ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ Номинация «Вторая жизнь упаковки» «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
проект (подготовительная группа)

Кухтинова Наталья Владимировна

Дошкольный  возраст  -  самоценный  этап  в  развитии  экологической  культуры личности.  В  этом  возрасте  ребёнок  начинает  выделять  себя  из  окружающей  среды, развивается  эмоционально-ценностное  отношение  к  окружающему,  формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная  ситуация  сегодняшнего  дня  выдвигает  перед  специалистами дошкольного  образования  задачу  поиска  универсальных  средств  экологического воспитания в современных условиях. Одним  из таких средств, на наш взгляд, может быть  экологический  проект,  одной  из  немногих  технологий,  выводящий  педагога  за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего  участка  и  каждый  раз  у  них  возникают  вопросы:  « Откуда  берется  столько мусора?  Куда  отвозят  мусор»?  и  т.д.  Чтобы  ответить  на  эти  недетские  вопросы  и попытаться  решить  “мусорную  проблему”,  мы  разработали проект  «Мы  с  природой дружим, мусор нам не нужен!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologii.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 А. И. Кальницкого

поселка Кубанский Новопокровский район

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ

Номинация  «Вторая жизнь упаковки»

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

Воспитатель: Кухтинова Наталья Владимировна

Сроки:  01.09.2022 по 31.12.2022 г

Оглавление

1. Актуальность проекта

 2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

5. Приложение

Справка о деятельности авторского коллектива:

Коллектив детей сформировался 1.09.2023 года и сразу началась работа по данному проекту.

принимавшие активное  участие: Дети

        ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно – исследовательский

 По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети – педагоги – родители

 По количеству участников: коллективный.

 По продолжительности реализации проекта: краткосрочный.

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему». Гипотеза:  если    бытовой  мусор  сортировать  на  группы,  то  каждую  из  них  можно перерабатывать для повторного использования без вреда  для окружающей  среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:

 Дошкольный  возраст  -  самоценный  этап  в  развитии  экологической  культуры личности.  В  этом  возрасте  ребёнок  начинает  выделять  себя  из  окружающей  среды, развивается  эмоционально-ценностное  отношение  к  окружающему,  формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная  ситуация  сегодняшнего  дня  выдвигает  перед  специалистами дошкольного  образования  задачу  поиска  универсальных  средств  экологического воспитания в современных условиях. Одним  из таких средств, на наш взгляд, может быть  экологический  проект,  одной  из  немногих  технологий,  выводящий  педагога  за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего  участка  и  каждый  раз  у  них  возникают  вопросы:  « Откуда  берется  столько мусора?  Куда  отвозят  мусор»?  и  т.д.  Чтобы  ответить  на  эти  недетские  вопросы  и попытаться  решить  “мусорную  проблему”,  мы  разработали проект  «Мы  с  природой дружим, мусор нам не нужен!».

2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    Сформировать  у  детей  знания  о  разнообразных  видах  деятельности  по  защите природы.  (В  процессе  углубления  и  расширения  знаний  у  детей  о  бытовых отходах  и  их  свойствах  формировать  экологическую  культуру  и  бережное отношение к природе).

Задачи проекта:

 Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

Дать  детям  представления  об  опасности бытовых  отходов  для  жизни      человека  и живых организмов.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.  

Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

Развивать экологическую культуру.

Наш девиз: «Поселок – наш дом, не мусори в нем»

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • 1этап – подготовительный.

 Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции.

 2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования.                                                                                        

 3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

  • 2 этап – организационный.

  Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.

1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

 2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.

 3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.                                                                                                                        4.Создать презентацию: «Жалобная книга природы».                                    

5.Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем».                                                                                                                

6.Подготовка родителей к работе.

  • 3 этап – практическая деятельность.

 Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

1.  Анкетирование родителей (приложение 1).  

2.  Наблюдения и экологические экскурсии по улицам   нашего района, вблизи детского сада.

 3. Показ презентации, слайд шоу.

 4.  Познавательное чтение.

 5.  Детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей».

6.  Лаборатория (опыты и эксперименты).

 7.  Выпуск экологический газеты.

 8.  Тематический день «Волшебная экология души».                                                          

9.  Экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей».

  • 4 этап – итоговый.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов - круглый стол «Наши результаты».

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 - Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

 - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;

- благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов»;  

- создание картотеки «Родная природа»;

 -  привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;

 - осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Методы исследования.

В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает роль природы в жизни человека, переживает нравственно-эстетические чувства, побуждающие его заботиться обо всем, что нас окружает. Понимая, что именно в этом возрасте закладываются позитивные чувства по отношению к природе и стремясь воспитывать детей в духе бережного, ответственного отношения к ней, мы целенаправленно развиваем у них наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом.

Приобщение детей к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходит во время прогулок и экскурсий, совместной деятельности с родителями, дающих детям возможность не только оздоровления и закаливания, но и обогащения новыми впечатлениями. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, на пруд, ездить на экскурсии.

Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, требующая немедленного решения. С этой проблемой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке или озере. Мы понимаем, что данная проблема получила сильный толчок благодаря техническому прогрессу.  Все  новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех.

