Экспериментальная деятельность по развитию речи детей раннего возраста с помощью куклотерапии (игры с куклами)
материал
Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Таня проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»
Экспериментальная деятельность по развитию речи детей раннего возраста с помощью куклотерапии (игры с куклами)
Автор: Салиева Олеся Ульяновна
Игры с куклами (куклотерапия) для развития речи детей раннего и младшего возраста и адаптации детей к детскому саду
Игры с куклами, также известные как куклотерапия, являются эффективным методом для развития речи детей раннего и младшего возраста, а также помогают им адаптироваться к детскому саду.
Задачи:
1. Развитие языковых навыков: Игры с куклами могут стимулировать развитие речи у детей. Дети могут имитировать различные ситуации и диалоги, общаться с куклами и изображаемыми ими персонажами. Это помогает улучшить лексический запас, грамматику и коммуникативные навыки детей.
2. Развитие социальных навыков: Взаимодействие с куклами может помочь детям развить социальные навыки, такие как сотрудничество, эмпатия и принятие роли. Дети могут играть роли различных персонажей и вступать в имитационные диалоги, что помогает им лучше понять эмоции, приемы взаимодействия и правила социального поведения.
3. Адаптация к детскому саду: Игры с куклами могут помочь детям адаптироваться к новой среде детского сада. Дети могут использовать куклы для игры "школа" или "детский сад", имитируя реальные ситуации, с которыми они столкнутся в новой среде. Это помогает им лучше понять и овладеть правилами, распорядком дня и ролями, которые они будут играть в детском саду.
4. Выражение эмоций и решение проблем: Через игры с куклами дети могут выражать свои эмоции и находить способы решения проблем. Они могут использовать куклы для выражения своих чувств или ситуаций, с которыми они столкнулись, и находить способы решить эти проблемы. Это помогает детям развивать навыки саморегуляции, эмоциональную интеллектуальность и позитивное решение проблем.
Игры с куклами представляют собой мощный инструмент для развития речи и адаптации детей к детскому саду. Они не только содействуют развитию языковых навыков, социальных навыков и эмоционального интеллекта, но также помогают детям освоить новые ситуации и научиться лучше взаимодействовать с окружающими.
Перспективный план игр-занятий с дидактической куклой с детьми младшей группы
Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Таня проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Материалы и оборудование |
1. | Сентябрь | 1. «Таня пришла в детский сад» 2. «Таня учится спать в детском саду» | Вызвать у детей интерес к игре с куклой. Уточнить их значения о строении тела человека: руки, ноги, голова, уши и т. д. Дать элементарные представления о гостеприимстве. Воспитывать доброжелательность. Продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, ее назначении. Активизировать словарь: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, вешать, класть, ставить. Воспитывать умение играть с другими детьми. | Кукла Кукла, шкаф, кровать, стол, стулья, одежда |
2. | Октябрь | 1. «Таня не хочет спать в детском саду» 2. «Таня | Закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Учить складывать одежду на стульчик. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли, простынка, подушка, одеяло, вешать, ставить, мягкий, чистый. Воспитывать аккуратность. Закрепить знания детей о предметах одежды и порядке их надевания. Продолжать учить различать и называть цвета. Активизировать словарь: носки, юбка, блузка, вставай, постель, умойся. Формировать умение договариваться в ходе игры. | Кукла, кровать (матрац, простыня, подушка, одеяло, покрывало), стул, платье, туфли, колготки, ночная сорочка. Кукла спит в кровати (создана игровая ситуация), стул, платье, туфли, колготки, умывальник, |
3. | Ноябрь | 1. «Таня идет на 2. «Научим Таню | Закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим. Помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду; побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить). Вызвать желание помогать другим. | Комплект верхней одежды (пальто, шапка, рейтузы, кофта, обувь, носки, шарфик, варежки), шкаф для кукольной одежды. Кукла одетая на прогулку, шкаф для кукольной одежды, умывальник, полотенце, мыло |
4. | Декабрь | 1. «Таня ждет гостей к 2. «Куклы обедают» | Закрепить знания детей о посуде и мебели, их назначении. Продолжать учить объединять в сюжет несколько игровых действий. Расширять представления детей о процессе приготовления пищи. Побуждать к использованию в речи развернутых предложений. Воспитывать заботливость. Закрепить знания детей о правилах поведения за столом, воспитании культурно-гигиенических навыков. Формировать умение играть вместе. | Кукла, стол, стулья, плита, посуда Куклы, стол, стулья, посуда, нагрудники, умывальник, полотенце, мыло. |
