Консультация для родителей «Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»
консультация на тему
В данной консультации представлены интересные и простые упражнения и игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни | 474.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Умка» г. Павлово
Консультация для родителей на тему:
«Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»
Педагог-психолог
Меньшова Н.Ю.
старший воспитатель
Казакова О.А.
2018 г.
Что такое сенсорное развитие и зачем оно ребёнку. Это понятие происходит от латинского слова «sunser», дословно означающего «ощущения». Подразумевает собой способность получать представление о различных окружающих объектах, явлениях, воспринимать получаемую от них информацию. От точности восприятия ребёнком предметов и возможности оперирования полученной информацией зависит, насколько успешным будет дальнейший процесс обучения.
Развитие сенсорных способностей начинается с получения представлений о предмете: его формы, цветовых и вкусовых качеств, запаха. Для этого ребёнку необходимо прикоснуться к предмету, попробовать его на вкус, понюхать, пощупать и т. д.
Только таким способом он может получить информацию, характеризующую объект, часто ещё не зная определения этим характеристикам: гладкость или шероховатость предмета, горький или сладкий вкус, резкий или приятный запах и т. д.
Особенности воспитания сенсорных способностей у детей заключаются в следующем:
- Сенсорика является основой для дальнейшего роста интеллекта.
- Повлияет ребёнку упорядочить информацию, получаемую им из внешнего мира.
- Подготовит детей к дальнейшему развитию в условиях реальности.
- Позволит узнать и закрепить в памяти сенсорные эталоны и принятые всем миром понятия.
- Способствует развитию внимательности и наблюдательности у малыша 3–4 лет.
- Положительно влияет на способности всех видов памяти. Это может быть зрительная, слуховая, моторная, образная память и пр.
- Развивает у малыша чувство эстетики, что положительно сказывается на воображении и фантазии.
- Позволяет ребёнку познавать окружающий мир при помощи новых способов.
- Оказывает положительное влияние на процесс дальнейшего обучения.
Занимаясь с детьми от 3 лет различными упражнениями, направленными на развитие сенсорных способностей и восприятия, родители помогают ребёнку лучше понять окружающий мир, закладывают в него основы, способствующие тому пониманию. Ведь первое представление об окружающих предметах всегда основывается на чувствах, и от умения ребёнка определять свойства вещей зависит уровень его умственного, психологического и эстетического роста. По достижении 3 лет ребёнок уже должен уметь:
- определять цвет предметов, их формы и размеры, отличительные признаки.
- должен понимать различия между цветами и формами вещей, различать предметы, основываясь на их величине (уметь делить их на большие и маленькие).
В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Возраст двух-трех лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая. Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку. Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.
Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.
Сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Также с детьми третьего года жизни уже проводить занятия рисования и лепки.
Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.
Покажите ребенку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на доску и нажмите пальцем. Спросите у ребенка: "Что было у нас с тобой? - шарик, а что получилось?" Предложите ребенку самому сделать из шарика лепешечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т. д.
Обращайте внимание ребенка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.
Учите ребенка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию Рисуете вместе с ребенком, удерживая руку с карандашом в своей. Для начала нарисуйте, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик или стихи, так же можно спеть песенку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребенком нанесите штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребенка: "Где сильнее дождик идет?"
- Рисование красками.
Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, желтую, синюю). Сначала дайте ребенку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом примакивании начинаете вместе с ребенком рисовать красками.
Покажите ребенку, как нужно аккуратно макнуть кисточку в краску: "Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик - прыг-скок, прыг-скок". И на бумаги появляются красочные цветовые пятна.
А затем нарисуйте листопад: "Вот подул ветерок и полетели листочки с дерева, упали на травку - падают, падают листья, в нашем саду - листопад". Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной листопада.
Итак, сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Психомоторика — это процесс, обобщающий психику с ее выражением — мышечным движением.
Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук. В научной литературе существует точка зрения, что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи. Прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка (Кольцова М. М.). Для развития движений руки можно использовать традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы.
Упражнения на развитие психомоторики.
- Прыжки.
Поддерживая ребенка за руки, предложите ему попрыгать на месте вверх, вниз,
приговаривая: "Прыг-скок, прыг-скок. Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок".
Выполняйте это упражнение ежедневно. Когда у ребенка будет получаться хорошо, поиграйте с ним в зайчиков-попрыгайчиков.
Следующим упражнением для совершенствования этого навыка может быть такая игра: возьмите в руку игрушку и поднимите ее вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребенка, пусть он попытается, подпрыгнув, достать ее рукой.
- Игра в прятки.
Спрячьтесь от ребенка, пусть он вас ищет. Кричите ему: "Ау! Ищи меня!" Когда ребенок вас найдет, подхватите его на руки, покружите слегка, потеребите его, вызывая положительные эмоции. Затем научите ребенка самого прятаться, а вы будете его искать. Делайте это не слишком долго, но пусть ребенок слышит, как вы его зовете, и наблюдает за вами. В этом возрасте дети обычно долго не могут терпеть такую ситуацию и сами выходят из укрытия.
- Лазанье.
1) Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать ее, ребенок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.
2) Привлекая внимание ребенка каким-либо ярким предметом, стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.
3) Учите ребенка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.
- Перешагивание.
Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребенок останавливается перед препятствием, помогите ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.
- Игры в мяч.
1) Дайте ребенку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг - обучение ловле мяча, точнее - его захватыванию.
2) Садитесь с ребенком на пол напротив друг друга, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.
3) Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, нужно не дать упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.
4) Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребенку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"
Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
В статье рассказывается о необходимости проведения дидактических игр с младшими дошкольниками и приведены примеры нескольких игр....
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни»
Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни....
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...
"Развитие мелкой моторики пальцев и тактильно - сенсорного опыта у детей третьего года жизни посредством самодельных игровых пособий"
В данной презентации раскрывается вопрос: "Что такое мелкая моторика?", а также дается описание пособий, которые помогают ее развивать.....