программа по сенсорному развитию для детей третьего года жизни
рабочая программа (младшая группа)

Пальшина Ольга Сергеевна

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_sensoriki.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 97 «Земляничка» комбинированного вида г.Улан-Удэ

670042, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Мокрова, 19 Б

тел.: 8 (3012) 45-06-16, эл.почта: ds_97@govrb.ru

Программа

по сенсорному развитию

для детей третьего года жизни

(первая младшая группа)

Пальшина О.С.

воспитатель

1 младшей группы

Пояснительная записка

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. 

Рабочая программа включает разработки зарубежных и российских авторов.

Возраст детей  участвующих в реализации программы  с 2 до 3 лет.

Продолжительность реализации программы-  1  год

Основная цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для  дальнейшего умственного развития.

Задачи рабочей программы

  • создать условия для обогащения чувственного опыта,  необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Основные принципы программы: 

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности –  заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов(например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).

Формы и режим проведения занятий

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие первоначальных представлений о природе;
  • Дары Фребеля;
  • Игры Монтессори.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

  • Фронтальная (групповая) форма
  • По подгруппам - основная форма работы на занятиях
  • Игровая форма
  • Индивидуальная деятельность
  • Развивающие игры
  •    Интегрированная форма

Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2—3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях также знакомят детей с новым видом деятельности или материала. Проводят их в основном во вторую половину дня.

При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом можно вносить некоторые изменения в содержание и методику.

Дети занимаются сидя за столом или на расстоянии от стола. Нельзя сажать детей для занятий на пол, что ведет к утомлению. Занятия с подгруппой детей проводят не в игровой комнате, а в другом, тихом, светлом и чистом помещении.    

Программное содержание, получаемое детьми на занятиях, должно закрепляться воспитателем во время прогулки, в игре, при проведении режимных процессов.                                            

Третий год жизни

Все занятия проводят по подгруппам — с 4—8 детьми.

Длительность занятий определяется их видом и уровнем развития детей и колеблется от 5 до 10 мин  

Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня

развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель.

Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год. А календарный план надо оставлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывают тему, программное содержание, материал.

Сетка занятий

Занятия по сенсорному развитию проводятся 3 раза в неделю.

Методы и приемы проведения занятий

  • Занятие проходит в непринужденной обстановке.
  • Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.

При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.  

Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. На начальных этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;
снова посмотри на свой предмет;
найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
покажи его воспитателю;
положи свой предмет рядом с образцом.

Если ребенок понял задание, некоторые звенья развернутой инструкции могут быть опущены:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
возьми предмет;
посмотри на мои игрушки;
положи свою игрушку рядом с такой же.

  • Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;
  • Метод наблюдения, как основной – на занятиях, на прогулках, на участке.…   У детей развивается наблюдательность, внимание, память.

Сенсорное развитие детей раннего возраста тесно связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.

  • Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:

- психогимнастика;

- сюрпризные моменты.

       - настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;

        - «Чудесный мешочек»;

        - «Волшебный сундучок».

  • Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:

        - артикуляционная гимнастика;

        - стихи;

        - потешки;

        - сказки;

        - загадки;

        - дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания

          звукам, словам, игры типа лото;

       - пальчиковая гимнастика.

  • Развитие движений, гимнастика:

        - игры, развивающие координацию движений;

        - игры с мячами;

        - физкультминутки;

         - логоритмические упражнения;

         - игры с цветными кеглями.

  • Развитие изобразительной деятельности:

- аппликация без наклеивания.

  • Развитие конструктивной деятельности:

- игры со строительным материалом.

  • Музыкальные занятия:

- песни;

- игры – пляски;

- игры с музыкальными инструментами;

- музыкальные игрушки;

- музыкально – ритмические упражнения.

  • Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

- игры Монтессори;

- игры с водой, песком, крупами и пр. 

Программное содержание занятий по сенсорному развитию:

2 г. – 2 г. 6 мес.

