Музыкальный теремок
учебно-методическое пособие

Жданова Ирина Николаевна

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный теремок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inform._list_muzykalnyy_teremok.docx962.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный теремок».

Информационный лист.

Название игры: «Музыкальный теремок».

Автор: Жданова Ирина Николаевна – музыкальный руководитель структурного подразделения «Детский сад № 58 «Сказка» МБОУ «Усть-Вельская СШ № 23».

Описание игры. Игра представляет собой ширму-домик (выполненную из плотного картона) с окошечками, в которые вставляются картинки. Домик украшен нотками, выглядит ярко и привлекательно. Окошечек всего – 7, во время проведения игры можно задействовать все окошечки, а можно выборочно (например, только окошечки 1 этажа). Домик-ширму удобно располагать на столе. К домику-ширме прилагаются наборы картинок: «Инструменты симфонического оркестра», «Инструменты русского народного оркестра», «Персонажи сказки «Теремок», «Нотки». По усмотрению педагога можно пополнять наборы карточек по разным темам. Сверху на карточках имеются ярлычки, с помощью которых их удобно вставлять в окошечки и вытаскивать. К игре прилагаются методические рекомендации по использованию.

Цель.  Развитие у детей музыкальных способностей в доступной игровой                        

            форме; побуждение их к самостоятельным действиям.

Задачи.

  • Расширять музыкальный кругозор.
  • Знакомить детей с различными музыкальными инструментами, их внешним видом и звучанием (гармошка, балалайка, скрипка, труба и другие).
  • Формировать у старших дошкольников понятие о нотах, высоте звука (запись нот, звучание).
  • Развивать тембровое и звуковысотное восприятие.
  • Способствовать формированию у детей эмоционально — радостных ощущений от активного участия в совместной коллективной игре.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Методические рекомендации для использования игры.

Дорогие друзья!

Перед вами игра «Музыкальный теремок». Она адресована педагогам и родителям для совместной музыкально-игровой деятельности с детьми от 3 до 8 лет. Возможны разные варианты использования игры. Вашему вниманию предлагается несколько вариантов. Вы можете придумывать свои варианты игры и использования домика-ширмы. Также возможно пополнение и использование других вариантов-карточек.

«Музыкальный теремок».

Вариант 1.

Игра развивает исполнительские навыки в музыкальной деятельности. Данный вариант можно использовать с детьми любого возраста, необходимо подобрать соответствующий возрасту репертуар.

Взрослый рассказывает сказку «Теремок». Персонажи сказки, попадая в теремок, приглашают детей вместе с ними выполнить какое-либо задание. Песни, танцы могут исполнятся как по выбору взрослого, так и по выбору самих детей.

- Мышка в домике весело поживала, да песенку напевала (исполнение песни).

- Лисичка-сестричка хвостиком махала, голосок распевала (можно исполнить распевки, упражнения на развитие вокальных навыков).

- Лягушка-квакушка головой кивала, всех на танец приглашала (исполнение танца или музыкально-ритмического упражнения).

- Зайка инструменты взял и друзей в оркестр позвал (игра на детских музыкальных инструментах).

- Мишка с волком дружно поживали, весело играли (музыкальная игра).

Возможны другие варианты заданий по выбору педагога, например, загадки, частушки, слушание музыки, импровизации и т.д.

Вариант 2. Для детей 3-4 лет (младшая группа).

Взрослый показывает теремок и рассказывает, что в нем живут разные жители, которые очень любят петь песни. Спрашивает, хотят ли ребята увидеть музыкальных жителей? Они показываются только тем ребятам, которые споют для них песенку. Вот такую:

 Чей дом - теремок? Кто-кто в тереме живет? (Взрослые показывает какого-то животного (карточку), он поет свою песенку, призывая ребенка ответить песенкой.)

Мышка: Я мышка-норушка, зёрна-погрызушка. А как тебя зовут? (Взрослый может помочь ребенку, предложить вариант песенки-ответа, в дальнейшем, дети смогут сочинять мелодии сами).

Ребенок: Я - Таня! (мышка приветствует ребенка)

Варианты песен:

Я комар-комарик, сел на воздушный шарик!

Я лягушка-квакушка, детям всем подружка!

Я маленький ёжик, ни головы, ни ножек!

Я мышка-норушка, я мышка-погрызушка!

Я зайка-побегайка, играйка-попрыгайка!

Я лиса-лисичка, добрая сетричка!

Я серый волк - зубами щёлк!

