Работа с родителями в организации досуговой деятельности.
материал

Николаева Светлана Васильевна

Консультация по работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в организации досуговой деятельности.

Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания.       Каждая семья – это особый  уникальный мир. Здесь  нет и не может быть единых рецептов, штампов воспитания.  

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом  — одной из основных задач, стоящей перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка с взрослыми. 

Задачами детского сада являются:

- установление единства в воспитании детей,

- педагогическое просвещение родителей,

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Также важной задачей детского сада является привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Обучая и развивая ребенка,  наш коллектив,  совместно с  родителями, обеспечивают психологический комфорт, поддержку и любовь.

Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит важная и сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

 Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, любить и ценить окружающую его красоту. Как трудно бывает достучаться до пап и мам!

Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании.

Как же поступать в таких ситуациях? Как объяснить родителям необходимость совместной работы? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса, создать единую платформу развития ребенка в семье и ДОУ?

 Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

Педагоги, по мнению родителей, могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить в активную творческую деятельность. Но ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и талантливые.

Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

В нашем детском саду  используются  все подходы и формы взаимодействия с родителями, но хотелось бы отдельно выделить совместный досуг как одну из самых эффективных. Так любое совместное мероприятие позволяет устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Все досуги в основном построены на играх и развивают взаимоотношения детей и родителей посредством включения их в совместную деятельность.  

Первым и основным видом проведения досуговых форм сотрудничества являются праздники, утренники, концерты, соревнования. В этих мероприятиях родители  выступают  в роли непосредственных участников: составление сценария, чтение стихотворений, изготовление атрибутов, костюмов, участие в различных конкурсах,  игра  на музыкальных инструментах.

Совместное творчество детей и взрослых в подготовке и проведении  совместного досуга  проводится поэтапно. На первом этапе происходит обсуждение с родителями их участия в празднике. Далее, учитывая   индивидуальные особенности и личные пожелания, распределяем роли. На следующем этапе решаются вопросы, касающиеся организации праздника: подготовка атрибутов, элементов костюмов, необходимой наглядности.  

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов взаимодействия  с родителями, должна повыситься психолого-педагогическая грамотность родителей, они больше проявляют искренний интерес к жизни группы, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Сценарий семинара-практикума для родителей.

Тема«Новый год- семейный праздник»

Цель: Способствовать эмоционально положительному общению в семье. Обобщить опыт встречи Нового года, как семейной традиции.

Материал и оборудование: Презентация «С чего начинается Новый год», бумага, ручки (для всех родителей, скорлупа грецкого ореха (половинки, конфеты, фольга, нитки или узкая лента, полоски цветной бумаги, ножницы (для всех родителей, продукты для бутербродов, вата, длинная узкая лента (2 шт, карандаши (2 шт, небольшие коробки (2 шт)

Предварительная работа: Подготовка выставки «Ёлочная игрушка своими руками» - игрушки выполняют предварительно дома родители вместе с детьми.

Участники: родители.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своим опытом подготовки Нового года. Надеюсь, вы не только расскажете, как вы готовитесь к этому празднику, но и узнаете для себя что-то новое и примените это на практике.

Всем известна народная примета: как встретишь год, так его и проведёшь. И не удивительно, что каждый старается провести Новый год дома, в кругу семьи и близких друзей.

Если мы спросим наших детей «Что такое Новый год?». Большинство ответит, что это- подарки, конфеты, Дед Мороз (ответят некоторые, не спать ночью, салют, праздничный стол. Согласитесь, можно часто увидеть такую картину: взрослые веселятся за праздничным столом, а дети сидят около телевизора или без дела слоняются по квартире, ожидая праздничного салюта. Естественно, изобилие пищи и сладостей приводит к перееданию, а возможность долго не ложиться в кровать- к переутомлению. В итоге, с каждой встречей такого Нового года, у детей формируется «застольное» представление о празднике. Как же сделать Новый год общим семейным праздником, о котором и дети, и взрослые будут вспоминать с радостью?

Конечно же во многих семьях существуют красивые традиции встречи Нового года. Некоторые отправляются в лес и наряжают живую ёлку, или, если ель растёт во дворе, делают это во дворе. Кто-то отправляются в путешествие всей семьёй. А как вы встречаете Новый год? Расскажите о своих семейных традициях.

Родители рассказывают о подготовке и проведении семейного праздника (по желанию)

Ведущий: Давайте и мы свами вместе попробуем подготовиться к празднованию Нового года. У вас на столах листочки и ручки. Начнём с составления плана подготовки предстоящего празднования.

1пункт: Украшение ёлки.

Какие ёлки вы приобретаете и почему? (Родители объясняют). Конечно большинство предпочитают настоящую лесную красавицу, но не каждый может себе позволить живую ёлку в контейнере, поэтому есть замечательная альтернатива- композиция из веток. Такое украшение можно поставить в любой квартире, даже если не позволяет площадь. Много сейчас искусственных ёлок, которые прослужат вам не один год. Ну, я думаю, каждый уже давно обсудил с домашними, какую ёлку они поставят в этом году.

Большинство взрослых самостоятельно украшают ёлку, пока ребёнок в детском саду, стараясь сделать малышу сюрприз. На самом деле- это большое заблуждение. Детям, особенно нашим малышам (ведь этот Новый год для них фактически первый осознанный праздник, будет очень интересно самому развесить хотя бы пару игрушек. Вы увидите потом, как он всем гостям будет показывать, какие игрушки он развесил на ёлке сам. Мы привыкли украшать главный атрибут праздника покупными игрушками, а ведь раньше украшали самодельными игрушками, конфетами, пряниками, орехами. И делали игрушки совместно с детьми. Мы предлагаем вам несколько вариантов простейших ёлочных игрушек, которые вы сможете сделать дома с вашими малышами.

«Золотые орехи с пожеланиями»

Орех аккуратно расколоть на две половинки. Вложить в одну половинку конфету, в другую записку с пожеланием. Склеить орех, не забыв вклеить петельку, покрасить в золотой или серебряный цвет. Другой вариант: обернуть орех фольгой, вставив петельку.

«Фигурки»

Из алюминиевой фольги сделать фигурку (по желанию и фантазии, петельку прикрепить с помощью нитки и иголки.

Ведущий: А теперь я предлагаю украсить вашими игрушками ёлочку.

Во время украшения ёлки можно читать короткие стихи про игрушки. Например: Новый год — пора игры,

Здесь простор воображенью.

Что за чудо-украшенье

Новогодние шары!

Колокольчик серебристый –

Только тронь его слегка,

И услышишь голос чистый,

Как вода из родника.

Синий Дед Мороз и красный –

Их на елке целых два,

И поэтому неясно,

Кто всей елке голов

Вьются кудри серпантина

Вниз по елкиным ветвям,

Вьются по полу гостиной,

В коридор ползут к дверям,

Ёлку, ёлку нарядили!

Звёзды, звёзды прицепили!

Фонари – фонарики,

Бусинки и шарики!

А можно и поиграть в игру. Обратите внимание, какие замечательные иг-рушки вы с детьми сделали дома (выставка ёлочных игрушек, предвари-тельно сделанных родителями дома).

Игра«Найди игрушку по описанию»

Очень красиво на ёлочке будет смотреться снег. Для того чтобы создать снег на елке, нужно всего лишь нанести клей на ветки, а потом посыпать на них соль или пенопласт, натертый на терке. Более просто вариант – побрызгать на хвою блестящим лаком. Елочка готова.

2 Следующий этап нашего плана- украшение помещения.

Комнату и весь дом можно украсить различными гирляндами, мишурой, дождиком. Особенно детям нравится разрисовывать стёкла. Рисунок лучше наносить белой гуашью или зубной пастой. Такая «краска» после праздника легко смоется водой. Я предлагаю вам сделать простейшую гирлянду из цветной бумаги. У вас на столах разложены полоски цветной бумаги. Складываем бумагу вдоль пополам. Берём ножницы и аккуратно, стараясь на одинаковом расстоянии режем полоски с одной стороны бумаги, с другой, но не до конца. Теперь расправляем и немного вытягиваем бумагу.

Получилась очень красивая гирлянда. Соединяем все детали степлером. Такой гирляндой можно украсить любую комнату. А мы развесим её в нашей группе, на радость малышам.

3 Третьим пунктом в нашем плане будет оформление подарков. Постарайтесь, чтобы каждый член семьи получил подарок на Новый год. Подарки может вручить приглашённый Дед Мороз, а можно заранее спрятать и придумать какую - нибудь легенду, откуда здесь появились подарки. Оформить подарки лучше в яркие упаковки.

4 Этап

Составление праздничного меню. Большинство сталкиваются с такой про-блемой«Столько всего наготовила, а ребёнок ни к чему не притронулся». Так вот, составляя праздничное меню нужно учитывать вкусы всех членов семьи. Оформление блюд тоже необходимо. Если в вашей семье очень любят фрукты, то подайте их в виде ёлки. Если ваши близкие обожают салаты, обязательно оформите их в виде новогодних символов или символа наступающего года. Любят сладкое, пожалуйста- пряничный домик. Ваш ребёнок не представляет себе ужин без бутербродов, сделай те ему бутерброды, но не простые, праздничные. К приготовлению блюд привлекайте и малышей. Ребёнок с удовольствием принесёт, помоет, разложит, главное занят и не чувствует себя ненужным.

А мы попробуем приготовить бутерброды для детей.

5 пункт нашего плана- развлечения.

Заранее приготовьте конкурсы и всё необходимое к ним. При подготовке учитывайте возраст всех участников. 5-6 конкурсов достаточно для развлечения небольшой семьи. Если, конечно, у вас собралась шумная компания, нужно тщательно продумать каждый конкурс, возможность его проведения.

Проводятся конкурсы с родителями.

Забери подарок

Два участника. Две коробки (можно от обуви) с призами, завернутые в красивую бумагу. Привяжите ленточку (2 – 2,5 м) к каждой коробке, второй конец – к карандашу.

Ставим участников на одну линию, даем в руки карандаши. 1-2-3! Начинаем наматывать ленту на карандаш. Тот, у кого это получается быстрее, забирает приз.

Можно и пошутить. Пусть соревнуются ребенок и взрослый. В «детскую» коробку кладем что-то очень легкое, а во «взрослую» – гантельку… Пусть наматывает!

Удержи снежинку

Инвентарь: Вата.

Подготовка: из ваты делаются комочки, напоминающие снежинку.

Ведущий.

Игра: по сигналу ведущего участники начинают дуть снизу на комочек так, чтобы он летал как снежинка. Задача - не дать упасть "снежинке".

Победитель: участник, удержавший "снежинку" в воздухе дольше всех.

Ведущий: Новый год длится всего одну ночь и, если вы хорошо подготовитесь, то он останется в памяти у всех радостным, весёлым, взрывным семейным праздником. И ваши дети долго будут вспоминать, а в последующие годы уже и сами предлагать что-то интересное, незабываемое. И, если в вашей семье нет традиций встречи Нового года, то самое время их создавать, чтобы ребёнок чувствовал себя одним из организаторов семейных дел, чтобы у него сформировались чувство семьи и уверенности в собственной значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по работе с родителями по организациии игровой деятельности

Данный материал поможет родителям грамотно организоваывать игровую деятельность детей...

"Работа с родителями при организации проектной деятельности"

Данный материал содержит описание работы с родителями при организации проектной деятельности....

Презентация на тему: "Работа с родителями по организации культурно-досуговой деятельности в ДОУ"

Цель: обогатить воспитательный опыт родителей, повысить их родительско-педагогическую компетентность.Слайд 1: название презентации.Слайд 2: цели  и задачи проекта.Слайд 3: совместные мероприятия ...

«Участие педагогов и родителей в организации досуговой деятельности в ДОУ»

Детский досуг представляет собой комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество....

Нетрадиционные формы работы с родителями при организации досуговой деятельности

Нетрадиционные формы  работы с родителями при организации досуговой деятельности...

Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с воспитанниками старшей разновозрастной группы «Колосок»

Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на осн...

Презентация "Организация досуговой деятельности совместно с родителями" (из опыта работы).

quot;Организация досуговой деятельности совместно с родителями".(из опыта работы)...