  • Учить группировать однородные предметы по одному из признаков (величина, форма или цвет), по образцу и слову взрослого (большой, маленький, такой, не такой). Можно использовать для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, овал — яйцо, цилиндр — труба, трехгранная призма —  крыша и т. д.).Различать и группировать предметы по цвету (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), по форме (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал).
  • Учить группировать однородные предметы, резко различные по величине (большой—маленький), форме (квадрат—  круг треугольник—овал), цвету (красный—синий, желтый— черный); затем более близкие по величине, форме (круг- овал, прямоугольник—квадрат,), цвету (красный—желтый, синий—зеленый),
  • Давать задания на соотнесение предметов по одному из свойств: собирать бусы одного, а затем разного цвета и формы путем нанизывания; вставлять грибочки одного цвета в столик такого же цвета, геометрические вкладыши разной величины или формы вкладывать в соответствующие гнезда, складывать по образцу простые рисунки из геометрической мозаики. Соотносить вначале предметы резко различных, а затем более сходных свойств. Осуществлять выбор предметов заданного свойства из двух разновидностей (предметы одной формы, но разного цвета или разной формы, но одного цвета и т. п.). Развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук.
  • Проводить занятия: с пирамидами из 6—8 колец, вкладышами кубами (4—6), бочатами, многоместными матрешками (4—6); лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», с разрезными картинками из 2 частей, складными, кубиками из 4 частей, с предметным лото, «Кто так кричит?", «Как кукушка кукует?», «Как звенит колокольчик?»,  "Послушай  и назови, что слышно?».Занятия по аппликации без наклеивания: раскладывать на фланелеграфе  готовые формы контрастных цветов — «Праздничный салют», изображение из геометрических фигур — котенок с мячом, шар, мяч; из фигур разной величины — самолеты, снеговик, пирамида, неваляшка.

2 г. 6 мес. – 3 г.

  • Закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Учить различать и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный); форму (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал), заменяя названия формы названием соответствующих предметов; величину контрастную (большой, маленький) и менее контрастную (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). Предлагать задания на соотнесение предметов по 2—3 свойствам.
  • Используя мозаику геометрическую и мелкую, учить детей изображать простейшие предметы с соответствующими сенсорными свойствами, складывать рисунок, учитывая цвет, форму, величину по образцу и самостоятельно.
  • Продолжать развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук. Развивать первые числовые представления (много, мало, один, два, больше, меньше).
  • Проводить занятия: с пирамидками сложной формы из 8—12 колец, с лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», разрезными картинками и складными кубиками из 4-6 частей, содержащими не более 4 элементов, с предметным лото, парными картинками; дидактические игры «Сделай, что нужно», «Чего не хватает», «Угадай, что изменилось», «Скажи, чего не стало», «Угадай па ощупь и назови», «Послушай и назови, что слышно», «Угадай и скажи, кто так кричит» и занятия:«Как звенит колокольчик?», «Кто, как кричит?» и др. Использовать природный материал на прогулке для развития восприятия цвета (ромашка — белая, василек — синий, мак — красный, одуванчик — желтый или белый, трава — зеленая и т. д.), величины, веса (наполнить песком ведра разных размеров и сравнить их по тяжести) и т. д.
  • Проводить занятия по аппликации без наклеивания — составлять изображения предметов из геометрических фигур, учитывая форму, величину, цвет («солнышко», «елочка», «домики», «забор», «праздничные флажки» и др.).
  • Для развития представлений о числе использовать пирамиды, грибочки, палочки, шарики, природный материал (камешки, шишки, желуди и др.).

Диагностика нервно – психического развития детей

раннего возраста по сенсорному развитию

Рабочая программа включает методы диагностики психического развития детей, разработанные Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.

Показатели сенсорного развития детей третьего года жизни и диагностика

Эпикризный сроки

Показатели

Методика выявления

2 г.

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.

2 г. 6 мес.

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Материал: 4-х цветные карты (12 х 9), 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые). Например, красный карандаш и красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета.

Подбор к образцу.

3 г.

Называет 4 основных цвета.

Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз.

Тематическое планирование занятий

по сенсорному развитию.

2 г. – 2 г. 6 мес.

                                                     

Занятие 1

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд.

Материал. 4-х местная матрешка (3 – раскрываются, 1 – нет).

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Учить сопоставлять колечки по величине, ориентироваться на слова большое, маленькое, больше, меньше, такое, не такое. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 5 колец.

Тема. Разложи фишки в миски соответствующего цвета.

Программное содержание. Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные.

Материал. Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий). 

Тема. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 2

           группы при выборе из 4-х.

Программное содержание. Учить детей обращать внимание на форму предмета, устанавливать тождества и различия формы однородных предметов. Учить понимать слова форма, такой, не такой, разные.

Материал. Большие картонные круг, квадрат, овал, прямоугольник, по 2-3 круга, квадрата, овала, прямоугольника меньшего размера на каждого ребенка.

Тема. Игра «Найди такой же листик».

Программное содержание. Учить детей находить по образцу листики заданной формы, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.

Материал. Природный материал: листики разной формы (можно бумажные листики).

Занятие 2

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с

           предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая,

           маленькая, меньше, еще меньше, больше, еще больше, открой, закрой,

           поставь в ряд.

Материал. 4-хместная матрешка (3 - раскрываются, 1 - нет) – в разобранном виде.

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять простые действия с предметами, снимать и нанизывать кольца. Обратить внимание детей на то, что кольца  пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.

Материал. Коническая пирамидка из 5 колец в разобранном виде.

Тема. Аппликация без наклеивания «Неваляшка».

Программное содержание. Учить соотносить геометрические фигуры к

           изображению.

Материал. Неваляшка - большой и маленький круги.

Тема. Разложи фишки в миски соответствующего цвета.

Программное содержание. Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные.

Материал. Миски и фишки соответствующего цвета (красный, желтый, синий,

          зеленый).

Тема. Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи» (вкус, обоняние).

Программное содержание. Развивать у детей ощущение вкуса и запаха.

Материал. Огурец, помидор, морковка.

Занятие 3

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с

           предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая,  меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая,  открой, закрой, поставь в ряд. Воспитывать аккуратность, умение делать красивый узор на фартучке матрешки.

Материал.  4 раскрывающиеся матрешки.

Тема. Пирамидка (кольца цилиндрической формы).

Программное содержание. Учить разбирать и собирать пирамидку. Обратить внимание детей на кольца - могут быть и такой формы). Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 5 колец цилиндрической формы убывающих по величине.

Тема. Нанизывание бус разной формы.

Программное содержание. Учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек).

Материал. 5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка.

Тема. Игра «Помоги мишке найти свой домик».

Программное содержание. Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету (красный, желтый, синий). Закреплять цвет, понятия такой, не такой, разные. 

Материал. Мишки или зайки, домики или полянки трех цветов: красные, желтые, синие (по 3-5 шт. каждого цвета на ребенка).

Тема. «Найди такой же» (Игры с листиками).

Программное содержание. Учить детей находить по образцу листики заданной величины, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.

Материал. Листики разной величины (природный материал или из картона).

Занятие 4

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с

           предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая,

           маленькая, меньше, еще меньше, больше, больше, открой, закрой, поставь в  ряд.

Материал. 4 раскрывающиеся матрешки в разобранном виде.

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять простые действия с  предметами, снимать и нанизывать кольца. Обратить внимание детей на то, что кольца у пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 5 колец  цилиндрической формы – в разобранном виде.

Тема. Аппликация без наклеивания «Елочка».

 Программное содержание. Учить соотносить геометрические фигуры к

           изображению.

Материал. Елочка - 3 треугольника.

Тема. Разрезные картинки.

Программное содержание. Учить составлять по принципу целое, часть.

Материал. Разрезные картинки из 2 частей со сложным разрезом.

Тема. Игра «Чудесный мешочек».

Программное содержание. Учить различать и группировать предметы по цвету.

Материал. Игрушечный персонаж — зайка, мешочек из плотной красивой ткани, затягивающийся на горловине. Положите в мешочек мелкие предметы двух или трех цветов, по 3—4 штуки каждого цвета. На столе разложите 3 листа картона (цвета картона должны совпадать с цветами фигурок).

Занятие 5

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд, рядом. Воспитывать аккуратность, умение делать красивый узор на фартучке матрешки.

Материал. 5-местная матрешка (4 - раскрываются, 1 - нет).

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно -  осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 6 колец убывающих по величине.

Тема. Размещение вкладышей 2-х заданных форм при выборе из 4-х.

Программное содержание. Учить детей выбирать предметы 2-х заданных форм из 4-х возможных, закреплять умение соотносить предметы по форме. 

Материал. Карточки со следующими сочетаниями форм: круг - квадрат; круг - треугольник, квадрат - овал, овал - прямоугольник.

Тема. Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на 2 группы при выборе из 3-х.

Программное содержание. Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету (красный, желтый, зеленый), выбирая предметы нужного цвета. Закреплять цвет, понятия такой, не такой, разные.

Материал. Фишки по 5 шт. красного, желтого, и зеленого цвета, коробочки красного и желтого цветов.

Тема. Разрезные картинки.

Программное содержание. Учить составлять по принципу целое, часть.

Материал. Разрезные картинки из 2 - 4 частей.

Занятие 6

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше,  еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.

Материал. 5-местная матрешка в разобранном виде.

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно -  осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 6 колец убывающих по величине – в разобранном виде.

Тема. Игра «Поход за фруктами в магазин».

Программное содержание. Закрепить названия фруктов. Показать, где и как растут фрукты. Закреплять знания детей о природе.

Материал. Муляжи фруктов и предметные картинки с их изображением.

Тема. Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята».

Программное содержание. Обратить внимание детей на то, что цвет может быть использован для обозначения предметов.

Материал. Коробочки с мозаикой (1 элемент белого цвета, 6 элементов желтого цвета), панель с отверстиями для размещения элементов.

Тема. Играем с крупой.

Программное содержание. Обогащать чувственный опыт детей, развивать тактильные ощущения.

Материал.  Миска с крупой (гречка, пшено, чечевица, фасоль), 2-3 мелкие игрушки, пластмассовые стаканчики, клеенка (постелите ее на тот случай, если крупа просыплется).

Занятие 7

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно -  осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 7 колец убывающих по величине.

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше,  еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.

Материал. 6-местная матрешка (5 раскрываются, 1 – нет).

Тема.  Игра «Украшаем шапочку».

Программное содержание. Учить группировать однородные предметы более близкие по форме.

Материал. Красные шапочки, вырезанные из цветной бумаги, 4 квадрата, 4 прямоугольника (или круги и овалы), игрушка – мишка.

Тема. Игра «Что звучало?».

Программное содержание. Развивать слуховые дифференцировки, слуховое внимание.

Материал. Различные предметы, издающие звуки: свисток, колокольчик, барабан, погремушка и пр.

Тема. Раскладывание цветных фишек.

Программное содержание. Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, закреплять слова  цвет, такой, не такой, разные.

Материал.  По 5 фишек красного, желтого и синего цветов, миски соответствующих цветов.

Занятие 8

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно -  осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 7 колец убывающих по величине – в разобранном виде.

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше,  еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.

Материал. 6-местная матрешка (5 раскрываются, 1 – нет) в разобранном виде.

Тема. Игра «Чудесный мешочек».

Программное содержание. Продолжать учить детей на ощупь находить предметы, дать понятие цилиндр.

Материал.  Чудесный мешочек с 5 формами: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр.

Тема.  Разрезные картинки.

Программное содержание. Продолжать учить составлять целое из частей.

Материал. Разрезные картинки из 3-х частей (диагональный разрез).

Тема. Пересыпание.

Программное содержание. Учить пересыпать крупу или песок из емкости с носиком.

Материал. Баночка, емкость с носиком, песок или крупа.

Занятие 9

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше,  еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.

Материал. 6-местная матрешка (все раскрываются).

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно -  осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 8 колец убывающих по величине.

Тема. Раскладывание предметов резко различных по форме на 3 группы.

Программное содержание. Учить детей группировать предметы по форме, выбирая из 3-х заданных форм.

Материал. По 5 квадратов, кругов, треугольников на каждого ребенка.

Тема. Игра «Один – много».

Программное содержание. Формировать количественное представление, учить различать понятия один – много. 

Материал. Грибки (мячи, матрешки, куклы): 1 – большой, много – маленьких.

Тема. Игра «Найди такой же».

Программное содержание. Обогащать чувственный опыт детей.

Материал. 2 кусочка меха, 2 кусочка кожи, 2 кусочка картона и пр.

Занятие 10

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине; закреплять понятия большая, маленькая, меньше, еще меньше, больше,  еще больше, открой, закрой, поставь в ряд. Учить подбирать части предметов по величине.

Материал. 6-местная матрешка в разобранном виде.

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить разбирать и собирать пирамидку. Обогащать зрительно -  осязательный опыт детей.

Материал. Пирамидка из 8 колец убывающих по величине – в разобранном виде.