5. | Январь | 1. Игры - потешки с куклами подружками | Учить детей играть с куклой, радоваться встрече с ней, воспринимать куклу как | Куклы, книжки малышки, набор |
куклой, показывать ей образцы действий, общаться доступным ребенку способами). Учить переносить знакомые игровые умения в новую ситуацию, стимулировать речевую активность детей, сопровождать игровые действия словом. | стулья. | |||
6. | Февраль | 1. «День рождения Тани» | Закрепить знания детей о посуде, продуктах, мебели. Продолжать учить объединять в один сюжет несколько игровых действий. Дать представление о сервировке стола. Активизировать словарь: поздравить, угостить, принять гостей, порадовать. Воспитывать умение сопереживать. | Кукла в нарядном платье, мишка, заяц, белочка, собачка, стол, стулья, чайная посуда, подарки. |
7. | Март | 1. «Девочка чумазая» 2. «Постираем кукле | Учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов заменителей, обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, теплая, мыльная. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле. Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание помогать и принимать в нем посильное участие. Закрепить представление о необходимости содержать одежду в чистоте. | Кукла, ванночка, мыло, мыльница, полотенце, коврик, стул. Ванночка, мыльница, мыло, стиральная доска, кукольное белье, утюг, гладильная доска, стойка для развешивания белья. |
8. | Апрель | 1. «Таня заболела» | Продолжать учить детей объединять | Кукла, халат, колпак, |
Закрепить и расширить представления о враче, его действиях, инструментах, которыми он пользуется. Обогатить словарь понятиями: лечить, компресс, пожалеть, приласкать, градусник. Воспитывать чуткость. | шпатель, градусник, лекарства. | |||
9. | Май | 1. «Сделаем кукле красивую прическу» | Продолжать развивать интерес к играм с куклой, разнообразить ролевое участие детей в игре; способствовать обогащению сюжета детских игр. | Зеркало, табурет, расческа, банты, ленты |
Мною был проведен мониторинг, который позволил определить уровень развития речи детей, участвовало 24 детей. Образовательная область «Речевое развитие» содержит следующие вопросы (использование речи детей для общения с взрослыми и сверстниками, ребёнок выражает ощущения в словесной форме, строит предложения из 2-4 слов и т.д.)
Результаты представлены в виде диаграммы
Итак, анализ графических данных показал, что уровень развития речи у 9% детей на высоком уровне. На среднем уровне находится 66% от всего количества. У многих детей на начало учебного года был низкий уровень у 25 % детей. Причинами тому является недостаточная работа родителей по актиизации речи своих детей. Поэтому привлечение семьи к развитию речевой деятельности их детей требует от педагога особого такта, внимания не только к каждому ребенку, но и к родителям. Таким образом, принимая во внимание анализ диагностик по развитию речи детей, анкетирование родителей, сделанных во время начального эксперимента с группой из 24 детей, были выявлены дети с разным уровнем развития речи.
Опыт работы показывает, что именно дидактические игры в большей степени способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитанию звуковой культуры речи.
Проведение образовательной деятельности с использованием дидактических игр:
Способствует расширению и обогащению представлений детей об окружающем.
Расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей.
Развивает способность устанавливать простые причинно- следственные связи между предметами.
Совершенствует звуковую культуру речи детей.
Обучает простым формам монологической и диалогической речи.
Способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи и речевому слуху.
Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.
Во время игр дети получают удовольствие, они любят играть.
После проделанной работы, к концу учебного года, у детей увеличилось число существительных, дети начали согласовывать прилагательные с существительными, но так как у детей речь еще недостаточна сформирована, отсутствуют большинство звуков (речь недостаточно чистая и внятная), не все дети умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Мы сравнили диагностические данные по развитию речи в младшей группе на начало и конец года и пришли к выводу, что мы идём в правильном направлении. Результаты предоставлены на начало и конец учебного года в виде диаграммы.
Итак, анализ графических данных показал, что на конец проводимой работы уровень развития речи у 17% детей на высоком уровне. На среднем уровне находится 83% от всего количества. Низкий уровень не выявлен.
