Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
статья по развитию речи (младшая группа)

Подымникова Наталья Викторовна

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второги и третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи. Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пальчиковые игры31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Пальчиковые игры – весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. “Рука – это инструмент всех инструментов”, сказал ещё Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании “Эмиль” так написал о потребностях маленького ребёнка: “… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…”.

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи у детей. Это связано с тем, что на пальчиках находится множество нервных окончаний, возбуждение которых активирует кору головного мозга и способствует освоением ребенка новых звуков, которые впоследствии малыш будет складывать в слова. А далее он сможет придумывать рассказы и сочинять свои сказки. Был бы достаточным словарный запас и развита фантазия.

Пальчиковые игры способствуют развитию не только речи ребенка, но и благотворно влияют на его общее развитие, а именно:

  • Развивают кисти ручек, укрепляя мышечный каркас. С помощью натренированных рук он сможет увереннее держать ручку и рисовать или писать;
  • Способствуют развитию речи, правильному произношению и обогащению словарного запаса. Малыш может просто показать на то, о чем он хочет узнать подробности;
  • Способствуют новым сенсорным впечатлениям ребенка. А расширение познания окружающего мира помогают крохе развиваться;
  • Помогают ребенку концентрировать внимание и сосредотачиваться на чем то одном. Для учебы, при создании интересной поделки у малыша будет множество отвлекающих факторов, важно уметь в этот момент сосредотачиваться на чем-то одном;
  • Пальчиковые игры могут помочь ребенку выучить цифры и научиться считать. Просто загибайте и разгибайте, считая пальчики малыша. Можете начать считать или показать нехитрые математические действия. Малыш с радостью ответит вам взаимностью и будет с удовольствием играть в пальчиковые игры во время уроков по раннему развитию;
  • Помогают ребенку ориентироваться в пространстве (осознать где лево, где право, что ниже, а что выше). Он сможет уже на подсознании правильно запомнить и спокойно ориентироваться в пространстве. В дальнейшем вы сможете играть в "Холодно-Тепло-Жарко", помогая усвоится полученным знаниям. Вначале будете играть вместе с ним, а потом кроха сможет ориентироваться отдельно. А дальше вы можете группу карапузов обучать таким важным, но порой сложным для них параметрам.

Виды пальчиковых игр в развитии детей

Пальчиковые игры могут быть реализованы через разные виды деятельности:

  • Потешки, стишки и песенки;
  • Рисование (красками, песком, крупами и так далее);
  • Лепка (пластилин, соленое тесто, глина, самозатвердевающий пластик и так далее);
  • Игры предназначенные для мелкой моторики (сортеры, разные на ощупь предметы, шуршалки, книжки-пищалки и другие интересные и необычные игрушки).

Для того, чтобы пальчиковые игры дали положительный результат и развивали речь малыша, стоит разделить игру на этапы:

  • Стоит обсудить с ребенком, как будет проходить ваша игра. Важно чтобы малыш понимал, что его участие — это основная идея игры. И что важно не просто победить, но и выполнить ряд задач.
  • Для начала покажите ребенку действия, которые и будут являться самой пальчиковой игрой. Четко и ясно выполните задуманные действия, проговаривая их малышу.
  • В первые разы родители могут немного побыть “кукловодами” и поманипулировать ручками ребенка. Это поможет ребенку немного раскрепоститься и почувствовать пространство вокруг себя. Понять, что от него требуются и узнать как лучше двигать пальчиками и руками.
  • Спустя время малыш научиться выполнять действия с помощью родителей.
  • Когда ребенок совсем привыкнет и запомнить все движения – он сможет сам играть и проговаривать текст.

