Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Индивидуальную работу с детьми нельзя рассматривать как разовое мероприятие, которое педагог организует по необходимости. Данный формат работы с воспитанниками – это обязательная часть профессиональной деятельности педагогов. Педагоги должны выстраивать свою работу с воспитанниками на основе принципа индивидуализации образовательного процесса, который предусматривает ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 1.43 МБ |
individualnaya_rabota_s_doshkolnikami.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое индивидуальная работа с детьми в детском саду ? Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности.
Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность : - охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка; - всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе; педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания ); умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; - своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности . создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.
Какими принципами руководствуется педагог в индивидуальной работе с детьми? уважение самооценки личности ребенка ; вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера ; постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности ; создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Методы индивидуальной работы с детьми - Словесные - Наглядные - Практические
С какими детьми проводится индивидуальная работа? - с детьми, испытывающими определенные трудности в процессе обучения; - с одаренными детьми; - с детьми, посещающими детский сад нерегулярно; - с детьми, имеющими низкую работоспособность на занятии
В какое время проводится индивидуальная работа? Утреннее время, первая половина дня Индивидуальные занятия по познавательному развитию, коррекции речевых нарушений. Занятия с детьми для отработки каких-либо музыкальных движений. Различные поручения для малоактивных и необщительных воспитанников. Задания на развитие любознательности и познавательной активности. Вторая половина дня Занятия по развитию мелкой и крупной моторики Прогулка Подборка различных упражнений. Задания на развитие речи. Задания на улучшение математических знаний
Объем работы с каждым воспитанником составляет от 3 до 20 минут
Как мотивировать дошкольников к индивидуальной работе - словесный прием; - игровой прием; - практический прием; - эвристический прием; - наглядный прием
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа с дошкольниками
Слайд 1
Сегодня мы хотим поговорить с вами об индивидуальной работе с воспитанниками в детском саду.
Слайд 2
Что же такое индивидуальная работа с детьми?
Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности.
Слайд 3
Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:
- охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;
- всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;
- педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
- умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей;
- своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Слайд 4
Цель индивидуальной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.
Индивидуальную работу с детьми нельзя рассматривать как разовое мероприятие, которое педагог организует по необходимости. Данный формат работы с воспитанниками – это обязательная часть профессиональной деятельности педагогов. Педагоги должны выстраивать свою работу с воспитанниками на основе принципа индивидуализации образовательного процесса, который предусматривает ФГОС. Они должны создавать в группе условия для воспитания, развития и обучения для всего детского коллектива и каждого воспитанника в отдельности с учетом их возрастных, физиологических и психологических особенностей. Каждый ребенок должен иметь возможность проявить свою индивидуальность и творческий потенциал.
Кто проводит индивидуальную работу с детьми?
В нашем детском саду индивидуальную работу с детьми проводят воспитатели групп, а также специалисты детского сада. Это инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Слайд 5
Какими принципами руководствуется педагог в индивидуальной работе с детьми?
Современное время требует от дошкольных педагогических работников шагать в ногу со стандартами. Тем самым, создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС: учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.
В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими принципами:
- уважение самооценки личности ребенка;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
Слайд 6
Методы индивидуальной работы
Педагог должен внимательно изучать психофизические особенности, личностные качества, интересы, предпочтения и трудности детей и на основе этого выстраивать с ними работу. И частоболеющие дети, и воспитанники с ОВЗ, если они есть в группе, не должны чувствовать, что они в чем-то отстают, ущемлены. Поэтому педагог должен использовать разные формы индивидуальной работы. Это может быть индивидуальное взаимодействие ребенка с воспитателем или выполнение задания на примере, по образцу взрослого. Например, во время самостоятельной деятельности, если у ребенка что-то не получается, воспитатель демонстрирует ему алгоритм действий. Также это может быть задание, которое нужно выполнить по образцу или при помощи сверстников. Для этого педагог может создать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке. Такая организация работы будет полезна и для ребенка, который выступает в роли наставника, так как учит его умению объяснять и обучать.
Методы индивидуальной работы тоже могут быть разными. Например, словесные: рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание; наглядные: показ иллюстраций, макетов, предметов; практические: упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент. Какой метод выбрать, педагог решает в зависимости от места, где проводит индивидуальную работу, и особенностей конкретного ребенка. Все дети разные. Кто-то лучше работает в группе, а кто-то ищет личного контакта с педагогом, кто-то, наоборот, стесняется. Одному ребенку достаточно один раз объяснить, другому необходимо показать на примере, как действовать, и дать подробную инструкцию. Поэтому в ходе индивидуальной работы задача педагога – помочь воспитанникам поверить в собственные силы и справиться со своей застенчивостью и скромностью.
