"Основные правила взаимодействия с ребенком раннего возраста"
консультация по коррекционной педагогике

Маргарита Николаевна Михалёва

Материал был подготовлен для консультаций в КЦ (консультационном центре) и размещении в сети Instagram.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_dekabr.docx953.24 КБ
Файл 3_dekabr_buklet.docx695.16 КБ
Файл prezentatsiya1_wecompress.com_.pptx201.79 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен.

Правила для родителей, которые хотят грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.

1. Развитие умения вступать в диалог:

  • Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
  • http://f3.love.ru/jtS0AVyafo.pngДля привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему. 
  • Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
  • Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
  • Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
  • Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

2. Развитие умения соблюдать очередность:

  • Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор.
  • Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку! », «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло! «, теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
  • Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно.
  • Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
  • Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
  • Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.
  • При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
  • Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
  • Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

3. Развитие умений пользоваться навыками общения

в повседневной жизни:

Умение требовать:

  • Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли. https://shkola7gnomov.ru/upload/medialibrary/510/51070ccae410323bcc116bd4b2a5803b.jpg
  • Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще? » Дождитесь ответа или звука с его стороны.
  • Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку управлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

  • Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

Умение здороваться и прощаться:

  • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания.

Умение делиться информацией:

  • Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

Умение давать:

  • Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
  • Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
  • Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.https://detkam.su/_nw/17/46849777.jpg

Игра со звуками: 

  • Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

— звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Несколько правил, важных для успешного развития

навыков общения у ребенка.

  • Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.
  • Слушайте и ждите.
  • Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.
  • По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.
  • Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.
  • Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.
  • Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Простые правила для совместной игры:

  • Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
  • Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.
  • Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.
  • Не перебивайте игру, не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.
  • Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре.
  • Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример: «Это домик? » (Ну, конечно же, домик/). Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня! ».

  • «Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

4. Развитие игровых навыков:

  • Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
  • Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
  • Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
  • Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры!

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.

Как воспитывать зрительное восприятие:

  • привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы; https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1856956/pub_5e5ac5a291ed7368b654c27d_5e5ac98864d09a306ae32abb/scale_1200
  • рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;
  • находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть! »’,
  • поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;
  • окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие:

  • привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;
  • учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;
  • читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;
  • создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);
  • разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.

Как воспитывать тактильное восприятие:

  • привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;
  • ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.) ;
  • https://content-25.foto.my.mail.ru/community/changeonelife/_groupsphoto/h-265.jpgиграть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка.

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Таким образом, чтобы обеспечить полноценное познавательное развитие ребенка, ввести его в мир культуры, взрослые должны организовать стимулирующее развитие предметной среды, привлечь внимание малыша к новым предметам, познакомить с их назначением и научить пользоваться ими, поощрять и поддерживать детскую любознательность.

Подготовила: учитель – дефектолог

МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка

Михалева Маргарита Николаевна



Предварительный просмотр:

1. Развитие умения вступать в диалог:

  • Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
  • Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
  • Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
  • Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
  • Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
  • Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

2. Развитие умения соблюдать очередность:

  • Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор.
  • Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку! », «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло! «, теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
  • Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно.https://shkola7gnomov.ru/upload/medialibrary/510/51070ccae410323bcc116bd4b2a5803b.jpg
  • Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
  • Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
  • http://f3.love.ru/jtS0AVyafo.pngДавайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.
  • При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
  • Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
  • Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

3. Развитие умений пользоваться навыками общения

в повседневной жизни:

Умение требовать:

  • Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.
  • Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще? » Дождитесь ответа или звука с его стороны.
  • Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку управлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

    Умение отказываться:

  • Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

Умение здороваться и прощаться:

  • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания.

Умение делиться информацией:

  • Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

Умение давать:

  • Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
  • Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
  • Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Игра со звуками:  Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

— звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).https://detkam.su/_nw/17/46849777.jpg

4. Развитие игровых навыков:

  • Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
  • Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
  • Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
  • Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры!

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

 ДЕТСКИЙ САД №17 «ЖУРАВУШКА»

ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РЕБЁНКОМ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

У

Учитель-дефектолог:

Михалева М.Н.

2020 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка Консультация на тему: «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Учитель – дефектолог: Михалева М.Н.

Слайд 2

Советы для родителей, которые хотят грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком. 1. Развитие умения вступать в диалог: Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами. Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему. Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное. Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре. Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Слайд 3

2. Развитие умения соблюдать очередность: Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор. Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку! », «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло! «, теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр. Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно. При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук. Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

Слайд 4

3. Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни: Умение требовать: Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли. Умение отказываться: Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо». Умение здороваться и прощаться: День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Умение делиться информацией: Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

Слайд 5

Умение давать: Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы. Игра со звуками : Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни: — ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр. — звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Слайд 6

4. Развитие игровых навыков: Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие. Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр. Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями. Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные правила взаимодействия с ребенком

Какие правила необходимо соблюдать родителям при общении с ребенком 2-3 лет....

Консультация для родителей "Способы эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста".

Для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми принятие малыша таким, как он есть, и определенные правила поведения являются двумя принципиальными опорами, без которых гармоничное воспитани...

Основные правила взаимодействия с ребенком

Предлагаются правила для родителей, выработанные в процессе практической работы, которые намерены изменить и грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком....

Памятка "Основные правила культурного поведения ребенка дошкольного возраста"

Информация для родителей об основных правилах культурного поведения, личной гигиены, аккуратности и опрятности ребенка дошкольного возраста...

консультация для родителей " Способы эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста"

quot; Способы эффективного взаимодействия для ребенка раннего возраста"...

Консультация для родителей "Основные правила взаимодействия с ребёнком раннего возраста"

Основные правила взаимодействия с ребёнком раннего возраста...