Приложение
Конспект игры-занятия № 1 «Таня проснулась»
Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Таня проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.
Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Таня спит в кроватке, тазик для умывания, полотенце, мыло (кирпичик).
Предварительная работа: разучивание потешки «Водичка-водичка»
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Таня? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Таня» (подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Танину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи покрывало и подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран. Таня послушала, как течет водичка, а потом попросила:
«Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
Взяла Таня мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, папа». Андрюша, умой дочку.
Вот какая Таня стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Тане, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду.
Обучение данному игровому действию с куклой можно проводить с детьми с низким уровнем игровых умений.
Конспект игры-занятия № 2 «Напоим Таню чаем»
Цель: Развитие у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Таня проснулась, умылась, напилась чаю.
Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Таня спит в кроватке, тазик для умывания, полотенце, мыло (кирпичик), набор чайной посуды, оладушки (кружки из пластика)
Предварительная работа: знакомство с игровым действием «Таня проснулась», дидактическая игра «Напоим Таню чаем»
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Таня? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чаю приготовлю».
Посмотрите какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Таня. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!
После того, как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, чашка, сахарница, хлебница. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.
Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, катаются на качелях, на машине и т.д.
Конспект игры-занятия № 3 «Оденем Таню на прогулку»
Цель: Развитие умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.
Оборудование: комплекты верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).
Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда».
Ход игры. Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Таня уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку». Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, синие)».
«Наденем на ножки
Новые сапожки
Пустим по дорожке.
Будет доченька ходить,
Сапожки новые носить. (Е.Благинина «Новая одежда»)
Чтобы Таня не замерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочке кофточка? (Большая, теплая, красная). Что теперь будем одевать? (шапку). У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (большая, красная). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам (пальто, шубу).
«Моя Таня маленька
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Таня чернобровая».
При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла» (муз. М. Старокодомского, сл. О. Высотской).
«На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей».
Конспект игры-занятия № 4
«Научим куклу Таню раздеваться после прогулки»
Цель: Совершенствование умений выполнять в игре два-три последовательных действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.).
Оборудование: куклы (2-3) одетые на прогулу. Шкаф для кукольной одежды.
Предварительная работа: дидактическая игра "Научим Таню раздеваться после прогулки».
Ход игры: воспитатель говорит: «Моя дочка Таня вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться». Сначала развяжем шарф.
«Развязали Таненьке
Шарфик полосатенький»
(А.Барто «Таня в яслях»)
Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно.
«Вещи надо убирать
Не придется их искать» (А.Барто «Маша-растеряша»).
А сейчас, что мы поможем снять нашим дочкам? (шубу)
«Моя Таня маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Таня чернобровая»
Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.
Куда мы повесим шубу? (в шкаф).
Что мы еще не сняли? (сапожки)
У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (большие, синие). Куда мы поставим сапожки? (в шкаф)
«Снимем с ножки
Новые сапожки».
Андрюша, Таня спрашивает, можно уже идти играть? (нет). Что еще надо снять? (колготки). У моей Тани маленькие красные колготки, а у твоей дочки какие? (большие, синие). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!
«Вот они сандалики у нашей Тани-крошки.
Этот с правой ножки, этот с левой ножки» (Е.Благинина «Научи обуваться и братца»)
А теперь можно играть? Нет, надо умыться.
Конспект игры-занятия № 5 «Покатаем кукол на машине»
Цель: Формирование умений у детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Продолжать развивать умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир)
Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики), рули (2-3 штуки), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т.п., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т.п.)
В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
Предварительная работа: сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.
Ход игры. Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала куклу Таню и говорит: «Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот тебе руль. Покатай, пожалуйста мою Таню»)
Во время игры воспитатель поет песню «Машина» (муз.Попатенко, слова Н.Найденовой)
«В машине, в машине шофер сидит.
Машина, машина идет гудит:
«Би-би-би!» Би-би-би!
В машине, в машине ребят полно.
Поехали дети глядят в окно:
«Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети. Машина, стой!»
«Спасибо, Саша», говорит педагог, - ты был хорошим шофером. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету). А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить. Что сначала поставим? (кубики) А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку- пластину и поставить кирпичик – получится кабина шофера) А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров. Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина» (дети подпевают).
Конспект игры-занятия № 6 «Новая комната для кукол»
Цель: Совершенствование умений у детей объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.
Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т.д.). В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.
