Проект "Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада "Адаптируемся, играя""
проект по психологии

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. С данной проблемой сталкиваются не только дети, но и их родители. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptiruemsya_igraya.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1» г. Сыктывкара

«Челядьöс 1 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса

муниципальнöй асшорлуна учреждение

(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада

 «Адаптируемся, играя»

Составитель:

Е.М Жигайло - воспитатель

Сыктывкар – 2022

Вид проекта: групповой, социально — практический

По доминирующему методу: социально — практический

По характеру содержания: групповой

По числу участников: дети, воспитатели, родители

По времени проведения: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)

Интеграция: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Проблема: Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. С данной проблемой сталкиваются не только дети, но и их родители. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям.

Актуальность: именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным, мы считаем, реализацию проекта актуальной.

Предполагаемый результат:

• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;

• Дети активно участвуют в играх;

• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;

• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;

• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.

Цель проекта: создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;

2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;

4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.

Предварительная работа:

  1. Выбор темы

2. Определение цели и задач проекта;

3. Изучение интернет- ресурсов по теме,

4. Продумывание перспективного плана

Формы работы с детьми:

• элементы телесной терапии (обнять, погладить);

• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;

• игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;

• элементы театрализованной деятельности;

• исполнение фольклора во всех режимных моментах;

• релаксационные игры;

• игры с песком и водой:

• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

• элементы закаливающих мероприятий.

План работы с родителями на адаптационный период.

Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.

1. Анкетирование

2. Консультации:

• «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

• «Значение режима дня для воспитания ребёнка»

• «Профилактика простудных заболеваний»

• «Театрализованные игры в помощь при адаптации»

• «Речевые игры по дороге в детский сад»

• Оформление видеоролика «Адаптируемся, играя».

Поэтапное планирование проекта

I. Организационный

• Пополнение предметно – развивающей среды;

• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;

• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;

• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;

• Составление перспективного плана на адаптационный период.

II. Основной

• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;

• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;

• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;

• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.

II. Заключительный (презентационный)

• Мониторинг адаптации карт;

• Подготовка презентации по проекту.

План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:

1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

Задачи: познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.

• «Давайте познакомимся»

• «Кто у нас хороший?»

• «Как тебя зовут?»

• «Здравствуйте, ладошки»

• «Здравствуй правая рука…»

• «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»

• «Поможем помириться Лисе и зайчику».

• «Солнышко и дождик»

2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи: помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

• Игры с мыльными пузырями

• «Солнечные зайчики»

• Игры с воздушными шарами

• Игры с детскими вертушками

• Игры с музыкальными игрушками

• Использование потешек–уговорок

• Игры с песком и водой

3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

Задачи: учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.

• «Научим Степашку умываться»

• «Я тебе перед едой руки вымою водой»

• «Послушная ложка»

• «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»

• «Напоим кукол чаем»

• «Оденем куклу Машу на прогулку»

• «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»

• «У нас в группе беспорядок»

• Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».

4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

• «Я куклу Наташу катаю в коляске»

• «Спрячем ёжика»

• «Покажем Степашке наши кроватки»

• «Мишка косолапый манит деток лапой»

• «По дорожке Настя шла»

Реализация проекта

Изучив актуальность темы, мы сформулировали цели и задачи, разработали план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.

В августе 2022 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками.

На первом этапе своей работы мы собрали информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании нашей дальнейшей работы на адаптационный период.

В сентябре 2022 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.

Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку.

К середине сентября нашу группу посещает 18 детей.

Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку.

На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми.

Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За период адаптации они приняли активное участие в родительском собрании с элементами треннинга, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осень-дивная пора».

К концу ноября нашу группу посещает 21 ребенок из 22 детей (1 ребенок придет только в декабре 2022г).

Результат проекта

Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.

Положительно складываются отношения в детском коллективе. У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.

Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что в целом адаптационный период протекает успешно, за исключением 2 детей (их уровень социализации ограничивается только родителями, чаще мамой), что вызывает трудности адаптации к ДОУ. Еще 2 детей редко посещают ДОУ, т.к. часто болеют. Остальные 17 детей посещают детский сад целый день и это хороший результат.

Мы считаем, что такого результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям.

Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы помогаем преодолевать трудности этого периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

"Игры для адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада"

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. Период привыкания малышей к новым и непривычным для него условиям - довольно сложная задача для педагогов. Пе...

«Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада в процессе дидактической игры»

Эффективное формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада происходит в процессе дидактической игры. Эффективным средством развития познават...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада " Адаптируемся играя"

Цель: Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольнрго возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности....

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя».

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя»Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка млад...

Подвижная игра, как средство легкой и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Статья рассматривает подвижную игру как эффективное средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Подвижные игры помогают детям преодолеть страх перед новыми ситуаци...