением (информационное просвещение), и формирование практических умений и навыков по применению знаний во взаимодействии с детьми (практико-ориентированное просвещение).

По мнению Т.Н. Дороновой, цель просвещения родителей – создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.

О.В. Картаполова выделяет следующие задачи педагогического просвещения родителей: содействие развитию педагогической культуры, формирование ответственной и позитивной родительской позиции; пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, содействие развитию навыков родительского самообразования; выстраивание позитивных детско-родительских отношений; профилактика семейного неблагополучия; повышение мотивации родителей к участию во взаимодействии с педагогами ДОО.

Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников характеризуются следующим. Взаимодействие семьи и ДОО рассматривается как взаимосвязанный процесс, способ организации совместной деятельности участников образовательного процесса, который ведет к взаимному развитию и обогащению разных сфер участников этого процесса. Семья выступает как субъект взаимодействия, активный и полноправный участник образовательного процесса. В процессе взаимодействия семьи и ДОО задачей педагогов является вовлечение родителей в процесс создания благоприятной среды путем создания здорового климата, вовлечения в совместные мероприятия, повышения уровня педагогической культуры в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для организации эффективного взаимодействия необходим комплекс разнообразных форм просвещения родителей детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

Презентация выпускной квалификационной работы "Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации"

Цель работы:"Выявить наиболее эффективные методы и формы взаимодействия педагогов ДОО с семьей....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ. на учебный год 2015-2016г...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...

Декада психологического здоровья "Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»

Декада психологического здоровья воспитанников по теме «Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»...