Тема.  Раскладывание предметов по форме на 3 группы при выборе из 4-х.

Программное содержание. Продолжать учить детей группировать предметы по форме, выбирая из 4-х заданных.

Материал. По 5 кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников на каждого ребенка.

Тема. Выкладывание из мозаики «Домики и елочки».

Программное содержание.  Обратить внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. 10 элементов белой мозаики, 10 - зеленой. Для усложнения: 2 синих, 3 зеленых, 3 красных.

Тема. Игра «Громко или тихо?»

Программное содержание. Развитие слухового внимания.

Материал. Предметы домашнего обихода.

Занятие 11

Тема.  Лото «Цветные фоны».

Программное содержание. Учить различать предметы по цвету.

Материал. Большие карточки, разделенные на 6-8 разноцветных ячеек, маленькие цветные карточки по величине окошек.

Тема. Игра «Украшаем сумочку для обезьянки».

Программное содержание. Продолжать учить группировать предметы по величине.

Материал. Игрушка – обезьянка,  вырезанное из картона основание сумочки (прямоугольник 18х13 см), по 2 больших и 2 маленьких круга (квадрата, треугольника, прямоугольника)

Тема. Игра «Чудесный мешочек».

Программное содержание. Продолжать учить ориентироваться в форме предметов на ощупь.

Материал. Мешочек, маленькие предметы – шар, кубик, колечко, чашечка, блюдечко и пр.

Тема. Кубики с картинками.

Программное содержание. Учить собирать целое из частей, формировать мыслительные операции.

Материал. Кубики с картинками №4.

Тема. Игра «Найди такой же».

Программное содержание. Обогащать сенсорный опыт, развивать тактильные ощущения.

Материал.  Воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.

Занятие 12

Тема.  Лото «Разноцветная посуда».

Программное содержание. Учить различать предметы по цвету.

Материал.  Большие карточки, разделенные на 6-8 ячеек с изображением цветной посуды, маленькие цветные карточки по величине окошек.

Тема. Игра «Угадай, какой фрукт у тебя на ладошке».

Программное содержание. Развивать чувственный опыт, учить узнавать предмет на ощупь.

Материал. Муляжи: яблоко, апельсин, мандарин, виноград, груша.

Тема. Вкладыши.

Программное содержание. Продолжать учить ориентироваться в величине предметов.

Материал. Вкладыши из 5 предметов.

Тема. Игра «Почтовый ящик».

Программное содержание. Продолжать учить соотносить форму предмета к форме отверстия.

Материал. Куб с отверстиями и соответствующие им формы.

Тема. Пересыпание.

Программное содержание. Продолжать учить выполнять действия с предметами.

Материал. 2 баночки (одна из них с сухим песком), воронка.

2 г. 6 мес. – 3 г.

Занятие 1

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с           предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая,  меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая,  открой, закрой, поставь в ряд.

Материал. 5 раскрывающихся матрешек.

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей снимать и нанизывать кольца на стержень. Обратить внимание детей на то, что кольца у пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно-осязательный опыт детей (провести рукой вдоль поверхности пирамидки сверху вниз: пирамидка книзу расширяется – собрана правильно, все колечки на месте).  

Материал. Коническая пирамидка из 8 колец, убывающих по величине.

Тема. Игра «Чудесный мешочек».

Программное содержание. Познакомить детей с цилиндром. Закреплять понятия  кубик, кирпичик, шарик, конусу призма.

Материал. Мешочек с геометрическими телами: шарик, кубик, кирпичик, призма,  конус, цилиндр.

Тема. Нанизывание бус разного цвета.

Программное содержание. Учить детей чередовать бусы по цвету, называть

           красный и белый цвета.

Материал. Деревянные или глиняные бусинки двух цветов - белые и красные,

           шнурок.

Тема. Игра «Найди такой же листик».

Программное содержание. Учить детей находить по образцу листики заданной  формы, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.   

Материал. Природный материал: листики разной формы.

Занятие 2

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей снимать и нанизывать кольца

           на стержень, обращая внимание на величину.

Материал. Коническая пирамидка из 8 колец в разобранном виде.

Тема. «Красивые узоры».

Программное содержание. Учить детей соотносить предметы по величине,

           учитывать величину в своих действиях, развивать внимание. Учить

           действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо,

           закреплять знания слов большой, маленький, больше, меньше. Учить

           ритмичному чередованию величин.

Материал. Большие и маленькие круги (квадраты, овалы), чистые полоски бумаги.

Тема. Нанизывание бус разной формы.

Программное содержание. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал. По 5 круглых и квадратных бусин, шнурки для нанизывания.

Тема. Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята».

Программное содержание. Обратить внимание детей на то, что цвет может быть использован для обозначения предметов.  

Материал. Коробочки с мозаикой (1 элемент белого цвета, 6 элементов желтого цвета), панель с отверстиями для размещения элементов.

Тема. Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи».

Программное содержание. Развивать у детей ощущение вкуса и запаха.

Материал. Яблоко, морковь, огурец, помидор, капуста.

Занятие 3

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с

           предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая,  меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая,  открой, закрой, поставь в ряд.

Материал. 5 раскрывающихся матрешек в разобранном виде. 

Тема. Пирамидка из 8 колец.

Программное содержание. Продолжать учить детей снимать и нанизывать кольца на стержень. Обратить внимание детей на то, что кольца у пирамидки разные по величине. Обогащать зрительно-осязательный опыт детей (провести рукой вдоль поверхности пирамидки сверху вниз: пирамидка книзу расширяется – собрана правильно, все колечки на месте. Воспитывать аккуратность.

Материал. Коническая пирамидка из 8 колец, убывающих по величине, в разобранном виде.

Тема. Игра «Чудесный мешочек».

Программное содержание. Закреплять понятия кубик, кирпичик, шарик, конус, призма, цилиндр. Находить предметы на ощупь.

Материал. Мешочек с геометрическими телами: шарик, кубик, кирпичик, призма, конус, цилиндр.

Тема. Раскладывание фишек красного, желтого и синего цвета в мисочки

           соответствующего цвета.

Программное содержание. Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвета.

Материал. Фишки и мисочки трех цветов - красные, желтые и синие (по 5 шт.

           каждого цвета).

Тема. «Найди такой же» (Игры с листиками).

  1. по цвету
  2. по форме
  3. по величине

Программное содержание. Продолжать учить детей находить листики по образцу, развивать внимание, обогащать представления детей о природе.

Материал. Разные по форме, цвету и величине листики (природный материал или из цветного картона).

Занятие 4

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с

           предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая,  меньше,  еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая,  открой, закрой, поставь в ряд.

Материал. 6-местная матрешка (5 – раскрываются, 1 – нет).

Тема. Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из 4-х.

Программное содержание. Учить детей выбирать объекты 2-х заданных форм из 4-х возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Материал. Карточки со следующими сочетаниями форм: круг - квадрат, круг –

            треугольник, круг прямоугольник, квадрат — треугольник, квадрат - овал,  треугольник - прямоугольник.

Тема. Сделаем куклам цепочку.

Программное содержание. Учить детей сцеплять детали цепочки, развивать

           мелкую моторику. Закреплять умение группировать предметы по цвету.          

Материал. По 5 звеньев цепочки красного и белого цвета на каждого ребенка.

Тема. Игра «Пересыпь песочек ложечкой».

Программное содержание. Учить четко по инструкции выполнять алгоритм пересыпания: зачерпнуть - зафиксировать - перенести - высыпать. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение.

Материал. Поднос, 2 баночки: одна с песком или крупой, другая - пустая, ложечка.

Тема. Игра «Назови, что ты попробовал».

Программное содержание. Развивать вкусовые ощущения.

Материал. Морковь, свекла, капуста порезанные кусочками.

Занятие 5

Тема. Матрешки.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Учить детей совмещать узор. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд.

Материал. - местная матрешка (5 раскрываются, одна - нет) – в разобранном виде.

Тема. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 4 группы.

Программное содержание. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Материал. Поднос с 5 квадратами, 5 овалами, 5 кругами, 5 треугольниками, 4 мисочки.

Тема. Сделаем куклам цепочку.

Программное содержание. Учить детей сцеплять детали цепочки, развивать мелкую моторику. Закреплять умение чередовать предметы по цвету.

Материал. По 5 звеньев цепочки желтого и зеленого цвета на каждого ребенка.

Тема. Игра «Перелей водичку».