Правила проведения пальчиковых игр для развития речи

Чтобы пальчиковые игры стали для родителей и ребенка приятным времяпрепровождением, радовали мам, пап и малыша, они должны проходить по некоторым правилам, соблюдать которые очень легко:

  • Покажите свою заинтересованность. Ребенку всегда важно и приятно знать и видеть, что игры с ним приносят удовольствие. Если родители смогут показать ребенку, что им тоже нравятся пальчиковые игры, то малыш будет активнее принимать участие в игре — ведь даже маме с папой это нравится!
  • Последовательность и терпение. Потешки и стишки, которые будут служить речевками к пальчиковым играм должны постепенно произноситься. Не ждите, что ребенок сразу запомнит весь текст, потому что он будет постепенно соотносить и ассоциировать действия со словами. Вообще старайтесь требовать от малыша только то, к чему он готов.
  • Репертуар. Из множества пальчиковых игр выберите несколько и постоянно показывайте их малышу. Когда ребенок выучится сам, родители смогут понять, какие нравятся больше, а какие меньше. Самые любимые игры и песенки оставьте, а те, что выполняются с меньшей радостью, постепенно заменяйте на другие пальчиковые игры.
  • Скажите «нет» сложным задачам. Даже если ваш ребенок уже большой, не требуйте от него невозможного. Все дети развиваются по-своему и поэтому ребенку может понадобиться больше времени на прохождения того или иного этапа обучения игре. Не давите на своего малыша, иначе пальчиковые игры просто станут неинтересны для него или даже будут ассоциироваться с чем-то тяжелым и неприятным.
  • Не принуждайте. Конечно, занятия пальчиковыми играми должны проходить довольно регулярно, ведь они предназначены развить ребенка, а не только развлечь. Но если ребенок не хочет, по тем или иным причинам, играть – не заставляйте его. Возможно, он сам вскоре вспомнит о веселой игре и попросит вас поиграть с ним. Может он хочет спать или еще слишком голоден, такое тоже нельзя исключать.
  • Поощрение. Всегда хвалите ребенка и обращайте не только свое, но и его внимание на его успехи. Не акцентируйте внимание, если малыш путает какие-то слова или строчки местами — со временем, когда вы будете проговаривать для него правильный вариант, он запомнит и исправится сам.

Влияние пальчиковых игр на развитие детей

Пальчиковые игры развивают не только речь ребенка и его физические возможности, они так же обладают рядом благоприятных свойств:

  • В первую очередь, как и любые развивающие игры, пальчиковые занятия – это пища для ума ребенка.
  • Пальчиковые игры создают условия, опережающие развивающие способности карапуза.
  • Такие игры способствуют развитию самостоятельности у ребенка. Малышу становится самому интересно, как он сможет сложить свои пальчики, какие звуки сможет издать. Возможно, ваш малыш еще сам придумает игры для себя и родителей, когда его речь будет достаточно развитой.
  • Пальчиковые игры могут охватывать множество тем. Это может быть изучение животных и их повадок, обучение счету и пространственных понятий. Такие игры не что иное, как свободное творчество. Дайте малышу увлечься этим и он сможет проявить свои творческие способности в каких-то других сферах, понимая, что это весело и интересно.
  • Так же, пальчиковые игры развивают положительные способности не только в детях, но и в родителях. Занятия с ручками и пальчиками малыша научат мам и пап терпению, ведь как взять игру в свои руки, если она основана на пальчиках и движениях самого ребенка. Очень сложно просто бусинку нанизать даже на шнурок, а уж про последовательность действий в "ладушках" и говорить нечего – с первого раза не ждите максимального результата.

Развитие речи через пальчиковые игры и массаж у малышей

Когда вы уже слышите первые слова или попытки сказать эти слова от вашего малыша — это всегда большая радость и удовлетворение. Но несправедливо требовать повторения стишков от, например полугодовалого ребенка. Для совсем крохотных детишек подойдет массаж ручек, которые поспособствует раннему развитию ребенка. Однако, важно знать, как правильно делать массаж маленьких ручек.

Зоны действия массажа это пальчики, ладошки и предплечья малыша, а так же его кисти.

Основными движениями для массажа детей считают:

  • Постукивания подушечек пальчиковой;
  • Поглаживание;
  • Круговые движения;
  • Растирания.

Любые движения массажа могут иметь три разных темпа: быстрый, средний или медленный. Что касается быстрого массажа, то он способствует повышению возбудимости нервной системы, то есть, как бы активирует и будет её. Средний темп массажа успокаивает, его можно делать перед сном ребенку, читая ему сказки на ночь. Медленный темп, в противоположность быстрому, понижает возбудимость ЦНС. Что подойдет вам – решать вам, все будет зависеть от того, какого именно результата вы хотите добиться.

