Практическая консультация для молодых педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Гилева Рафига Шамильевна

Практическая консультация  с молодыми педагогами по теме "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" направлена  для передачи опыта работы по применению технологии "Мнемотехника" в работе с детьми в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая консультация  для молодых педагогов

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатели:

Гилева Р.Ш.1категория

Попова Г.А 1 категория

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Задачи:

  • Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с

особенностями и приёмами мнемотехники;

  • Познакомить с этапами работы и показать различные варианты      

использования мнемотаблиц;  

  • Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.    

Оборудование: Листы бумаги, карандаши, «Цветик - семицветик» мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, чемоданчики.

Ожидаемые результаты:

получение педагогами представления о мнемотехнике ;

внедрение в образовательный процесс метод работы с мнемотаблицами для развития связной  речи детей дошкольного возраста.

Ход консультации:

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Ушинский К. Д.

        Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады  приветствовать вас. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Знакомство».  Вы по очереди представляетесь и называете личное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Рая – ранимая,  радостная. Галя – галантная и т д. Молодцы, вот  мы и познакомились.

        Тема нашей с вами встречи -  «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Сегодня нам  хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника»  – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

  • бедность речи, недостаточный словарный запас.
  • употребление нелитературных слов и выражений.
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • восприятие
  • развивает кругозор
  • развивает все стороны речи

         Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

  • «Подскажи словечко»,
  • «Найди пару»
  • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
  • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы - схемы можно использовать:

  • при заучивании стихотворений
  • при заучивании стихов
  • при пересказах художественной литературы
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составу числа
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
  • Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, сейчас предлагаю перейти к практической части .

1 практическое задание "Зашифруй слово" (кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы)

Задание: педагогу предлагается слово, которое необходимо зарисовать «закодировать в рисунок».

Слова: холодно, радость, бежать, сидеть, подарок, осень, вода, любить, злость, мороз.

2 практическое задание "Нарисуй стихотворение"

Особенно эффективно применение мнемотехники при разучивании стихотворений, потешек и чистоговорок,  т.к. облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Попробуем вместе составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения

В.Орлова

«Почему медведь зимой спит»

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.

Стихотворение «нарисовано", мнемотаблица готова. Глядя на свои схемы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Так можно «зашифровать» любой текст.

3 практическое задание  Игра " Цветик-семицветик"

Задание:  на лепестках цветка зашифрованы пословицы и скороговорки, вам нужно расшифровать и  прочитать (отрываем по лепестку)

 «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

 «Под лежачий камень вода не течёт»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«На дворе трава, на траве дрова»

«У четырех черепашек четыре черепашонка»

 «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

«Цыплята и курица пьют чай на улице»

А теперь наоборот попробуем зашифровать пословицы:

«Семеро одного не ждут»

«Готовь сани летом, а телегу зимой»

«Глаза боятся, руки делают»

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

4 практическое задание " Опиши и расскажи"

Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов.  Составление рассказов считается сложным типом монологической речи. Мнемотехника выступает  в качестве помощника, подсказки, в результате ее использования у детей преодолевается неуверенность в себе, они учатся выделять главное в рассказе, отделять его от второстепенного.

Задание: опираясь на предложенную схему  необходимо рассказать  нам о времени года.

5 практическое задание "Отгадай загадку"

Мнемотаблицы можно использовать при составлении и отгадывании загадок.  Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков определять объект.

Задание: вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук) Отгадали? Догадались о чём речь?

А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :

 Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

6  практическое задание" Перессказ по мнемотаблице"

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Задание:  и так, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблицы  к русским народным  сказкам. Выберите  мнемотаблицу и попробуйте пересказать. (Педагоги пересказывают  сказку, используя мнемотаблицу).

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь

Рефлексия

 Уважаемые коллеги! Мы предлагаем оценить нашу сегодня работу. Перед вами лежат чемоданчики, напишите, пожалуйста, отзывы о сегодняшнем практикуме.

Всем спасибо, до свидания!

Список литературы

1.Большова Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб:         Детство-Пресс , 2011

2.Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15

3.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115

4.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных нагрузок. Приемы мнемотехники ...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

консультация для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Материал научит как быстро запоминать,учить тексты,стихи,рассказы....

консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении...