"Познавательно- исследовательская деятельность будущих первоклассников как средство формирования универсальных культурных практик"
методическая разработка (подготовительная группа)
Сообщение отражает опыт работы по формированию культурных практик у старших дошкольников в ходе организованной познавательно- исследовательской деятельности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshcheniepedsoveteksperiment.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педагогическом совете.
Тема:
«Познавательно- исследовательская деятельность будущих первоклассников как средство формирования универсальных кульурных практик».
Сообщение подготовила
воспитатель подготовительной группы Иванова А.В.
Старший дошкольный возраст -важный этап развития познавательной активности ребенка, который включает в себя не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его руководством.
В подготовительной группе проведение экспериментов является одним из эффективных способов организации познавательной детской деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развития всех мыслительных процессов. Детям седьмого года жизни доступны сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Будущие первоклассники способны делать выводы и о не воспринимаемых непосредственно свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, описывать полученный результат. Соблюдение условий безопасной работы и учет индивидуальных особенностей детей является важным условием при организации экспериментирования.
При организации экспериментирования ставим задачи:
-Формирование способности видеть и воспринимать многообразие окружающего мира в системе взаимосвязи.
-Развитие личностного познавательного опыта с помощью наглядных средств(эталонов, заместителей, моделей).
-Расширение понимания опытно-экспериментальной задачи способом включения в мыслительные, преобразующие действия.
-Поддержание инициативы, сообразительности, самостоятельности, расширение кругозора.
Работая над этой темой, мы обратились к познавательной и учебной и методической литературе. Выяснили, что тема экспериментирования популярна в настоящее время среди книжных издательств. Выпускаются книги по проведению опытов и экспериментов как для детей, так методические пособия для воспитателей и родителей. Тему экспериментирования отражает в своих работах корифеи отечественной педагогики Н.Е. Веракса, Н.В. Микляева, О.В. Дыбина.
Изучив методическую литературу, составила план познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на год, в который включили, как НОД, так и виды опытов в самостоятельной деятельности детей.
Планируя образовательную деятельность, ориентировалась на следующие принципы:
-Соответствие тематике занятий возрасту.
-Соответствие инструкции по безопасности в детском саду.
-Соблюдение принципа доступности и использование объектов ближайшего окружения.
- Экспериментальная деятельность не должна наносить губительный вред живым объектам природы.
Организуя исследовательскую деятельность, использую ресурсы развивающей среды дошкольного учреждения: территория детского сада, экспериментариум (для подгрупповой работы) и материалы и оборудование уголка опытов в группе.
Надо отметить, что для проведения экспериментальной деятельности с детьми целесообразно использовать летний оздоровительный период, т.к. многообразие природных объектов позволяет экспериментальную работу делать разнообразной. «Как сделать радугу», «Раскопки останков динозавров», «Играем с магнитами».
В начале сообщения было сказано, что УКУ развиваются у человека всю жизнь. У людей педагогической профессии- эта потребность выражается в самообразовании.
Московский образовательный форум «Город образования», который проходил в августе, пример современного масштабного образовательного события, которое охватывает все ступени образования. Одно из мероприятий, которое посетили наши педагоги, была лекция Натальи Рыжовой, в которой она приводит свои разработки в области организации пространства детского сада для экспериментирования детей.
Эксперименты в сентябре носили оттенок сезонности и были связаны с сезонными работами на клумбе. Завершая подготовку клумбы к холодному периоду и любуясь бархатцами, задались вопросом «Как продлить цветение бархатцев?». Ребята предложили свои варианты: сделать парник, перенести в теплое помещение. Мы выбрали три примерно одинаковых растения с нераспустившимся бутонами. Один пересадили и отнесли в группу, другой остался на клумбе, его накрыли пластиковой бутылкой, третий для сравнения остался расти в грунте без изменений. Дети зарисовывали этапы развития бутона. Полив осуществляли в одни и те же дни. Разница была в температурных условиях. Как итог: в комнатных условиях растение зацвело на 6 дней раньше, чем на улице. Сделали с детьми вывод, что тепло влияет на скорость распускания бутонов бархатцев. Но в связи с теплой осенью наш эксперимент не был явно выражен: на улице цветы еще долго продолжали радовать нас цветением. Детям очень понравилась идея пересаживать растения из открытого грунта в помещение, поэтому приняли решение: пересадить мох в группу на холодный период и понаблюдать, останется ли он зеленым.
Листопад –это удивительный процесс, который привлекает внимание детей и взрослых. Следующий наш биологический мини-проект носил название «Почему деревья сбрасывают осенью листву». Любуясь красотой осенних деревьев, задались с ребятами вопросом, зачем дереву сбрасывать такие красивые осенние листья. Мы рассматривали листовую пластину под микроскопом и увеличительным стеклом, зарисовывали, как менял листву клен, который растет на нашем участке, читали познавательную литературу о листопаде.
