Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя».
статья (младшая группа)

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя»

Актуальность.

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной.

 

Информационная карта проекта.

Цель проекта:

Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;

2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;

4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)

Тип проекта: групповой, социально — практический

Участники: воспитатель, дети 1младшей группы, родители.

Ожидаемый результат:

• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;

• Дети активно участвуют в играх;

• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;

• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;

• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.

Формы работы с детьми:

• элементы телесной терапии (обнять, погладить);

• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;

• игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;

• элементы театрализованной деятельности;

• исполнение фольклора во всех режимных моментах;

• релаксационные игры;

• игры с песком и водой:

• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

• элементы закаливающих мероприятий.

Этапы работы:

I. Организационный

• Пополнение предметно – развивающей среды;

• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;

• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;

• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;

• Составление перспективного плана на адаптационный период.

II. Основной

• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;

• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;

• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;

• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.

работа с родителями.

II. Заключительный (презентационный)

• Мониторинг адаптации карт;

• Подготовка презентации по проекту.

План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:

1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.

• «Давайте познакомимся»

• «Кто у нас хороший?»

• «Как тебя зовут?»

• Здравствуйте, ладошки»

• «Здравствуй правая рука…»

• «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»

• «Поможем помириться Лисе и зайчику».

• «Солнышко и дождик»

2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

• Игры с мыльными пузырями

• «Солнечные зайчики»

• Игры с воздушными шарами

• Игры с детскими вертушками

• Игры с музыкальными игрушками

• Использование потешек–уговорок

• Игры с песком и водой

3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.

• «Научим Степашку умываться»

• «Я тебе перед едой руки вымою водой»

• «Послушная ложка»

• «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»

• «Напоим кукол чаем»

• «Оденем куклу Лизу на прогулку»

• «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»

• «У нас в группе беспорядок»

• Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».

4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

• «Я куклу Наташу катаю в коляске»

• «Спрячем ёжика»

• «Покажем Степашке наши кроватки»

• «Мишка косолапый манит деток лапой»

• «По дорожке Настя шла»

План работы с родителями на адаптационный период.

Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.

1. Анкетирование

2. Консультации:

• «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

• «Значение режима дня для воспитания ребёнка»

• «Профилактика простудных заболеваний»

• «Театрализованные игры в помощь при адаптации»

• «Речевые игры по дороге в детский сад»

• Родительское собрание «Давайте познакомимся»

• Совместная работа с родителями по изготовлению куклы «Королевы Осени» на выставку поделок «Осенняя сказка».

• Совместная экскурсия по городу «Осенний Шлиссельбург».

• Оформление фото –выставки «Адаптируемся играя».

Реализация проекта

Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.

В июне 2019 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками.

На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1)

В сентябре 2019 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.

Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2)

На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3)

Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За два месяца нашей адаптации они приняли активное участие в родительском собрании, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осенняя сказка», пришли на мастер – класс по изготовлению куклы «Королевы Осени».

К концу октября нашу группу посещает 20 детей.

Результат проекта

Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.

Положительно складываются отношения в детском коллективе.

У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.

Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что адаптационный период протекает успешно: лёгкая адаптация наблюдается у 14детей (70%, средняя адаптация наблюдается у 6 детей (30%, тяжёлая адаптация отсутствует.

Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности.

Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над ним.

Список литературы:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

4. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.

5. Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». Для работы с детьми 2-7 лет. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

6. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И, «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС ДО.

Приложение:

«Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить детей между собой. Учить называть друг друга по именам.

Ход игры: Дети с педагогом становятся в круг. У воспитателя в руках игрушка. От её имени педагог знакомится с каждым ребёнком, побуждая детей назвать своё имя.

«Кто у нас хороший»

Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Воспитатель выводит и обнимает его.

Ванечка хороший (Олечка хорошая,

Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

«Ванюшка светловолосый. с темными глазами, красивый. Сильный и не плакса», — говорит педагог. («Олечка хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется. Помогу…» «Дима хороший. Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…»)

Расхвалив 5- 6 детей, педагог приглашает всех детей к себе.

Педагог по очереди обнимает детей: «Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю».

«Как тебя зовут?»

Цель: Знакомство с вновь поступающими детьми.

Ход игры: Дети садятся на ковёр образовав круг. Воспитатель передаёт мяч с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребёнок отвечает и дальше передаёт мячик с тем же вопросом.

«Здравствуйте ладошки»

Цель: Формирование контроля над движениями, развитие умения различать части своего тела.

Ход игры: Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! — Пружинка.

Топ-топ-топ! — Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево.

Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками.

Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью.

Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, ребята! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Здравствуйте! — Машут рукой.

«Здравствуй правая рука»

Цель: Настроить детей на доброжелательный лад, учить здороваться при встрече.

«Солнышко и дождик»

Цель: Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения по сигналу воспитателя.

Ход игры: Воспитатель берёт зонтик и предлагает детям погулять:

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:

Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте,

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ,

Топ-топ — топ (пауза).

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее прячьтесь под зонтик ко мне!». Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи…

«Солнечные зайчики»

Цель: Создать положительную атмосферу, помочь детям эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение

Ход игры: Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.

Игры с мыльными пузырями «Кто больше поймает пузырей»

Цель: Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение.

Ход игры: Дети гоняются за мыльными пузырями, пытаясь как можно больше их «поймать.

«Оденем куклу Лизу на прогулку»

Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Ход игры: Чтение стихотворения Благининой «Новая одежда».

Воспитатель говорит, что кукла Лиза уже позавтракала и хочет гулять. Показ и рассматривание новой одежды для Лизы. Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку, сопровождая действия чтением потешек (Вот они сапожки., Моя Катя маленька.)

«У нас в группе беспорядок»

Цель: Формировать навык ориентироваться в группе, умывальной, раздевалке. Учить детей поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве детского сада и дома.

Ход игры: Чтение стихотворения «Маша – растеряша».

Беседа по содержанию стиха. Воспитатель создаёт условия для появления куклы Петрушки в группе. Расстановка принесённых предметов по местам.

«По дорожке Настя шла»

Цель: Учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства, самостоятельность, внимание. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости.

Ход игры: Все дети ходят по кругу, а тот, кого выбрал педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:

По дорожке Настя шла,

Настя тапочки нашла.

Настя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

Стала Настя выбирать,

Кому тапочки отдать

Никите тапки хороши.

На, надень и попляши.

Все напевают плясовую мелодию, а первый ребёнок и выбранный им свободно пляшут внутри круга. Затем первый ребёнок возвращается в круг, а выбранный им остаётся в кругу, и игра начинается сначала.

Игры с песком.

Цель: Познакомить со свойствами песка, помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком.

Игры с водой.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой.

Использование потешек – уговорок.

Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

Не плачь, не плач,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

У лисы боли,

У волка боли,

У Николаши боль

На берёзку в лес улети

Ай лады, лады, лады!

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Приложение 4.

1. Предметно-развивающая среда группы.

2. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

3. Игры–забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

4. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование

культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

5. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

6. Приобщение родителей в процесс адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя»

Актуальность.

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной.

Информационная карта проекта.

Цель проекта:

Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;

2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;

4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)

Тип проекта: групповой, социально — практический

Участники: воспитатель, дети 1младшей группы, родители.

Ожидаемый результат:

• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;

• Дети активно участвуют в играх;

• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;

• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;

• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.

Формы работы с детьми:

• элементы телесной терапии (обнять, погладить);

• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;

• игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;

• элементы театрализованной деятельности;

• исполнение фольклора во всех режимных моментах;

• релаксационные игры;

• игры с песком и водой:

• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

• элементы закаливающих мероприятий.

Этапы работы:

I. Организационный

• Пополнение предметно – развивающей среды;

• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;

• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;

• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;

• Составление перспективного плана на адаптационный период.

II. Основной

• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;

• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;

• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;

• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.

работа с родителями.

II. Заключительный (презентационный)

• Мониторинг адаптации карт;

• Подготовка презентации по проекту.

План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:

1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.

• «Давайте познакомимся»

• «Кто у нас хороший?»

• «Как тебя зовут?»

• Здравствуйте, ладошки»

• «Здравствуй правая рука…»

• «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»

• «Поможем помириться Лисе и зайчику».

• «Солнышко и дождик»

2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

• Игры с мыльными пузырями

• «Солнечные зайчики»

• Игры с воздушными шарами

• Игры с детскими вертушками

• Игры с музыкальными игрушками

• Использование потешек–уговорок

• Игры с песком и водой

3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.

• «Научим Степашку умываться»

• «Я тебе перед едой руки вымою водой»

• «Послушная ложка»

• «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»

• «Напоим кукол чаем»

• «Оденем куклу Лизу на прогулку»

• «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»

• «У нас в группе беспорядок»

• Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».

4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

• «Я куклу Наташу катаю в коляске»

• «Спрячем ёжика»

• «Покажем Степашке наши кроватки»

• «Мишка косолапый манит деток лапой»

• «По дорожке Настя шла»

План работы с родителями на адаптационный период.

Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.

1. Анкетирование

2. Консультации:

• «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

• «Значение режима дня для воспитания ребёнка»

• «Профилактика простудных заболеваний»

• «Театрализованные игры в помощь при адаптации»

• «Речевые игры по дороге в детский сад»

• Родительское собрание «Давайте познакомимся»

• Совместная работа с родителями по изготовлению куклы «Королевы Осени» на выставку поделок «Осенняя сказка».

• Совместная экскурсия по городу «Осенний Шлиссельбург».

• Оформление фото –выставки «Адаптируемся играя».

Реализация проекта

Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.

В июне 2019 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками.

На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1)

В сентябре 2019 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.

Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2)

На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3)

Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За два месяца нашей адаптации они приняли активное участие в родительском собрании, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осенняя сказка», пришли на мастер – класс по изготовлению куклы «Королевы Осени».

К концу октября нашу группу посещает 20 детей.

Результат проекта

Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.

Положительно складываются отношения в детском коллективе.

У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.

Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что адаптационный период протекает успешно: лёгкая адаптация наблюдается у 14детей (70%, средняя адаптация наблюдается у 6 детей (30%, тяжёлая адаптация отсутствует.

Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности.

Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над ним.

Список литературы:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

4. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.

5. Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». Для работы с детьми 2-7 лет. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

6. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И, «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС ДО.

Приложение:

«Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить детей между собой. Учить называть друг друга по именам.

Ход игры: Дети с педагогом становятся в круг. У воспитателя в руках игрушка. От её имени педагог знакомится с каждым ребёнком, побуждая детей назвать своё имя.

«Кто у нас хороший»

Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Воспитатель выводит и обнимает его.

Ванечка хороший (Олечка хорошая,

Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

«Ванюшка светловолосый. с темными глазами, красивый. Сильный и не плакса», — говорит педагог. («Олечка хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется. Помогу…» «Дима хороший. Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…»)

Расхвалив 5- 6 детей, педагог приглашает всех детей к себе.

Педагог по очереди обнимает детей: «Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю».

«Как тебя зовут?»

Цель: Знакомство с вновь поступающими детьми.

Ход игры: Дети садятся на ковёр образовав круг. Воспитатель передаёт мяч с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребёнок отвечает и дальше передаёт мячик с тем же вопросом.

«Здравствуйте ладошки»

Цель: Формирование контроля над движениями, развитие умения различать части своего тела.

Ход игры: Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! — Пружинка.

Топ-топ-топ! — Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево.

Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками.

Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью.

Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, ребята! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Здравствуйте! — Машут рукой.

«Здравствуй правая рука»

Цель: Настроить детей на доброжелательный лад, учить здороваться при встрече.

«Солнышко и дождик»

Цель: Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения по сигналу воспитателя.

Ход игры: Воспитатель берёт зонтик и предлагает детям погулять:

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:

Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте,

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ,

Топ-топ — топ (пауза).

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее прячьтесь под зонтик ко мне!». Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи…

«Солнечные зайчики»

Цель: Создать положительную атмосферу, помочь детям эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение

Ход игры: Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.

Игры с мыльными пузырями «Кто больше поймает пузырей»

Цель: Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение.

Ход игры: Дети гоняются за мыльными пузырями, пытаясь как можно больше их «поймать.

«Оденем куклу Лизу на прогулку»

Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Ход игры: Чтение стихотворения Благининой «Новая одежда».

Воспитатель говорит, что кукла Лиза уже позавтракала и хочет гулять. Показ и рассматривание новой одежды для Лизы. Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку, сопровождая действия чтением потешек (Вот они сапожки., Моя Катя маленька.)

«У нас в группе беспорядок»

Цель: Формировать навык ориентироваться в группе, умывальной, раздевалке. Учить детей поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве детского сада и дома.

Ход игры: Чтение стихотворения «Маша – растеряша».

Беседа по содержанию стиха. Воспитатель создаёт условия для появления куклы Петрушки в группе. Расстановка принесённых предметов по местам.

«По дорожке Настя шла»

Цель: Учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства, самостоятельность, внимание. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости.

Ход игры: Все дети ходят по кругу, а тот, кого выбрал педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:

По дорожке Настя шла,

Настя тапочки нашла.

Настя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

Стала Настя выбирать,

Кому тапочки отдать

Никите тапки хороши.

На, надень и попляши.

Все напевают плясовую мелодию, а первый ребёнок и выбранный им свободно пляшут внутри круга. Затем первый ребёнок возвращается в круг, а выбранный им остаётся в кругу, и игра начинается сначала.

Игры с песком.

Цель: Познакомить со свойствами песка, помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком.

Игры с водой.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой.

Использование потешек – уговорок.

Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

Не плачь, не плач,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

У лисы боли,

У волка боли,

У Николаши боль

На берёзку в лес улети

Ай лады, лады, лады!

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Приложение 4.

1. Предметно-развивающая среда группы.

2. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

3. Игры–забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

4. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование

культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

5. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

6. Приобщение родителей в процесс адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада. «Водичка, вода, мы с тобой друзья!»

Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению, развитие творческого потенциала детей  в играх с водой...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...

Педагогический проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада

Адаптация – приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями....

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада " Адаптируемся играя"

Цель: Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольнрго возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности....

Проект "Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада "Адаптируемся, играя""

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него услови...

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «В детский сад идти пора»

Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные дл...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада "В детский сад без слез"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как воспитатель сумеет понять нужды, интересы ребенка, вовремя снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов ...