Проект "Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада "Адаптируемся, играя""
проект по психологии
Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. С данной проблемой сталкиваются не только дети, но и их родители. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptiruemsya_igraya.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1» г. Сыктывкара
«Челядьöс 1 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса
муниципальнöй асшорлуна учреждение
(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада
«Адаптируемся, играя»
Составитель:
Е.М Жигайло - воспитатель
Сыктывкар – 2022
Вид проекта: групповой, социально — практический
По доминирующему методу: социально — практический
По характеру содержания: групповой
По числу участников: дети, воспитатели, родители
По времени проведения: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)
Интеграция: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Проблема: Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. С данной проблемой сталкиваются не только дети, но и их родители. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям.
Актуальность: именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным, мы считаем, реализацию проекта актуальной.
Предполагаемый результат:
• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;
• Дети активно участвуют в играх;
• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;
• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;
• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.
Цель проекта: создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.
Задачи:
1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;
2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;
3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;
4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;
5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;
7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.
Предварительная работа:
- Выбор темы
2. Определение цели и задач проекта;
3. Изучение интернет- ресурсов по теме,
4. Продумывание перспективного плана
Формы работы с детьми:
• элементы телесной терапии (обнять, погладить);
• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;
• игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;
• элементы театрализованной деятельности;
• исполнение фольклора во всех режимных моментах;
• релаксационные игры;
• игры с песком и водой:
• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
• элементы закаливающих мероприятий.
План работы с родителями на адаптационный период.
Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
1. Анкетирование
2. Консультации:
• «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
• «Значение режима дня для воспитания ребёнка»
• «Профилактика простудных заболеваний»
• «Театрализованные игры в помощь при адаптации»
• «Речевые игры по дороге в детский сад»
• Оформление видеоролика «Адаптируемся, играя».
Поэтапное планирование проекта
I. Организационный
• Пополнение предметно – развивающей среды;
• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;
• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;
• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;
• Составление перспективного плана на адаптационный период.
II. Основной
• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;
• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;
• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;
• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.
II. Заключительный (презентационный)
• Мониторинг адаптации карт;
• Подготовка презентации по проекту.
План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:
1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.
Задачи: познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.
• «Давайте познакомимся»
• «Кто у нас хороший?»
• «Как тебя зовут?»
• «Здравствуйте, ладошки»
• «Здравствуй правая рука…»
• «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»
• «Поможем помириться Лисе и зайчику».
• «Солнышко и дождик»
2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи: помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
• Игры с мыльными пузырями
• «Солнечные зайчики»
• Игры с воздушными шарами
• Игры с детскими вертушками
• Игры с музыкальными игрушками
• Использование потешек–уговорок
• Игры с песком и водой
3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.
Задачи: учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.
• «Научим Степашку умываться»
• «Я тебе перед едой руки вымою водой»
• «Послушная ложка»
• «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»
• «Напоим кукол чаем»
• «Оденем куклу Машу на прогулку»
• «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»
• «У нас в группе беспорядок»
• Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».
4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
• «Я куклу Наташу катаю в коляске»
• «Спрячем ёжика»
• «Покажем Степашке наши кроватки»
• «Мишка косолапый манит деток лапой»
• «По дорожке Настя шла»
Реализация проекта
Изучив актуальность темы, мы сформулировали цели и задачи, разработали план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.
В августе 2022 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками.
На первом этапе своей работы мы собрали информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании нашей дальнейшей работы на адаптационный период.
В сентябре 2022 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.
Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку.
К середине сентября нашу группу посещает 18 детей.
Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку.
На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми.
Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За период адаптации они приняли активное участие в родительском собрании с элементами треннинга, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осень-дивная пора».
К концу ноября нашу группу посещает 21 ребенок из 22 детей (1 ребенок придет только в декабре 2022г).
Результат проекта
Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.
Положительно складываются отношения в детском коллективе. У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.
Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.
Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что в целом адаптационный период протекает успешно, за исключением 2 детей (их уровень социализации ограничивается только родителями, чаще мамой), что вызывает трудности адаптации к ДОУ. Еще 2 детей редко посещают ДОУ, т.к. часто болеют. Остальные 17 детей посещают детский сад целый день и это хороший результат.
Мы считаем, что такого результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям.
Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.
Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы помогаем преодолевать трудности этого периода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!
В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...
"Игры для адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада"
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. Период привыкания малышей к новым и непривычным для него условиям - довольно сложная задача для педагогов. Пе...
«Формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада в процессе дидактической игры»
Эффективное формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада происходит в процессе дидактической игры. Эффективным средством развития познават...
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада " Адаптируемся играя"
Цель: Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольнрго возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности....
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя».
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя»Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка млад...
Подвижная игра, как средство легкой и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Статья рассматривает подвижную игру как эффективное средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Подвижные игры помогают детям преодолеть страх перед новыми ситуаци...