Программное содержание. Учить детей выливать воду из кружечки с носиком в баночку. Воспитывать аккуратность.

Материал. Кружечка с носиком, наполненная водой до метки, пустая баночка, разнос, тряпочка.

Тема. Разрезные картинки.

Программное содержание. Учить самостоятельно складывать картинку, развивать мышление.

Материал. Разрезные картинки из 3-х частей (диагональный разрез).

Занятие 6

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, подбирать кольца по величине и нанизывать их на столбик. Обратить внимание, что кольца разной формы (на что похожи колечки?). Обогащать зрительно - осязательный опыт детей (провести пальчиком по собранной пирамидке).

Материал. Пирамидка из 6 колец, убывающих по величине (колечки разной формы).

Тема. Чудесный мешочек.

Программное содержание. Учить детей на ощупь находить предметы заданной формы и называть их.

Материал. Геометрические тела: кубик, шарик, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Тема. Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки».

Программное содержание. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. На каждого ребенка коробочка с мозаикой: 10 элементов белой мозаики, 10 элементов красной мозаики. Для усложнения: 3 элемента зеленой мозаики, 2 элемента синей, 3 элемента желтой мозаики.

Тема. Игра «Достань шарики».

Программное содержание. Учить детей анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели, учить использовать метод проб при решении практической задачи.

Материал. Тазик с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком. Разноцветные шарики.

Тема. Разрезные картинки.

Программное содержание. Развивать мышление, продолжать учить собирать целое из частей.

Материал. Разрезные картинки из 4-х частей с диагональным разрезом.

Занятие 7

Тема. Матрешка.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине, совмещать узор, ставить матрешек в ряд.

Материал. 6-местная матрешка (все раскрываются).

Тема. Разрезные картинки.

Программное содержание. Учить составлять по принципу целое - часть.

Материал. Разрезные картинки из 3  частей. 

Тема. Игра «Что выбрал медвежонок».

Программное содержание. Развивать слуховые дифференцировки, слуховое внимание.

Материал. Набор игрушек: барабан, гармошка, резиновая игрушка – пищалка, ширма, медвежонок.

Тема. Игра «Чудесный мешочек».

Программное содержание. Продолжать учить детей находить предметы заданной формы на ощупь.

Материал. Мешочек с различными геометрическими формами: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Тема. Раскладывание фишек красного, зеленого, синего и желтого цветов в соответствующие по цвету миски.

Программное содержание. Закреплять умение соотносить предметы по цвету.

Материал. По 5 фише каждого из перечисленных цветов на каждого ребенка, 4 мисочки каждого цвета.

Занятие 8

Тема. Матрешка.

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине, совмещать узор, ставить матрешек в ряд.

Материал. 6-местная матрешка (все раскрываются) в разобранном виде.

Тема. Игра «Фруктовый сад».

Программное содержание. Закрепить названия овощей и фруктов. Развивать речь, навыки классификации. Знакомить с растительным миром.

Материал. Муляжи фруктов и овощей, карточки с изображением фруктовых

           деревьев.

Тема.  Аппликация без наклеивания «Домик».

Программное содержание. Учить соотносить плоскостные фигуры к нарисованным картинкам.

Материал.  Картинка с изображением домика (контур), квадрат и треугольник.

Тема. Игра «Сделаем куклам цепочку».

Программное содержание. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, продолжать учить соединять звенья цепочки.

Материал. По 5 деталей красного и желтого цветов на 1 ребенка, кукла.

Тема. Игра «Найди и назови».

Программное содержание. Учить классифицировать предметы (карточки) по группам, учить объединять и называть отдельные группы предметов (одежда, обувь).

Материал. Предметные картинки с изображением одежды, обуви.

Занятие 9

Тема.  Раскладывание различных по форме предметов на 4 группы.

Программное содержание. Закреплять умение детей группировать предметы по форме, осуществляя выбор из 4-х заданных форм.

Материал.  Квадраты, круги, треугольники, прямоугольники (по 5 шт.).

Тема.  Игра «Сделаем куклам цепочку».

Программное содержание. Закреплять умение детей соединять детали цепочки, чередовать их по цвету.

Материал. По 5 звеньев зеленого и желтого цветов.

Тема. Классификация (игрушки, одежда).

Программное содержание. Формировать мыслительные операции, развивать внимание.

