«Участие педагогов и родителей в организации досуговой деятельности в ДОУ»
консультация на тему

Асабина Регина Владимировна

Детский досуг представляет собой комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 г.Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Консультация на тему:

«Участие педагогов и родителей в организации досуговой деятельности в ДОУ»

Музыкальный руководитель:

Асабина Р.В.

2017г.

                 Детский досуг представляет собой комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. При условии взаимодействия педагогов и родителей детский досуг, становится одним из важнейших средств социализации и индивидуализации личности дошкольника, позволяющих ребенку по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей в условиях детского сада и семьи. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших дошкольников понимается как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности.

     Педагогическими условиями эффективного взаимодействия детскою сада и семьи в организации содержательного досуга детей являются:

- использование поэтапной педагогической технологии взаимодействия воспитателей и родителей воспитанников;

- в качестве основы взаимодействия взрослых выступает идея наращивания педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей воспитанников в области организации содержательного детского досуга;

- организация развивающей среды в детском саду и семье для разных видов досуговой деятельности, что позволяет удовлетворить возрастные и индивидуальные склонности и интересы детей старшего дошкольного возраста. Для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в организации содержательного досуга детей необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей три взаимосвязанных этапа:

1.Создание общей установки на совместное решение задач использования содержательного досуга как средства воспитания и развития дошкольника;

2. Выработка и практическое осуществление общей идеи сотрудничества детского сада и семьи в организации взаимодополняющей содержательной досуговой деятельности старшего дошкольника, исходя из национального своеобразия культуры досуга, половозрастных и индивидуальных склонностей и интересов детей старшего дошкольного возраста;

3. Реализация единого, согласованного индивидуального ориентированного подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала средствами досуговой деятельности и организации совместной досуговой деятельности взрослых и детей.

       Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы, педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка. Взаимодействие необходимо строить на принципах совместной деятельности педагога, родителей и детей. При этом целью воспитания должно быть гармоничное развитие личности ребенка. 
Развитие гармонично развитой личности не возможно без участия родителей. Поэтому необходимо подвести родителей к пониманию того, что мы вместе должны объединить усилия в воспитании и развитии ребенка. Совместные требования родителей и воспитателей приведут к нужной цели- здоровый ребенок, умеющий творчески мыслить, соблюдающий общепринятые нормы поведения, а это один из параметров подготовленности к школе. Необходимо убедить родителей, что нет интересней и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка. А самое главное это не сложно и увлекательно. Ведь всем нравится выполнять то, что интересно. Если родители видят, что педагоги делают многое для того, чтобы детям было интересно, весело и комфортно в детском саду, тогда они охотнее идут на сотрудничество.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада, поэтому в работе с родителями педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи:
- Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей;
- Обогащать совместный эмоциональный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними;
- Развивать интерес к совместному времяпровождению. Сплотить родителей и детей.
С целью формирования у ребенка чувства единения с родителями семьями могут быть оформлены альбомы «Вот какой я», разделы которого заполняются как письменно (с помощью взрослого), так и с использованием рисунков детей и фотографий. 
Существует немало форм организации совместного досуга воспитателя и родителей. Одной из таких форм является проведение в детском саду конкурсов, развлечений совместно с родителями. Организация досуговых мероприятий – замечательное направление деятельности для работы с родителями. Родители, наблюдая за жизнью ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Современная жизнь- вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению поделок, рукоделию или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Задача педагога организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением.
При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики. При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться друг у друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.
В детском саду традиционно отмечают Праздник Осени, Новый год, 8 Марта. Но жизнь детей в саду становится интересней, если организовывать праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. 
Хорошей традицией может стать проведение детско-родительских праздников. Сценарии составляются так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями через совместную деятельность – организация праздника, оформление зала, фотографирование детей, видеосъемка и т.д. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах.
         Праздники: «Собираем урожай», «Любимая бабушка», «День матери», досуги: «Старая сказка на новый лад», «День Защитника России», «Широкая масленица» и другие проводятся с аттракционами, конкурсами, в которых принимают участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.
             Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей фотовыставка «Вот какой я», «Папина копия», выставка поделок «Зимушка-зима», «Волшебница Осень», «Овощи с грядки» и др. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
На собраниях клуба «Наши руки не для скуки» совместно с родителями проводятся мастер классы. В каждой группе много талантливых родителей, которые действительно могут поделиться своим опытом, рассказать о чем-то интересном, показать родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве, к фантазии вместе с детьми. Родители посредством анкетирования выбирают интересные для них темы. Руководствуясь интересами родителей, можно составить  план работы клуба на год. Например, «Мастер-класс».«Мастер - класс» проводится с периодичностью 1 раз в месяц, всего 8 в год. Встреча длится от 40 до 60 минут. О теме очередного мастер-класса, его особенностях родители узнают из пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения. Цель таких мастер-классов формировать у детей и родителей устойчивый интерес к нетрадиционному творчеству в совместной деятельности, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.
Проводится «День добрых дел» - ремонт игрушек в группе с детьми, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий для занятий. 
Это мероприятие способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, заставляет в будущем беречь и аккуратно относиться ко всему в группе.
Результатом, взаимодействия с родителями стал:
Возросший интерес родителей к работе детского сада и воспитанию детей. 
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и воспитателя редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

          Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Берегите друг друга!
Добротой согревайте! 
Берегите друг друга, 
Обижать не давайте.
Берегите друг друга, 
Суету позабудьте
И в минуту досуга, 
Рядом вместе побудьте!
                         (0. Высоцкая)

Список литературы

1.Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика. - М., Аспект Пресс, 2011.

2.     Акимова, Л.А. Социология досуга. - М., МГУКИ, 2013.

3.     Березина В.А., Виноградов Л.И.. Волжанина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб. 2010г.

4.     Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005 г.

5.     Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 2012.  

6.   Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

7.   Ельцова О.М. особенности организации досуговой деятельности в ДОУ // Старший воспитатель детского сада,  – 2013.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация досуговой деятельности»

Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечен...

Организация досуговой деятельности детей в старшей_группе по теме «Салют Победа!» Автор конспекта досуговой деятельности (далее – ННОД): (Темербекова А.А., воспитатель, СП детский сад Моховской ООШ)

Для нашего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летоп...

Нетрадиционные формы работы с родителями при организации досуговой деятельности

Нетрадиционные формы  работы с родителями при организации досуговой деятельности...

Взаимодействие педагогов и родителей в организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Совместная деятельность педагогов и родителей по организации эксперементальной деятельности дошкольников...