Предварительная работа: постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям спрашивает: «Это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме?» (куклы, мишка, зайка и т.д.) Но кукла Таня говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки? Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване. Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели и т.п. Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру, приговаривает:
«Баю-бай, баю-бай.
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди»
Или: «Наступила ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко» (П.Воронько «Спать пора»)
Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»:
«Час обеда подошел,
Села Таненька за стол»
Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.
Конспект игры-занятия № 7 «Купание куклы Тани»
Цель: Совершенствование умений объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), «шампунь», мыльница, полотенце, тазик, кукла Таня, у нее «испачканы» руки.
Предварительная работа: д/и «Купание куклы Тани».
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
«Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?» (А.Барто «Девочка чумазая»).
Затем говорит детям: «Моя дочка Таня испачкалась. Надо ее искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды в ковшике. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце?» (дает поручение Ване, Андрею, Коле). Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Тане раздеться. Вика, а ты принеси для Тани чистую рубашку, трусики. Андрюша, начинай мыть Таню. Куда надо посадить куклу? (в ванночку) А сейчас, Андрюша, что ты будешь делать? (Помою кукле Тане голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги). Попроси Вику намылить Тане голову мылом, а ты будешь поливать.
Хлоп-хлоп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Таненька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Таненька помоется,
Причешется, оденется. (С.Капутикян «Хлоп-хлоп»)
Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Тане русскую народную песенку:
«Баю-баю, баиньки,
В огороде – заиньки.
Зайки травку едят,
Тане спатеньки велят»
Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
Конспект игры-занятия № 8 «Кукла заболела»
Цель: Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.
Оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы-заместители), сумка доктора, халат, колпак
Предварительная работа: беседа с медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении, рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. Надо уложить Таню в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Тани. Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Танино сердечко: тук-тук-тук? Дыши, Таня. Теперь ты, Вова, попроси Таню глубоко дышать. Где ложечка? Таня, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Тани красное и температура высокая. Теперь Таня пусть поспит.
Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:
«Тихо. Тихо. Тишина.
Таня бедная больна.
Таня бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится».
«Давай, Вова, споем Тане песенку» (желательно взять хорошо знакомую детям песню). Вот видишь, мы развеселили Таню, и она быстро поправилась». Игру целесообразно повторять в течение одной-двух недель с другими игрушками, например, с мишкой, зайкой и т.д.
Началом для подобных игр могут служить стихи:
-Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
-Не могу, больной.
-Ой, ой, ой, бедный! (Е.Благинина)
Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится –
У кого будешь лечиться? (Е.Чарушин, Е Шумская)
Конспект игры-занятия № 9 «Построим куклам дом»
Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.
Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.)
Предварительная работа: занятие по конструированию на тему: «Домик для куклы»
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.
В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом?» (из кирпичиков). Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной). Это будут стены дома. А как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены). Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике? (если кукла высокая, то воспитатель показывает, как строить высокий дом).
В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой, детей: одному предлагает сделать забор, другому –дорожку к дому и т.д.
Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек),
Когда постройка дома или домов закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Таня. Педагог читает потешку:
Таня, Таня маленька,
Таненька удаленька.
Пройди по дороженьке,
Топни, Таня, ноженькой.
Конспект игры-занятия № 10 «Сделаем Тане красивую прическу»
Цель: Обогащение содержания игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр.
Оборудование: расчески, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.
Предварительная работа: рассматривание соответствующих иллюстраций.
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Тани сегодня день рождения. Таня хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Таню красиво». Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку красиво? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Я причешу Таню, а ты свою дочку. Сейчас можно бантики им завязать. Я возьму синий. У Тани синее платьице и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье какого цвета? Какой ты выберешь бантик?
Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы все уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Тане подарок ко дню рождения.
Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряя игры «рядом», «вместе».
Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет. Затем идут в «кино», «магазин» и т.д.
Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «подстригите, пожалуйста», «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.
Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии
Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии...
Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...
"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Совместная деятельность педагогов с родителями в группе раннего возраста.Круглый стол на тему:"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"...
Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второги и третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной ...
Круглый стол с родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики»
Цель:Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развитияЗадачи: Раскрыть понятие мелкой моторики;Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; Повысит...
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "...
Совместная деятельность по развитию речи детей раннего возраста «Игры с водой»
Для педагогов ДОУ...