Проект "Зеленая аптека"
план-конспект занятия (старшая группа)
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonaya_apteka.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: « Зеленая аптека Айболита»
Актуальность проекта: Мир у порога нового века. Каким он будет?- во многом завит от нас и от тех основ , которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Для того, чтобы сохранить себя человек должен сохранить природу. Ребенок должен знать, что бессмысленно срывая листик, цветок он лишает его жизни и возможности дарить нам эту красоту и пользу. Растительное царство очищает воздух, которым мы дышим, дает нам массу лечебных трав, обогащает нас витаминами.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Очень важно участие детей в жизни природы, ухаживание за ней, их труд. Всегда можно с детьми что-то выращивать, за чем-то ухаживать. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Проблема: В Ленинградской области мы можем встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому надо приучить детей беречь и охранять природу, охранять растения, рационально использовать ее богатства.
Цель:
формирование знаний о мире лекарственных растений и их свойствах.
Задачи
Образовательные:
Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования;
Познакомить дошкольников с лекарственными растениями произрастающих на клумбе детского сада, с его значимостью для всего живого на планете.
Развивающие:
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Ожидаемые результаты
- В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества.
- Научатся правилам сбора и засушивание лекарственных растений.
Этапы работы над проектом
Деятельность педагога, детей | Деятельность родителей |
Первый этап - Подготовительный. 1 Формулировка проблемы: девочка принесла из дома гербарий лекарственных растений своей старшей сестры и предложила детям его рассмотреть. Ребята с удовольствием стали его рассматривать и их заинтересовало, какую пользу может принести обыкновенная мать- и мачеха, или одуванчик, подорожник или ромашка. И тогда мы решили узнать « А какие лекарственные растения произрастают в нашей местности и как их можно использовать в профилактических мероприятиях». Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки! 2.Составление перспективного плана мероприятий проекта 3. Подбор справочников, энциклопедий, книг, раскрасок, иллюстраций по теме 4.Подобрать статьи с интернет источников, сказки, стихи, пословицы, загадки. 5.Рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников Е.Е.Волков « Поле ромашек» И.И.Левитан « Одуванчики» В.М. Васнецов « Дубовая роща в Абрамцево» И.И. Шишкин « Сосновый бор»
| Беседа о лекарственных растениях родного края. Цель: выяснить представление детей и родителей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой Круглый стол « Самый полезный чай» дегустация лекарственных растительных чаёв ( из опыта родителей) Цель: привлечь родителей к совместной практической деятельности. . |
Второй этап: основной – решение проблемы через воспитательно- образовательный процесс. Беседы. 2.1. Беседа "Зеленая аптека" Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения. 2.2. "Друг или враг". Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений. 3. Занятие "Лекарственные растения - средства оздоровления человека" Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе. Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода. Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков. 4.Интегрированное занятие « В гости к первоцветам». Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар). 5. Экскурсия в детскую библиотеку Цель: познакомить дошкольников с разнообразием художественной литературы по теме « Лекарственные растения». Наблюдения:
Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку.
Цель: развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно- следственные связи: цветы растут, потому что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, - больше тепла, влаги, почва оттаявшая.
Цель: определить с детьми форму, размер, окраску, количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения ( нижняя сторона бледно-зеленая, теплая и мягкая на ощупь- « как родная мать», верхняя сторона темно-зеленая, гладкая и холодная на ощупь – как « мачеха»; уточнить интересную последовательность развития растения ( сначало появляются только цветы, а листья вырастают позже).
Цель6 вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения; уточнить представления дошкольников о последовательности роста и развития растения ( после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в размере.
Цель: уточнить знание детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия.
Цель: учить детей находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев.
Цель: обратить внимание детей на интересное явление- цветы открыты в полдень и закрыты вечером.
Цель: развивать у детей наблюдательность – умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги. 6. Наблюдение "Наш верный друг - подорожник" Цели: познакомить детей с лекарственным растением - подорожник, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. Материал: наблюдение проводится на участке детского сада где растет подорожник Экологические сказки:
Н.А.Рыжова « Не просто сказки».
Цель: развивать наблюдательность детей, уточнить их представление о луге, как сообществе светолюбивых травянистых растений, которые густо растут и обильно цветут в летнее время. Цветки дают пищу для многочисленных насекомых – бабочек, шмелей, ос, комаров, мух. Среди насекомых луга часто встречаются пчелы, они собирают нектар – цветочный сок, который у них в теле перерабатывается в мед. Дикие пчелы откладывают мед в дуплах деревьев, где выводят свое потомство.
