теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

     К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие. Ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста.

/КОНСУЛЬТАЦИЯ     ДЛЯ     ВОСПИТАТЕЛЕЙ/

    Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба  пути познания тесно связаны между собой. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны и непрочны.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

     К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие. Ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущения являются основным источником знаний человека о внешнем мире и собственном теле.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Ощущения имеют рефлекторный характер. Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений:

  • зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза;
  • слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музыки или шума;
  •  вибрационные — способность улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы);
  • обонятельные — отражают запахи окружающих предметов;
  •  вкусовые;
  •  кожные: тактильные (ощущение прикосновения), температурные и болевые;
  •  статические — сигнализируют о положении тела в пространстве;
  •  органические — чувство голода, жажды, насыщения, боли.

Восприятие - это процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Таким образом, сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

  1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
  2. 2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=89549f6d68b8ca168b7716ca90b709b7-l&n=13

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08fb/00127f8a-34b5d948/hello_html_332ada4.jpg

  1. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
  2. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
  1. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
  2. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bdf/0008704e-cd7a93fe/hello_html_m52342cf.jpg

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться, тем лучше он будет учиться в школе.



Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательская деятельность

как средство сенсорного развития детей раннего возраста

/КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ/

       

         Ребёнок – это маленький  исследователь окружающего мира, который открывается для него  через опыт личных ощущений и  действий, через  познание и исследование.

https://images.ua.prom.st/1977377375_w640_h640_igrushki.jpg

         В ходе исследования, заключающегося в практическом знакомстве с предметами и объектами окружающего мира, их особенностями и свойствами, совершенствуется все психические процессы ребёнка: восприятие, память, внимание, развивается мышление и речь, что  является основой формирования познавательно-исследовательской деятельности.   Важной её составляющей   является и сенсорная культура.  

        Ранний возраст является  периодом активного экспериментирования ребёнка с предметным миром: вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое  вызывает у него исследовательский интерес. Действия с предметами развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивую познавательную мотивацию, являющейся основой дальнейшего активного   развития и успешного обучения.

       Сенсорное развитие ребёнка - это развитие  восприятия ребенка  и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

       Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить.

Средством сенсорного развития детей является организация  познавательно-исследовательской деятельности, среды. 

 

 Дидактические игры Д/И «Нарядим солнышко» Д/И ,,Сложи мозаику” Д/И ,   

       

 Для организации познавательно – исследовательской деятельности в группе должны быть созданы  условия: сенсорный стол (лабиринты, деревянные каталки и шнуровки, стучалки, логические домики, кубы и  многое другое), набор «Водный мир» для игр с водой, космический песок в мини-песочнице, оборудование для игры с манкой, фасолью; разнообразные деревянные  вкладыши, крупные и средние конструкторы, пирамидки и многое другое.

         Для более эффективного  развития  процесса познания и организации с детьми раннего возраста познавательно - исследовательской деятельности необходимо    использование  разнообразных сенсорно-игровых  пособий, которые можно создавать и своими руками. В процессе мы поняли, что здесь не обойтись без творческого подхода.

         Каждое из пособий  должно быть заранее продумано: материал, безопасность, оформление, а самое главное, то каким образом  будет использоваться для достижения основной цели, а именно развития у детей  познавательно - исследовательской деятельности. В процессе изготовления каждого пособия приходили новые идеи и решения, которые помогали  модернизировать и обогащать  развивающую значимость пособия - игры. После этого нами были разработаны и небольшие рекомендации по использованию готовой игры, продуманы варианты её применения в организации  познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста.

          Исследовательские действия детей  раннего возраста встроены в предметно-манипулятивную деятельность. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51b2ce9ada3/1070133_22.jpeg

 

Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств веществ, а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность.

Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.

       В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия.

          Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно!



Предварительный просмотр:

Методика сенсорного воспитания

 детей раннего возраста.

/КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ/

     Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах.    Обследование – это основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Но существуют правила общие для всех видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

https://i7.photo.2gis.com/images/branch/13/1829587373532507_3389.jpg

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. В частности, детям раннего возраста можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а так же игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

   https://kolyaski-land.ru/wp-content/uploads/7/a/c/7ac1501334aaa719b84b9d4bbdf068f0.jpe

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов

воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д. https://i4.stat01.com/2/4081/140800446/afacdb/piramidka-knopa-87072-sorter-gribochek.jpg

Ещё одним необходимым принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип последовательности, обусловливаемый в ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Так же важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 г. — 1 г. 3 мес. 1—2 раза в неделю, с детьми постарше — 1 раз в 2 недели. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и других.

Сами занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше.

https://1.bp.blogspot.com/-u5upodV_Pt8/Xi35j0-3AwI/AAAAAAAAAKE/qVWErH4Z4sgRK7o8rH0Ic6VxKdNBtwFUQCLcBGAsYHQ/s1600/IMG_2019-11-11_091216.jpg

Число занимающихся детей может быть разным — от 3—4 до 6—8, в зависимости от возраста и степени обучаемости. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2—4 детей постарше возрастом.

 Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6—8 детей.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто.

https://i0.wp.com/ihappymama.ru/wp-content/uploads/2016/09/archive_Fotolia_22348438_L.jpg?w=1024&ssl=1

Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с 1 г.). Но бывает, что большинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет.

Таким образом, методика работы с детьми раннего возраста – это поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. И оборвать этот процесс – значит оборвать сенсорное развитие и воспитание ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический обзор по теме: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Интересная информация для воспитателей групп младшего возраста и родителей детей в возрасте от 1-3 лет....

Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»  Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говор...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»...

Сенсорное развитие - как основа умственного развития детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.В истории дошкольной пед...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Продолжаем знакомиться с материалом по сенсорному воспитанию детей. Надеюсь, вам пригодиться....