Когда воспитатель хорошо знает особенности воспитанников своей группы, ему легче планировать ежедневную индивидуальную работу с ними и определять задачи. Например, задачей работы с одним ребенком будет развивать его коммуникативные умения и навыки, если он испытывает трудности в общении с остальными воспитанниками, с другим – развивать чувство эмпатии, сопереживания, если ребенок проявляет агрессию. При этом воспитатель должен учитывать задачи всех образовательных областей, когда планирует задачи индивидуальной работы с детьми.
Слайд 7
С какими детьми проводится индивидуальная работа?
Индивидуальная работа осуществляется в детском саду с детьми всех возрастных групп.
Прежде всего индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими определенное трудности в процессе обучения, или наоборот с одаренными детьми, которые обладают особыми способностями к обучению.
В пристальном внимании нуждаются дети, посещающие детский сад не регулярно по болезни или другим причинам, дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные, гиперактивные. Планируя индивидуальную работу, педагоги учитывают психические и индивидуальные особенности ребенка.
Слайд 8
В какое время проводится индивидуальная работа
Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду - это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющие трудности в освоении образовательной программы, проводятся преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.
В утреннее время и первую половину дня в детском саду обычно проводятся
- индивидуальные занятия по познавательному развитию, коррекции речевых нарушений;
- Занятия с детьми для отработки каких-либо музыкальных движений.
- Различные поручения для малоактивных и необщительных воспитанников.
- Задания на развитие любознательности и познавательной активности.
Во второй половине дня проводится индивидуальная работа по развитию мелкой и крупной моторики, а также упражнения по конструированию, лепке, рисованию, отработке движений.
Во время прогулок может быть подборка различных упражнений: кто-то играет с мячом на развитие координации движений, другие ходят по пенькам для развития равновесия, третьи – перешагивают через препятствия или прыгают соскакалкой.
Задания на развитие речи: разучивание скороговорок, потешек, небольших игр по словообразованию, разгадывание загадок.
Задания на улучшение математических знаний детей: прямой и обратный счет, решение простых примеров и задач.
Слайд 9
Объем работы с каждым ребенком
Необходимость в индивидуальной работе и количество занятий с воспитанником педагоги определяют самостоятельно. Однако если занятие учителя-логопеда или педагога-психолога с одним-двумя воспитанниками может длиться в рамках обычного, от 20 до 30 минут, то воспитателю сложно организовать индивидуальную работу с детьми такой продолжительности.
Основная обязанность воспитателя – обеспечивать безопасность, сохранность жизни и здоровья детей в течение всей рабочей смены, организовывать и направлять их деятельность. Поэтому индивидуальная работа воспитателя с ребенком длится от 3 до 20 минут, в зависимости от того, чем увлечены другие дети и сколько их в данный момент в группе.
Когда воспитатель занимается даже с одним ребенком, он должен держать
в поле зрения всех воспитанников.
Музыкальный руководитель отрабатывает с воспитанниками на индивидуальной работе певческие и танцевальные умения, закрепляет навыки игры на музыкальных инструментах. Инструктор по физической культуре, как правило, отрабатывает с детьми основные виды движений, в которых на занятии дети испытывали затруднения.
Слайд 10
Как мотивировать дошкольников к индивидуальной работе.
Деятельность ребенка должна возникать из его естественных потребностей, а не навязываться взрослыми. Это относится и к индивидуальной работе. Педагог должен уметь руководить этим процессом: направлять деятельность дошкольников, предлагать новый вид занятия с учетом их желания и интересов. Если между ребенком и взрослым установились доброжелательные и доверительные отношения, дети охотно отзываются на просьбы поиграть, рассмотреть новую книжку, помочь, какими обычно начинают индивидуальную работу опытные воспитатели. Если воспитатель не наладит контакт с ребенком, то индивидуальная работа будет безрезультатной, а также может доставить ребенку дискомфорт.
И в заключение
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста – это не просто способ оптимизировать воспитательные воздействия. С психологической точки зрения, это важное послание ребенку: я тебя вижу, ты имеешь значение. Индивидуальная работа помогает воспитателю решить две задачи. Первая – это помощь ребенку овладеть тем, чем по каким-то причинам он не может овладеть в ходе групповой работы. Например, освоить правила, научиться новому, опередить или догнать остальных, настроиться на конкретную деятельность. Вторая – терапевтическая. Индивидуальная работа дает ребенку почувствовать, что он не один, что рядом есть взрослый – источник поддержки, правил, а значит, и безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста на тренажерах и др.
Подборка из интернета, с разных сайтов в моей обработке....
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...
Индивидуализация в образовании. Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста.
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, раскрывающие понятия "Индивидуализация" и "индивидуальный подход" в работе с детьми дошкольного возраста. В рекомендац...
Дидактические игры с использованием ИКТ для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации....
Консультация для воспитателей "Специфика индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей об индивидуальном подходе в работе с детьми дошкольного возраста....
Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...