Консультация-практикум для педагогов «Использование мнемотехники в работе педагога»
консультация

С.М. Козлова

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления   дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведение информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум

«Использование мнемотехники в работе педагога»

.

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминания, сохранения и воспроизведение информации.

Задачи:

1. Дать понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии использования мнемотехники, с правилами проведения занятий.

2. Познакомить с разными вариантами использования мнемотаблиц.

3. Пополнить РППС групп детей дошкольного возраста картотеками дидактических игр и упражнений с использованием мнемотехники.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе, который посвящен использованию нетрадиционного метода мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста.

Как все педагоги-дошкольники я знаю, как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос все время не давал мне покоя: «Почему некоторые воспитанники плохо воспринимают и запоминают информацию, когда всё так понятно и элементарно просто. Используя один и тот же метод работы, одним ребятам мне удавалось быстро исправить недостатки развития речи и научить их связно излагать свои мысли, а другим нет.

В процессе работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, я поняла, что для прочного и одновременно лёгкого запоминания и воспроизведения информации, будь то тексты, стихи, рассказы, сказки, следует наполнить каждое воспринимаемое ими слово содержанием. Чем-то, что связано для них с конкретными зрительными образами. Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память. Палочкой-выручалочкой стал для меня метод мнемотехники.

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Правила проведения занятий

Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом: Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности. Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому ребенок лучше воспримет информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения. Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей.
#1053;езависимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.

2. Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе крохе будет просто неинтересно. Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.

3. Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости. Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.

4. Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом. С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз. При помощи этого пособия: расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи; облегчаем запоминание последовательности действий, учим строить связные, грамотные предложения. Например:

Перед вами мнемодорожка. Помогите мне по ней составить предложение.

Составьте мнемодорожку самостоятельно. Начать работу нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего в её состав. Например: Кто это? Где живет мышка? (В норке). Что любит кушать? (Сыр). Кого боится? (Кошки). После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.

В старшей и подготовительной группе мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц.

В отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца; количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9; здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи. Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Раскрашивание отдельных элементов таблицы или участие в их составлении делает запоминание информации еще более эффективным, а мелкие движения кистями рук способствуют развитию речи. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек. Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку. Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

Разработаны мнемотаблицы обучающие определенному алгоритму действия. Например, одеваем куклу на прогулку или обучаем ребят правильно мыть руки.

Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать фрукт, овощ, игрушку, любую профессию, одежду, сезонные изменения. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок, ребусов. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,тот слёзы проливает.

(Лук)

Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь).

Так же можно разгадывать зашифрованные пословицы.

Используя мнемотаблицы можно пересказывать сказки. В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы: Читаем сказку вслух. Рассматриваем изображения в таблице.

На этих примерах видно, что в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение, рассказать сказку или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Я могу предложить вам свою картотеку дидактических игр и упражнений с использованием мнемотехники. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Использование мнемотехники в работе педагога»

МКДОУ Забитуйский д/с группа «Пчёлка»     Мастер-класс «Использование мнемотехникив работе педагога»...

Мастер класс: «Использование мнемотехники в работе педагога»

    Мастер класс: «Использование мнемотехники в работе педагога» направлено на облегчение детям связной речью, развитию образной памяти, логического мышления....

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе по развитию речи с дошкольниками"

Прентация проведения семинара-практикума с педагогами по использованию современных технологий в развитии речи дошкольниковю...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе педагога»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. Ушин...

Практическая консультация для молодых педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Практическая консультация  с молодыми педагогами по теме "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" направлена  для передачи опыта работы по применению тех...

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи речи в ДОУ".

Мастер- класс "Использование мнемотехники в работе педагогов по развитию речи в ДОУ"...