Цель: уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях. Мед – очень вкусный и полезный продукт природного происхождения. Он укрепляет здоровье всех, кто его употребляет. Мед помогает вылечить многие болезни. Его вырабатывают пчелы из нектара ( сока) цветков и пыльцы некоторых растений. Наблюдая за растениями, можно выяснить, какие из них медоносные. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, желание наблюдать за ними. Третий этап: « Оценочный» Цель: подведение итогов работы - Что было сделано? - Что понравилось больше всего? - Что нового узнали? 2. Проведение диагностики « Как я знаю лекарственные растения» 3. Создание именной книги с рисунками детей « Зеленая аптека под ногами». 4.Акция «Мы собираем лечебную траву». Цель: вдохновить детей и родителей в летний период собирать лечебную траву на своем приусадебном участке. | |
1.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми). Цель: привлекать родителей к сбору информации о лекарственных растениях, о их пользе и вреде. 2. Создание «Именной книги» Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками. 3.Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители). Цель: организовать образовательно-досуговую деятельность детей, родителей и педагогов. Задачи: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, используя дидактические и подвижные игры, логические задания
4. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям). Цель: определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе. Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира. 5. Выпуск буклетов « Лекарственные растения, которые нас лечат. Не проходите мимо» Цель: составление небольших памяток о значении лекарственных растений под ногами и распространение их по группам детского сада. 6 Конкурс на тему «Экологическая сказка» (придумывание сказок о лекарственных растениях) Цель: организовать детей и родителей на творческую работу по составлению сказок от лица сказочных персонажей. 7 Проведение конкурса « Лучшая реклама первоцвета» Цель: продолжать вовлекать родителей в экологическую работу с детьми и оказывать им посильную помощь. |
Диагностика
№ | Фамилия, имя | Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их. | Где растет? | Знает, что использовать для лечения человека | Как используют для лечения? | Охотно принимает участие в коллективной деятельности | уровень |
|
Уровни освоения программы.
Высокий – Ребенок различает и называет большое количество лекарственных растений, знает место произрастания растения, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Моделирует признаки растений и связи. Познавательное отношение устойчиво.
Средний – ребенок различает и называет большое количество лекарственных растений, самостоятельно или под руководством педагога вычленяет характерные существенные признаки. Моделирует признаки растений и связи под руководством педагога.
Низкий – Ребенок называет небольшое количество лекарственных растений, не всегда самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Познавательное отношение неустойчивое, связано с яркими , привлекающими внимание событиями.
Методика проведения диагностики.
Приготовить картинки с изображением лекарственных растений, картинки с изображением частей цветка и картинки с изображением луга, огорода, цветника, цветочного горшка.
Беседа по картинкам:
- Назови растение.
- Где растет?
- Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет?
Задания:
- расположи части растения правильно;
- почему части растения нужно расположить именно так?
- зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
Экологические сказки
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.
С.П. Мацюцкий
Этот цветок так торопится, что не успевает выпустить листья. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах меда. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара». Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это – мачеха. Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.
С.П. Мацюцкий
Румынская сказка о Ромашке...
Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могучий король Михай. На самом высоком месте стоял его замок, окруженный стенами и глубоким рвом - неприступным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота - лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. "Тру-ру-ру", - трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну - и никакие враги не смели нарушить границ его государства.
Но был Михай на охоте или воевал - всегда торопился он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву - прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король - все придворные восхищались доброй и весёлой королевой, и все слуги и служанки - до самого последнего поварёнка - любили её и старались во всём угодить.
Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Михай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнувшись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы: - Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять!..
Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки - и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному: - Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая серединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву? - Не могу, - отвечает цветок. - Нет у меня такой силы...
Дальше идёт нянюшка, снова ромашки увидела: - Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить? - Нет, - закачались ромашки, - нет, не дано нам такой силы... Ты пойди-ка дальше - там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры - те цветы, что умеют лечить...
Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже - с золотыми макушечками. - Что, бабушка, за помощью к нам пришла? - тихо зашелестели цветы. - Сама ли больна, или кто другой? И когда рассказала старая женщина, в чём дело, цветы тут же отозвались: - Мы можем, можем - вылечим, поможем...
Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идёт домой, торопится... Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу - потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да её, тёмную старуху, не прогнали. День ото дня всё лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
Художественные произведения для ознакомления дошкольников с одуванчиком.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет!
О. Высоцкая
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки- парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
Приложение
- Интегрированное занятие « В гости к первоцветам»
ЦЕЛЬ: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)
Материал и оборудование: Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».
Ход занятия.
- На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись
- Загадка о весне:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Беседа с детьми:
Какие изменения происходят весной? Почему?
Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)
- Путешествие по железной дороге.
Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».
Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.
Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.
Третья остановка – «Мать-и-мачеха».
Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.
Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нактаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.
Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».
Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.
Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)
Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.
Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».
Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».
Очень зло глядит на вас
Из травы «вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветания образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».
Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Почему на цветах мы встречаем бабочек?
Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.
Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:
Если ты сорвёшь цветок
Если все: Ия, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и цветы
И не будет красоты.
Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.
Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекарс...
Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет
Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....
Экскурсия в аптеку.
Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....
Зеленая Аптека. Фитотерапия
Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад другого нельзя было, и придумать: фармацевтической промышленности просто не существовало…....
Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием
Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...
Зеленая аптека
Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...
Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....