Консультация для родителей "Основные правила взаимодействия с ребёнком раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Основные правила взаимодействия с ребёнком раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vzaimodeystvie_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Консультация
на тему: «Основные правила взаимодействия с ребёнком раннего возраста»
(для родителей)
Полякова А.С.
педагог - психолог
Киселева В.Л.
педагог - психолог
г. Советский, 2020г.
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними.
В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра – исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен.
Правила для родителей, которые хотят грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.
1. Развитие умения вступать в диалог
- Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
- Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
- Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
- Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
- Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
- Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.
2. Развитие умения соблюдать очередность
- Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор.
- Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло!», теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
- Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно.
- Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
- Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
- Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.
- При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
- Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
- Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.
Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.
3. Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни
Умение требовать:
- Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.
- Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще? » Дождитесь ответа или звука с его стороны.
- Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку управлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.
Умение отказываться:
- Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».
Умение здороваться и прощаться:
- День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания.
Умение делиться информацией:
- Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.
Умение давать:
- Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
- Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
- Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.
Игра со звуками:
- Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:
— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.
— звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).
Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка
- Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.
- Слушайте и ждите.
- Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.
- По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.
- Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.
- Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.
- Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).
Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.
Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.
Простые правила для совместной игры:
- Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
- Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.
- Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.
- Не перебивайте игру, не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.
- Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре.
- Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.
Пример: «Это домик? » (Ну, конечно же, домик). Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня! ».
- «Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.
4. Развитие игровых навыков
- Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
- Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
- Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
- Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.
Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.
Как воспитывать зрительное восприятие:
- привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;
- рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;
- находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть! »’,
- поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;
- окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.
Как воспитывать слуховое восприятие:
- привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;
- учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;
- читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;
- создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);
- разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.
Как воспитывать тактильное восприятие:
- привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;
- ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);
- играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка.
Таким образом, что обеспечить полноценное познавательное развитие ребенка, ввести его в мир культуры, взрослые должны организовать стимулирующее развитие предметной среды, привлечь внимание малыша к новым предметам, познакомить с их назначением и научить пользоваться ими, поощрять и поддерживать детскую любознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...
консультация для родителей " игра в жизни ребёнка раннего возраста"
показать родителям значимость игры для развития ребенка; научить управлять ребенком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушек для полноценного развития ребёнка....
Познавательное развитие ребёнка раннего возраста посредством взаимодействия с кинетическим песком
Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни.Познавательное развитие детей раннего возраста включает в себя ощущения, восприятия, внимание и память. Ведущим в по...
"Основные правила взаимодействия с ребенком раннего возраста"
Материал был подготовлен для консультаций в КЦ (консультационном центре) и размещении в сети Instagram....
Консультация для родителей "Лепка в жизни ребёнка раннего возраста"
Консультация для родителей "Лепка в жизни ребёнка раннего возраста"...
Консультация «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ»
Консультация «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ»Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и при...