Я мишка-медведь, громко я могу реветь!

«Музыкальный магазин».

Вариант 1.

Игра направлена на знакомство со звучанием различных музыкальных инструментов, развивает тембровый слух. Игра рекомендована детям старшего дошкольного возраста.

Карточки с музыкальными инструментами вставлены в окошечки музыкального магазина. Педагог объясняет детям: «Вы пришли в музыкальный магазин, чтобы приобрети музыкальный инструмент, но забыли, какой именно вам нужен. Угадайте по звучанию, что за инструмент вам необходимо купить и назовите его. Если инструмент выбран правильно, то картинка с этим музыкальным инструментом достается вам, если вы ошиблись, то останется на месте.

Вариант 2.

Игра знакомит детей с музыкальными инструментами. Играть можно с подгруппой или группой детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный теремок, он не низок не высок,

Музыкальные инструменты в нём живут

И ребяток в гости ждут!

Слушайте внимательно, очень занимательно,

Время не теряйте звук их отгадайте!»

В аудиозаписи дети прослушивают звучание какого-либо музыкального инструмента. Если дети отгадали, то картинка появляется в окошечке домика.

«Найди лишний».

В зависимости от количества карточек игру можно использовать с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Игра проверяет знания детей о музыкальных инструментах, развивает умение обобщать и анализировать. Игру рекомендуется проводить индивидуально или небольшими подгруппами.

Ориентируясь на возрастные особенности, педагог подбирает карточки, просит детей посмотреть внимательно и найти лишний музыкальный инструмент, просит объяснить почему ребенок так решил.

Младший и средний дошкольный возраст. Используем окошечки второго этажа (3 карточки).

Гармошка, балалайка, скрипка.

Труба, рожок, барабан.

Рояль, трещотки, ложки.

Свистулька, рояль, балалайка.

Старший дошкольный возраст. Используем окошечки первого этажа (4 карточки).

Рожок, труба, барабан, свистулька.

Скрипка, виолончель, балалайка, трещотка.

Гармошка, рожок, гусли, рояль.

Скрипка, виолончель, арфа, рояль.

Труба, флейта, гусли, срипка.

Ложки, скрипка, барабан, трещотки.

«До-ре-ми».

Игра знакомит детей с элементами нотной грамоты, рекомендована для проведения с детьми старшего дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель разучивает с детьми песенку про ноты. Он обращается к детям: «В музыкальном домике звуки живут. Девочки про звуки песенку поют». Затем девочки поют звукоряд вверх: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си» и вниз: «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до». Вместо слова «девочки», можно пропевать «мальчики», «ребята» или имена отдельных детей, которые будут пропевать звукоряд.

Затем детям можно предложить посмотреть, как ноты записываются и «поселить» их в домик. Педагог знакомит детей с записью нот, обращая внимание, что у каждой ноты своё место на нотоносце. Дети или педагог вставляют карточки-нотки в окошечки.

Для детей, которые владеют элементами нотной азбуки, предлагается вариант с усложнением.

Дети по карточкам с изображением забавных ноток и изображением звуков в цвете знакомятся с простыми песенками-попевками, им предлагается исполнить простые мелодии.

Для игры можно использовать металлофон или цветные строящие колокольчики.

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальный теремок»

E:\Муз.-дид игра\IMG_20220119_201129.jpg

E:\Муз.-дид игра\IMG_20220119_201208.jpg

E:\Муз.-дид игра\IMG_20220119_201405.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-дидактической игры «Музыкальный теремок»

Музыкальный руководитель: Екатерина Леонидовна ХудяковаВозрастная группа детей: средняяЦель: развитие умений определять музыкальные инструменты по звуку.Задачи:Образовательные:Познакомить детей ...

Программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК»

Рабочая программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «Музыкальный теремок» составлена с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандарт...

Музыкально-дидактическая игра "Музыкальный теремок"

 Электронное музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок»  способно в игровой форме развивать музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста.Пособие предназначен...

Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию, музыкальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»

Цель: развивать музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность, в непроизвольной форме сохранять и укреплять здоровье....

Конспект музыкального занятия в средней группе «Музыкальный теремок»

Музыкальное занятие для детей средней группы в соответствии с ФГОС. Данное занятие поддерживает интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности. Развивает у детей внимание, память, способ...

Конспект музыкальной ОД "Музыкальный теремок" в младшей группе

Материал содержит описание проведения музыкальной ОД в младшей группе....