Возникновению проекта «Путешествие в горы» способствовала следующая ситуация. На нашем участке после прокладывания под землей кабеля для освещения на поверхности оказалось много различных камней, и они заинтересовали детей. Ребята рассматривали их, старались названиями, сравнивали их. Мы стали вспоминать, кто видел настоящие горы, как они выглядят, дети стали приносить разные минералы из дома. Так и родился проект «Путешествие в горы». Цель проекта: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей по знакомству с минералами.
Мы рассматривали с детьми глобус и карты, коллекции горных пород и минералов, провели опыты по изучению свойств каменного угля. Данный проект завершился посещением кабинета географии в ОП «Ерино».
Преемственность между садом и школой является хорошей традицией образовательного процесса. Посещение кабинетов естественных наук, знакомство с экспонатами, доступные рассказы учителей мотивируют дошкольников к изучению нового, стимулируют познавательный интерес, обогащают коммуникативный опыт. Мы рассмотрели модель Земли в разрезе, дети увидели внутреннее строение Земли, рассмотрели коллекции горных пород и минералов, учитель рассказала детям об их происхождении и использовании человеком.
Когда речь шла о горных породах и минералах, то Алеша М. принес набор по выращиванию кристалла. Изучив инструкцию, решили выращивать его в экспериментариуме, т. к. там наиболее подходящие условия. Как итог-елочка покрылась хрупкими зелеными кристалликами. А ребята узнали о процессе испарения и кристаллизации.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Также с трудом результат невозможен без выполнения практических (трудовых действий).
Наблюдение- Экспериментирование– математика
(восприятие) связано с другими (счет, измерение, сравнение)
видами деятельности
-трудовая -коммуникация -рисование
(практическая (работа в парах, группах) (зарисовки, заполнение
деятельность) таблиц).
При проектировании содержания образовательной поддержки интереса ребенка к экспериментированию необходимо помнить о вариативности вопросов, которые могут обогатить познавательный диалог с ребенком.
Психолого- педагогические исследования показали, что индикатором наличия и степени выраженности познавательной активности дошкольника выступает вопрос. В старшем возрасте, когда дети активно усваивают классификации, обобщающие слова, постигают взаимосвязи между предметами и явлениями. Вопросы должны быть направлены на установление отношений, анализ, сравнение. При проектировании содержания образовательной поддержки интереса ребенка к экспериментированию необходимо помнить о вариативности вопросов, которые могут обогатить познавательный диалог с ребенком.
Развитию универсальных учебных действий ребенка, таких как умение сделать выбор, учить планировать деятельность, делать предположение о предстоящем результате способствует организация познавательной деятельности в семье. Мы сузили круг деятельности экспериментами и предложили детям самим выбрать понравившийся опыт и провести его дома, рассказать о его результатах ребятам. Попадая в ситуацию свободного выбора, ребенок сталкивается с необходимостью осуществить целый ряд действий для реализации задуманного.
По итогам этой работы мы сделали фотоотчет и оформили его в виде газеты. Разместив фото и текстовой материал, поддерживаем интерес детей к данному виду деятельности.
Современные варианты опытов для детей привели к тому, дети могут сами сделать развивающие игрушки. В нашей группе мама Саши Щ. провела мастер-класс по изготовлению слайма. Рецептов по изготовлению игрушки много, а вот как выбрать самый безопасный и надежный. Об этом и шла речь на нашем мастер-классе. Ребята назвали свойства этого материала и попробовали самостоятельно изготовить его. Удивление и радость от получившейся игрушки налицо!
В заключении хочется отметить, культурные практики-это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования. В ближайшее будущем мы запланировали посещения мастер-класса по экспериментированию с красками в ДШИ «Синяя птица», с которой мы сотрудничаем не первый год.
А в детских садах для успешной реализации идеи по формированию культурных практик необходимо изменение взгляда педагога: готовность увидеть цель, смысл и основное содержание образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ - как средство реализации образовательной области «Познание»( по материалам работы ГМО от 26.04.2012года)
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира—МЕТОД ЭКСПЕР...
Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...
Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной среды.
Сморгович Олеся АльбертовнаВоспитатель МБДОУ д/с «Мастерок» г.Абакан Развитие познавательной-исследовательской деятельности детей раннего возраста средствами развития предметно пространственной с...
Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...
Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность будущих первоклассников как условие формирования универсальных культурных практик"
Презентация представляет собой опыт работы в подготовительной группе детского сада по организации элементарной исследовательской деятельности с дошкольниками....
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...