Круглый стол с родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Цель:
Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития
Задачи:
- Раскрыть понятие мелкой моторики;
- Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
- Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
- Сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
- Познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.
Форма проведения: мастер-класс.
Участники: воспитатели, родители, дети группы.
Оборудование:
- Выставка пособий, дидактических игр, развивающих мелкую моторику рук для родителей;
- Памятка «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» на каждого;
- Дидактические игры «Весёлое солнышко», «Большая стрика», «Помоги ёжику», прищепки.
Ход мероприятия:
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя).
2 «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» (выступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
4. Совместное занятие по развитию мелкой моторики у детей.
Программные задачи по работе с детьми:
- Развитие мелкой моторики, координации движений, развитие умения производить действия пальцами в соответствии с текстом потешки;
- Развивать моторной ловкости пальцев рук, расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
- Вводить в игру детей предметы – заместители;
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_s_roditelyami.docx | 219.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №53
Колпинского района г Санкт-Петербурга
Круглый стол с родителями
«Развитие речи детей раннего возраста
с помощью мелкой моторики»
Подготовили воспитатели:
Барышникова И.В.
Дацун А.Е.
Санкт-Петербург
2019г
Круглый стол с родителями на тему:
«Развитие речи детей раннего возраста
с помощью мелкой моторики»
Цель:
Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития
Задачи:
- Раскрыть понятие мелкой моторики;
- Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
- Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
- Сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
- Познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.
Форма проведения: мастер-класс.
Участники: воспитатели, родители, дети группы.
Оборудование:
- Выставка пособий, дидактических игр, развивающих мелкую моторику рук для родителей;
- Памятка «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» на каждого;
- Дидактические игры «Весёлое солнышко», «Большая стрика», «Помоги ёжику», прищепки.
Ход мероприятия:
1. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи (выступление воспитателя).
2 «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика» (выступление воспитателя)
3. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями.
4. Совместное занятие по развитию мелкой моторики у детей.
Программные задачи по работе с детьми:
- Развитие мелкой моторики, координации движений, развитие умения производить действия пальцами в соответствии с текстом потешки;
- Развивать моторной ловкости пальцев рук, расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.
- Вводить в игру детей предметы – заместители;
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Методы и приемы:
Словесные: объяснения, вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово.
Наглядные: игрушки.
Практические: игры с материалом.
Ход круглого стола:
Первый воспитатель: Уважаемые родители, мы рады встрече с вами. У меня в руках мяч. Мы его будем передавать соседу, и говорить приятные слова, комплименты.
Игра «Комплимент» (сплочение родительского коллектива, создание положительного эмоционального фона).
Второй воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?
(Пальцы.)
Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста.
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?
Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями ног и рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной. В сферу мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисовать и писать.
В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша.
Сначала малыш рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими. Берет предмет всей своей ладонью, потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой. Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.
Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский.
Стимулируя развитие мелкой моторики, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе.
Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.
Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. Координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на эту проблему и подобрать специальные игры или упражнения.
Задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.
Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику, какие вы используете для этого игры и занятия дома? (Ответы родителей.)
Первый воспитатель:
Мелкую моторику рук развивают: Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать; сжимать – разжимать; выливать – наливать; насыпать – высыпать; проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.; Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.; Игры на развитие мелкой моторики
- лепка и рисование пальчиковыми красками;
- игры с бумагой;
- игры с бросовым материалом (бусинки, пуговицы, прищепки);
- игры с природным материалом (шишки, песок, вода… игры с крупой, фасолью);
- пальчиковый театр;
- игры с счётными палочками;
- мозаика, шнуровка, пирамидки, матрёшки, вкладыши, лабиринты, счёты, кубики, пазлы, разрезные картинки;
- конструктор;
- строительный материал.
Как вы думаете, что ещё очень хорошо развивает мелкую моторику рук и речь ребенка, не требуя никаких дополнительных пособий, точнее эти пособия всегда с вами?
(Ответы родителей.)
Конечно это пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает усидчивость, умственные способности, внимание, память, мышление;
- развивает тактильную чувствительность;
- создают благоприятный эмоциональный фон;
- формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл.
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.
А сейчас мы предлагаем вспомнить знакомые Вам пальчиковые игры. Какие вы знаете пальчиковые игры.
(Ответы родителей.) Второй воспитатель: Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай разомнем наши уставшие ручки.
Игра с родителями из серии "Расскажи стихи руками".
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
(стучим ребром ладошек)
Мы морковку трем, трем,
(трем кулачками)
Мы капусту солим, солим,
А потом всё жмём, жмём.
(сжимаем все пальцы)
«Апельсин»
Мы делили апельсин
(руки сжаты в кулачок)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
(разгибаем пальчики)
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Это долька для бобра,
А для волка — кожура!
(встряхнуть кистями рук)
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, дети могут взять их в любое время и заниматься.
В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям и педагогам ДОУ развивать у детей мелкую моторику. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Сейчас мы вам покажем, чем же в своей деятельности занимаемся с детьми мы по развитию мелкой моторике.
Наглядный показ воспитателей игр на развитие мелкой моторики.
Первый воспитатель: Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений для развития мелкой моторики рук. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
При условии участия в этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи, творческих способностей малыша и координации движений пальцев рук детей.
Развитие мелкой моторики очень важно, потому что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не причем. Вы и только Вы способны в большей мере помочь своему ребенку в этом непростом деле. Все это – залог успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.
Второй воспитатель: Уважаемые родители в конце нашего собрания нам бы хотелось предложить для вас небольшое домашнее задание: изготовить дома, совместно с вашим ребенком, а может и всей семьей, - пособие для развития мелкой моторики рук с использованием бросового материала. И в память о нашей интересной встречи мы вам дарим памятки «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», «Зачем нужна детям пальчиковая гимнастика»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...
«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики....
Круглый стол с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
круглый стол...
Круглый стол с родителями "Значение ритуалов в жизни детей раннего возраста"
ритуалы и их значение у малышей...
Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»
В практике моей работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошко...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук»
Цель: показать родителям методы и способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2-3 года) в домашних условия.Задачи: - сформировать у родителей представление о важности...
Круглый стол для родителей Тема: «Развивающие центры для детей раннего возраста»
повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей раннего возраста дошкольного возраста....