Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка на тему

Бодрова Марина Анатольевна

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Название тезисов доклада: Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
  2. Фамилия, имя отчество участника: Бодрова Марина Анатольевна
  3. Должность участника: старший воспитатель
  4. Полное наименование образовательного учреждения, организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села  Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
  5. Почтовый адрес образовательного учреждения, организации: 446840  Самарская область, с. Челно-Вершины, 1 микрорайон д. 11 А 
  6. Телефон автора: 89279066615
  7. E-mail автора: bodrovam@mail.ru 
  8. Аннотация:

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой, включающей «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Формы работы с родителями:

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них:

  • Семейные клубы. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.
  • Библиотека игр. Участие в проведении кружковых занятий.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей в практику работы дошкольного образовательного учреждения

Изучение состояния работы с родителями на начальном этапе

Работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ была проведена в МДОУ д/с «Солнышко» в подготовительной к школе группе. Работа проводилась в 3 этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В период констатирующего этапа работа велась с сентября 2009 года по декабрь этого же года.

Работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.

Затем мы провели анкетирование родителей.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

1. Родители плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников.

2. Подавляющее большинство родителей занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ.

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями экспериментальной группы:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. Нами использовалась рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. Прежде чем мы приступили к работе, воспитателями были коллегиально обсуждены, а затем приняты принципы взаимодействия с родителями. Авторитарные методы «воспитания» родителей исключаются. Целью следующего этапа стало внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику работы.

Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Второй, формирующий этап проходил с декабря 2009 г. по апрель 2010 г. Мы внедряли нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в практику ДОУ.

Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители. Следующая анкета для родителей позволила нам сделать вывод о коммуникабельности ребенка, о его чертах характера, умении общаться. Многое о взаимоотношениях в семье мы узнали из рисунков детей.

В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники. Интересно прошли: семейные праздники «Деревенские посиделки», «Тепло родного очага», марафон «Моя дружная семейка».

Форма сотрудничества  - встреча за круглым столом воспитателя, родителей и детей показала себя очень эффективной.

Так же новой формой работы с родителями стали - тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

В ходе проведенного нами психолого-педагогического эксперимента нами была составлена структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада. Таким образом, эта модель является для руководителей ДОУ отправной точкой организации работы с педагогическим коллективом, а педагогического коллектива - с семьей.

Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

На последнем контрольном этапе, который проходил в период с апреля по май 2010 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы. По результатам опытно-экспериментальной работы по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ было проведено повторное анкетирование родителей (табл. 3-4). Проанализировав ответы родителей, мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 10%).

2. Все родители экспериментальной группы читают педагогическую литературу (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). До формирующего этапа - по 10%.

3. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 10%).

4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях - 30%. До формирующего этапа - всего 10%.

5. Родители изъявили желание участвовать в работе кружков: "Музыкальный калейдоскоп", "Лепка из соленого теста" - 60%. До формирующего этапа - 10%.

Заключение

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей.

Опыт работы с родителями показал, что в результате внедрения новых форм работы позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.

Список литературы

1.        Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 2006. – 214 с.

2.        Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2010. - N 6. - С. 66 - 70.

3.        Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание, 2009. - N 9. - С. 52 - 58.

4.        Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2010. - 224 с.

5.        Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2009. – 320 с.

6.        Блонский П.П. Педология. – М, 2008. – 129 с.

7.         Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 2008. – 233 с.

8.        Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – С-Пб, 2009. – 321 с.

9.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. – М, 2009. – 439 с.

10.         Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – С0Пб, 2008. – 301 с.

11.         Выготский Л.С. Основы педологии. – М, 2010. – 176 с.

12.         Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников – С-Пб.: Детство Пресс, 2010 – 129 с.

13.        Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2009. – 424 с.

14.        Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2008. - N 1. - С. 41 - 49.  

15.        Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. - М., 2006. – 320 с.

16.        Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание, 2008. - N 1. - С. 60 - 68

17.        Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2008. - С. 25 - 26.

18.        Живопись. Уроки изобразительного искусства /Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 2009. – 236 с.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»

laquo;Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»...

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».

Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения».

В дошкольные годы ребёнок полностью отождествляет себя с семьёй, открывая своё собственное «Я», и воспринимая других людей  через призму суждений, оценок, поступков родителей.  А...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...