Системно - деятельностный подход в детском экспериментировании, как фактор развития творческого потенциала дошкольника
учебно-методический материал
Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gubanova_eksperimentalnaya.ppt | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С приходом в жизнь детского сада ФГОС ДО перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно - образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере обеспечивает системно-деятельностный подход в образовании. Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребёнка. ФГОС ДО предъявляет высокие требования к созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для личной инициативы и формированию творческих способностей, и определяет познавательно — исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребёнка. Поэтому, развитие творческих способностей, в том числе зависит от экспериментирования и является актуальным в образовательном процессе.
одна из форм организации детской деятельности…» (Н.Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем .
Коммуникативная деятельность Игровая деятельность Конструкторско-модельная деятельность Изобразительная деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд
В процессе экспериментирования у воспитанников формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А это отражается в целевых ориентирах. В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка»… В младшем дошкольном используются пальчиковые игры, потешки, игры- шумелки …
В игровой деятельности достаточно широко используются мыслительные эксперименты (развивающие игры, действия, рассуждения которых проходят в уме). Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. Играя с младшими дошкольниками, используются следующие игры: «Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?». «Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Маша-Растеряша», «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.
В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями: из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.
В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например: «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в зеркале; А. Усачев «Умная собачка Соня» (кладезь идей для опытов и экспериментов) , «Умный язычок» (определение вкуса), «Где можно увидеть радугу?»
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в изобразительной деятельности , а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку и т.д.). В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.
В процессе конструкторско – модельной деятельности дети осваивают новые слова и понятия, развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности, воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность. Согласно возрасту и особенностей интересов детей педагоги используют разные типы и виды конструирования. Дети уже с самого младшего возраста экспериментируют с цветом, фактурой, формой; используют различные материалы. Конструирование из строительного материала, из бумаги, из природного материала, из крупногабаритных модулей показывает, что в каждом из них ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке. В старшем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность происходит не только во время наблюдений, но и в исследовательских проектах.
Экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений. В ходе опытной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно - экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития воспитанников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для того, чтобы применять детское экспериментирование необходимо обогащать развивающую предметно-пространственную среду материалами и оборудованием для всех видов деятельности: дидактические игры, наглядно-иллюстративные пособия, различные виды конструкторов, материалы для нетрадиционных техник рисования, картотеки опытов, пополнять уголок экспериментирования приборами-помощниками и материалами для исследования и т. д.
Первыми помощниками ребенка по развитию активной деятельности в экспериментировании являются родители, но как показывает практика, они мало уделяют своим детям внимания и поддержки, поэтому необходима методическая помощь в повышение компетентности родителей в организации работы по развитию активности дошкольников в процессе экспериментирования дома. Информирование родителей через: информационные стенды папки-передвижки буклеты, памятки Проведение для родителей: открытых занятий мастер-классов семинаров-практикумов Оформление выставок в группе на выставках детского сада
Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. На занятиях по окружающему миру и в процессе самостоятельной деятельности воспитанников нужно преподносить не готовые истины, а дать возможность ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, чтобы дать возможность приходить к желаемому результату своего исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду.
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....
Реализация системно - деятельностного подхода в детском саду
В статье описан системно- деятельностный подход , реализующий в практике работы педагогов по подготовке детей к школе в условиях ФГОС....
Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта....
Развитие творческого потенциала дошкольников посредством реджио- подхода
Развитие творческого потенциала дошкольников посредством реджио- подхода...
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей дошкольников»
Тема: «Детское экспериментирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Цель мастер- класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по исполь...