Практическая консультация для молодых педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Практическая консультация с молодыми педагогами по теме "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" направлена для передачи опыта работы по применению технологии "Мнемотехника" в работе с детьми в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая консультация для молодых педагогов
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатели:
Гилева Р.Ш.1категория
Попова Г.А 1 категория
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Задачи:
- Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с
особенностями и приёмами мнемотехники;
- Познакомить с этапами работы и показать различные варианты
использования мнемотаблиц;
- Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.
Оборудование: Листы бумаги, карандаши, «Цветик - семицветик» мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, чемоданчики.
Ожидаемые результаты:
получение педагогами представления о мнемотехнике ;
внедрение в образовательный процесс метод работы с мнемотаблицами для развития связной речи детей дошкольного возраста.
Ход консультации:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Ушинский К. Д.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Знакомство». Вы по очереди представляетесь и называете личное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Рая – ранимая, радостная. Галя – галантная и т д. Молодцы, вот мы и познакомились.
Тема нашей с вами встречи - «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми.
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- бедность речи, недостаточный словарный запас.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- восприятие
- развивает кругозор
- развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
- «Подскажи словечко»,
- «Найди пару»
- «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
- «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы - схемы можно использовать:
- при заучивании стихотворений
- при заучивании стихов
- при пересказах художественной литературы
- при обучении составлению рассказов
- при отгадывании и загадывании загадок
- для обогащения словарного запаса
- при обучении составу числа
- при воспитании культурно-гигиенических навыков
- при воспитании навыков самообслуживания
- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
- Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
- быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
- соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, сейчас предлагаю перейти к практической части .
1 практическое задание "Зашифруй слово" (кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы)
Задание: педагогу предлагается слово, которое необходимо зарисовать «закодировать в рисунок».
Слова: холодно, радость, бежать, сидеть, подарок, осень, вода, любить, злость, мороз.
2 практическое задание "Нарисуй стихотворение"
Особенно эффективно применение мнемотехники при разучивании стихотворений, потешек и чистоговорок, т.к. облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Попробуем вместе составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения
В.Орлова
«Почему медведь зимой спит»
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд –
Не малина и не мёд!
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.
Стихотворение «нарисовано", мнемотаблица готова. Глядя на свои схемы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Так можно «зашифровать» любой текст.
3 практическое задание Игра " Цветик-семицветик"
Задание: на лепестках цветка зашифрованы пословицы и скороговорки, вам нужно расшифровать и прочитать (отрываем по лепестку)
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«На дворе трава, на траве дрова»
«У четырех черепашек четыре черепашонка»
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
«Цыплята и курица пьют чай на улице»
А теперь наоборот попробуем зашифровать пословицы:
«Семеро одного не ждут»
«Готовь сани летом, а телегу зимой»
«Глаза боятся, руки делают»
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
4 практическое задание " Опиши и расскажи"
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Составление рассказов считается сложным типом монологической речи. Мнемотехника выступает в качестве помощника, подсказки, в результате ее использования у детей преодолевается неуверенность в себе, они учатся выделять главное в рассказе, отделять его от второстепенного.
Задание: опираясь на предложенную схему необходимо рассказать нам о времени года.
5 практическое задание "Отгадай загадку"
Мнемотаблицы можно использовать при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков определять объект.
Задание: вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :
Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук) Отгадали? Догадались о чём речь?
А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
6 практическое задание" Перессказ по мнемотаблице"
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Задание: и так, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблицы к русским народным сказкам. Выберите мнемотаблицу и попробуйте пересказать. (Педагоги пересказывают сказку, используя мнемотаблицу).
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Мы предлагаем оценить нашу сегодня работу. Перед вами лежат чемоданчики, напишите, пожалуйста, отзывы о сегодняшнем практикуме.
Всем спасибо, до свидания!
Список литературы
1.Большова Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
2.Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15
3.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
4.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
мнемотаблицы...
Консультация для воспитателей: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных нагрузок. Приемы мнемотехники ...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
консультация для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Материал научит как быстро запоминать,учить тексты,стихи,рассказы....
консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...
Консультация для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении...