«Речевое развитие через предметно-пространственную среду»
консультация

Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников.Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Речевое развитие через предметно-пространственную среду»

Выполнила:

Турусова Татьяна Владимировна

Воспитатель

МБДОУ детский сад

№ 3 «Фонарик»

г. Саяногорск, 2023

«В пустых стенах ребенок не заговорит»
Елена Ивановна Тихеева.

Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности. Ребёнок не рождается со сложившейся речью, нельзя однозначно сказать, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить, правильно и чётко произносить звуки, связывать между собою слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

На формирование целостной картины мира и расширение кругозора, большое влияние оказывает организация предметно-пространственной развивающей среды, то есть необходимо создать условия для самостоятельной речевой деятельности дошкольников.

Для решения данного вопроса в нашей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя материальные объекты деятельности ребенка и возможность функционально моделировать содержание его всестороннего развития.

  • С целью создания условий для стимулирования речевой деятельности и речевого общения в нашей группе оформлен центр речевого развития.
    Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. Это: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики и многое другое.
    В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в центре: делают гимнастику для языка, играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы.

Содержание и обновление материала в уголке происходит периодически и зависит от темы недели, месяца, лексической темы, традиций и праздников, что соответствует принципу трансформируемости и вариативности предметно-пространственной среды.

  • Большое влияние на развитие речи оказывают правильно подобранные книги. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и незнакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям, развивает и обогащает речь.
    Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы чтецов. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

С детьми старшей и подготовительной группы мы посещаем детскую библиотеку. После таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.

  • Для развития речевого творчества организован уголок театрализованных игр, где находятся различные виды театра. Здесь ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Так же мы используем театр на фланелеграфе, театр на магните, которые предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев.
  • Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Юный мастер» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому в группе созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
  • «Центр природы». Развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга – положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность. В центре природы можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук: рисование песком; перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.); различные игры с природным материалом;

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...

Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

Представление группы по ФГОС ДО в предметно – пространственной развивающей среде по речевому развитию во второй группе раннего возраста.

В нашу группу ходят домашние дети, поэтому у нас ведется работа с родителями.На шкафчиках оформлены папки - передвижки.Здесь оформлен речевой уголок.Различные картотеки артикуляционных гимнастик и дых...

Предметно-пространственная развивающая среда по речевому развитию во всех возрастных группах детского сада

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Речевое развитие дошкольников через предметно-пространственную среду

laquo;В пустых стенах ребенок не заговорит». Речевое развитие через предметно-пространственную среду....