Если в массаже используются поглаживания, то они могут выполняться ритмично, спокойно и свободно. Движения могут быть спиралевидными, кругообразными или же совершаться по прямой. Использование всех техник будет являться комбинированным массажем.

Для растираний свойственно легкое давление на ладошку и пальчики ребенка, движение по зигзагу или спирали.

В использовании постукивания присутствуют вибрации, которые могут быть сильными или слабыми. Первые способствуют снижению тонуса мышц рук и пальчиков, вторая же, наоборот, повышает тонус.

Приёмы:

• постукивания подушечками пальцев,

• растирание,

• поглаживание основания пальцев,

• круговые движения по ладоням,

• лёгкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

• Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

• Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Варианты пальчиковых игр для развития речи

Одним из вариантов пальчиковых игр является маленький кукольный театр. Сейчас в детских магазинах можно найти готовые наборы пальчиковых кукол: это могут быть и животные, и люди, и даже персонажи сказок, например, сказки про репку. Если вы не хотите покупать готовые наборы, можете смастерить в домашних условиях свой собственный пальчиковый театр. Причем не обязательно шить маленькие тканевые колпачки или обладать талантом к изобразительному искусству — найдите колпачки от фломастеров или маленьких бутылочек, нарисуйте глаза, носики и улыбочки и ваши собственные персонажи готовы! Важно включить фантазию!

Пальчиковый театр подходит в качестве развлечения совсем маленьким детям, а вот детки постарше, дошкольного возраста, могут выбрать себе роли и участвовать в представлении вместе с вами. Дети сами смогут придумывать движения и даже реплики персонажей. Такой опыт поможет ребенку раскрепостится и почувствовать себя хозяином игры. Участие в маленьком пальчиковом кукольном театре (кстати, мастерить вместе с ребенком кукол будет тоже весело и полезно) способствует:

  • Развитию воображения. Когда ребенок будет уводить повествование игры в нужное ему русло, не препятствуйте ему. Пусть малыш сам решит, какие истории он придумает персонажам.
  • Любознательности. Как же интересно превратит свои ручки в целый мир интересных людей и животных, которыми ты можешь управлять сам! Это же настоящее волшебство!
  • Творчеству. И изготовление кукол и разного рода игры с ними помогут раскрыть в ребенка его творческие способности.
  • Пальчиковый театр поможет ребенку тренировать память. Сколько сил нужно маленькому мозгу, чтобы запомнить все 10 пальчиков, но ведь это так интересно.
  • Развитию усидчивости. Если ребенок будет заинтересован в игре, то он с радостью будет выполнять поставленные перед ним цели.
  • Это просто отличный вариант пальчиковой игры в развитию детей. Популярной пальчиковой игрой является создание для ребенка сенсорного бассейна. Он направлен на получения новых тактильных ощущений. Сделать его не составит большого труда. Выберите контейнер такого размера, чтобы малыш мог играть в нем ручками, сидя на полу или за столом. Составить бассейн можно из подручных средств: крупы, макарон разных размеров и форм, так же хорошо подойдет декоративный грунт — он бывает разного размера и ярких цветов. Использование такого бассейна подразумевает свободную игру малыша. Ребенок может какое-то время самостоятельно перебирать все составляющие, изучая формы и поверхность предметов. В последствии, родители могут придумать различные задания, например, можно предложить малышу выбрать все макаронины (горошины, камешки).

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Литература

1 Бардышева Т. Ю. “Умелые пальчики

2 Рузина М. С. “Страна пальчиковых игр

3 Янушко Е. “Помогите малышу заговорить!"

4 Светлова И. “ Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук”

5 Хвостовцев. А. Пальчиковые игры для детей

6 Новиковская О. “100 упражнений для развития речи

7 Кольцова М. М. “Двигательная активность и развитие мозга ребенка

8 Крупенчук О. П. Развиваем мелкую моторику”

9 Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников

10 Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии

Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии...

Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...

"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

Совместная деятельность педагогов с родителями в группе раннего возраста.Круглый стол на тему:"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"...

Круглый стол с родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики»

Цель:Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развитияЗадачи: Раскрыть понятие мелкой моторики;Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; Повысит...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "...

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр»

В статье представлены содержание и виды пальчиковых для развития речи дошкольников....