И воспитанники подготовительной группы МАДОУ № 38  не исключение. Бесконечные вопросы: «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берется?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создания проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» Девиз команды: «Поселок – наш дом, не мусори в нем»

 Реализация проекта состояла из теоретической и практической частей. Так, в рамках теоретической части были определены цели и задачи проекта, выбрана и изучена проблема - «Что мы можем сделать, чтобы мусора было меньше?»

Основной целью проекта стало осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов). Особое внимание было уделено подготовке к проекту, сбору бросового материала для поделок.          

За месяц до предполагаемой даты проекта был проведен долгосрочный эксперимент. Цель: определить, какие отходы разлагаются быстрее.

Учѐные утверждают, что каждая группа бытовых отходов имеет свой срок разложения, и в зависимости от этого срока и материала, из которого они изготовлены, различные отходы приносят свой вред окружающей среде. Мы решили провести практическую работу по определению времени разложения тех групп отходов, которых было больше всего в мусорных вѐдрах в саду и дома.

В каждую из 5 баночек мы положили разные виды отходов: кусочек- бумаги, пластиковой трубочки, яблока, металлическую шайбу и спичечные палочки. Во все банки насыпали землю, закрыли крышечками.

В течение 4-х недель мы следили за отходами и делали записи.

 1 неделя Банка №1 – кожура яблока потемнела и сморщилась.

Банка №2 – бумага намокла и легко разорвалась на кусочки.

Банка №3 – с кусочками пластиковой трубочки ничего не произошло.  

Банка №4 – спичечные палочки намокнув, слегка потемнели.

Банка №5 – с металлической шайбой ничего не произошло.

 2 неделя

Банка №1 – кусочек яблока потемнел и стал мягким.

 Банка №2 – бумага распалась на несколько частей.

 Банка №3 – ничего не изменилось.

Банка №4 - ничего не изменилось.

Банка №5 – ничего не изменилось.

3 неделя

Банка №1 – появился неприятный запах, яблоко стало очень мягким и покрылось плесенью.

 Банка №2 – бумага смешалась с землѐй.

 Банка №3 – без изменений.

Банка №4 – без изменений.

Банка №5 – без изменений.

4 неделя

Банка №1 – запах стал ещѐ более неприятным, и яблоко совсем размякло и смешалось с землѐй.

Банка №2 – бумага смешалась с землѐй.

Банка №3 – без изменений.

Банка №4 - спичечные палочки приобрели характерный коричневый цвет, но структуру в целом материал не потерял.

Банка №5 – без изменений.

В результате мы сделали следующие выводы:  

Тонкая бумага быстрее всего разлагается в земле.

 Чуть больше времени потребуется пищевым отходам.

 С пластиковыми, металлическими и изделиями из дерева ничего не происходит. На протяжении всего времени проведения опыта не наблюдалось практически никаких изменений. Это говорит о том, что природа не может справиться с переработкой данного вида отходов. А если они смогут разложиться, то на это понадобиться очень много времени. Следовательно, такие виды отходов нанесут больший ущерб природе, чем первые два.

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

 «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

 В результате реализации проекта  «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» у детей сформированы     знания  о  разнообразных  видах  деятельности  по  защите природы.  

Решены следующие задачи:  дети получили  представления о видах бытовых отходов и их свойствах и  об  опасности бытовых  отходов  для  жизни      человека  и живых организмов.  Уточнены  представления  детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.  Рассказано  детям  о способах  использования вторичных ресурсов бросового материала. 

Ребята хорошо запомнили   девиз: «Поселок – наш дом, не мусори в нем». Совместно с детьми и родителями  проведены следующие мероприятия:

Анкетирование для родителей по теме проекта; консультация для родителей «Мусор – проблема № 1».

Совместно с родителями изготовили пособие «Сортируем мусор – бережем природу» изготовлено своими руками, ориентировано на детей старших возрастных групп. Данное пособие мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающий эффект, что соответствует ФГОС ДОУ. Так же помогает в игровой форме познакомить детей с правилами сортировки мусора.

Организованы наблюдение на прогулке «Куда девается мусор» и игра «Научи сортировать детей мусор»; сценарий экологического мероприятия для детей подготовительной группы «Враг природе - это мусор!», проведена беседа на тему «Отвыкайте мусорить дети». ОД на тему: «Загрязнение окружающего воздуха грозит глобальным потеплением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект для детей 5-6 лет "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".

Экологический проект для детей 5-6 лет "Мы сприродой дружим, мусор нам не нужен"...

Проект: "Хранители природы" " Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!"

"Мы с природой дружим ,мусор нам не нужен!"- девиз нашего проекта.Цель проекта: сформировать знания о разнообразных видах деятельности по защите окружающей среде. Дать представление о видах бытовых от...

проект в подготовительной группе на тему "Мы с природой дружим-мусор нам не нужен"

Дети нашей группы во время прогулки любят наблюдать за работой мусоровоза. Так как с нашего участка хорошо видна зона вывоза мусора, дети могли видеть, какое большое количество отходов каждый раз заби...

Проект в старшей группе комбинированной направленности "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!" МДОУ ДС Колосок р.п. Средняя Ахтуба

Проект в старшей группе комбинированной направленности "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!" МДОУ ДС Колосок р.п. Средняя АхтубаРазработчики проекта: Ульянова Светлана Владим...

Проект в старшей группе на тему: «Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!»

Проект в старшей группе  на тему: «Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!» Актуальность проектаУ нашего города очень красивое название – Иваново. Мы в нём родились, рас...