Материал. По 5 картинок с изображением игрушек и одежды.

Тема. Вкладыши.

Программное содержание. Закреплять умение соотносить предметы по величине.

Материал. Вкладыши из 5 предметов.

Тема. Складные кубы.

Программное содержание.  Учить детей складывать рисунок, развивать мыслительные операции.

Материал.  Складные кубы №4.

Занятие 10

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей подбирать кольца нужной величины, закреплять понятия: больше, меньше, еще больше, еще меньше, самое большое, самое маленькое.

Материал. Пирамидка из 6 колец в разобранном виде.

Тема. Раскладывание предметов по форме на 2 группы при выборе из 4-х.

Программное содержание. Продолжать учить детей группировать предметы п форме.

Материал. По 5 квадратов, кругов, прямоугольников, валов на каждого ребенка.

Тема.  Игра «укрась елочку».

Программное содержание. Учить детей застегивать крючки и подбирать предметы по цвету, называть цвет.

Материал.  Силуэт елочки, по 5 шариков желтого и красного цвета на каждого ребенка.

Тема.  Классификация (игрушки, посуда).

Программное содержание. Развивать мыслительные операции, внимание.

Материал. По 5 предметов или картинок из каждого раздела.

Тема.  Игра «Угости зверей».

Программное содержание. Развивать представление детей  о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия. Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание.

Материал. Чудесный мешочек, предметы для выбора – игрушки: зайка, ежик, белка, морковка, гриб, орешек, мячик, колечко от пирамидки, кукла.

Занятие 11

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей подбирать кольца нужной величины, закреплять понятия: больше, меньше, еще больше, еще меньше, самое большое, самое маленькое.

Материал. Пирамидка из 7 колец.

Тема.  Игра «Чудесный мешочек».

Программное содержание. Продолжать учить детей на ощупь находить предметы контрастных форм.

Материал. Чудесный мешочек, 6 форм: шарик, кубик, кирпичик, призма, конус, цилиндр.

Тема. Раскладывание фишек по цветам.

Программное содержание. Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету.

Материал. По 5 фишек красного, желтого, синего, зеленого цветов и мисочки такого же цвета.

Тема. Игра «Кто ловкий?».

Программное содержание. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Материал. Шарики D - 3 см -3 шт., ложка, 2 коробки.

Тема.  Разрезные картинки.

Программное содержание. Продолжать учить детей собирать целое из частей.

Материал. Разрезные картинки из 4-х частей.

Занятие 12

Тема. Пирамидка.

Программное содержание. Продолжать учить детей подбирать кольца нужной величины, закреплять понятия: больше, меньше, еще больше, еще меньше, самое большое, самое маленькое.

Материал. Пирамидка из 7 колец в разобранном виде.

Тема. Игра «Сделай картинку».

Программное содержание. Учить детей видеть форму в предмете, соотносить форму, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужное с помощью проб и примерки.

Материал.  2 полукруга (мяч), кубик и треугольник (дом), большой и маленький круги (неваляшка), прямоугольник и 2 маленьких круга (вагончик).

Тема. Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами»

Программное содержание. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных.

Материал.  Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке десять элементов желтой, десять белой, пять красной, пять синей, пять зеленой мозаики.

Тема. Нанизывание бус разной формы.

Программное содержание. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал.  По 8 бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета, шнурок с жесткими концами..

Тема.  Пересыпание.

Программное содержание. Научить пользоваться ложкой пересыпая крупу из одной емкости в другую (зачерпнуть, зафиксировать, перенести, высыпать).

Материал.  2 баночки (одна из них с крупой), ложечка.

Литература

  • Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
  • Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
  • Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1993.
  • Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.В.Галанова. Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 е., ил.- (Серия:«Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  • Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 48 с.: ил. – (Серия «первые шаги»).
  • Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 е.- (Школа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....

"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

"Развитие речи детей третьего года жизни"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.Развитие речи - самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве и самым тесным образом...

Консультация для родителей «Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»

В данной консультации представлены интересные и простые упражнения и игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

"Развитие мелкой моторики пальцев и тактильно - сенсорного опыта у детей третьего года жизни посредством самодельных игровых пособий"

В данной презентации раскрывается вопрос: "Что такое мелкая моторика?", а также дается описание пособий, которые помогают ее развивать.....