Программа кружковой работы Детей от 4-5 лет «Почемучки»
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа экспериментальной деятельности в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_baklanova.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
Детей от 4-5 лет
«Почемучки»
Экспериментальная деятельность
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей на основе образовательной программы , используемой в детском саду, не противоречит федерально государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность программы состоит в том, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопрос «как? », более полно удовлетворить естественную любознательность детей. Во время экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Детям нравится проводить различные эксперименты, это объясняется тем, что детям присуще наглядно – действенное, наглядно – образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Значение экспериментирования заключается в том, что при помощи несложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений и процессов, как в живой, так и в неживой природе.
Чтобы развить интерес к экспериментированию, прежде всего надо правильно подойти к подбору приёмов, использующихся при развитии у детей умений экспериментированию. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка разработана кружковая деятельность «Почемучки».
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.
2. Развивать у детей мыслительные процессы, познавательные способности.
3.Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
4. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
6. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:
7. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность – Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 15-20 минут.
Форма организации занятий: подгрупповая
Количество воспитанников – 17 человек
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Список детей
В средней группе ( с 4-5 лет)
МДОУ «Детский сад №72»
1. Горкин Юрий
2. Горшков Тимур
3. Губин Александр
4. Ерехметьева Алиса
5. Иванова София
6. Канатова Амира
7. Корниенко Николай
8. Косырева Алиса
9. Нагиев Мирягуб
10. Павлочев Никита
11. Политкина Дарья
12. Ризаева Вероника
13. Савченко Валим
14. Собченко Арина
15. Соколов Артем
16. Укубасов Дархан
17. Шевчук Анна
График работы
Кружка «Почемучки»
В средней группе ( с 4-5 лет)
МДОУ «Детский сад №72»
Понедельник | - |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | 15-40 |
Пятница |
Перспективное планирование работы
Кружка «Почемучки»
2023-2024 учебный год
Месяц | Тема | Задачи исследовательской деятельности | Формы работы |
Октябрь | 1. «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории | Беседа «Что такое лаборатория?», игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» |
2. «Путешествие с капелькой» | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. Материалы: ёмкости разной формы, вода. | Игра - путешествие | |
3. «Вода прозрачная, но может менять цвет» | Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет. Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами. | Проведение опытов с водой «Окрашивание воды», «Очищение воды», игра «Спрячь пуговку» | |
4. «Свойства льда» | Познакомить со свойствами льда (лед - это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности | Беседа «Как воду превратить в лед», опыты со льдом, изготовление «цветных льдинок». | |
Ноябрь | 5. «Вес предмета» | Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу | Опыты по взвешиванию предметов разными способами. |
6. «Плавучесть предметов» | Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом | Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой. Игры: «Поплывет не поплывет», «Плавает-тонет». | |
7. «Магнит. Испытание магнита». | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком | Опыты с магнитом. Работа по схемам. Игры на магнитной доске. | |
8. «Чудесная мука». | Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование, дать детям понятия: мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, оставляет отпечатки. | Экспериментирование с мукой. Изготовление из соленого теста печенье. | |
Декабрь | 9. «Ткань и её свойства» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т.д | Беседа «Для чего нужны ткани» Рассматривание различных видов тканей. Выделение свойства тканей. |
10. «Бумага, ее качества и свойства» | Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Рассматривание предметов, беседа «Как делают бумагу?», опыты на определение свойств. | |
11. «Измерение глубины снежного покрова» | Развивать интерес к исследовательской деятельности. | Проведение исследования на свежем воздухе. | |
12. «Свойства снега» | Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в снег, лед при низких температурах). Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха: в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится), в теплую погоду (липкий). | Беседа «Снег, какой он?», загадки, стихи о снеге, опыты со снегом. | |
Январь | 13. «Обследование свойств воздуха» | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным. | Беседа о свойствах воздуха, игры «Что в пакете», «Узнай по запаху», опыт «Взвешивание воздушных шаров», «Игры с соломинкой» |
14. «Ветер. Движение воздуха» | Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Загадка о ветре, изготовление вертушки (по схеме), «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой | |
15. «Эти обыкновенные необыкновенные камни» | Доказать свойства камней экспериментальным путем. | Беседа: «Эти удивительные камни» Рассматривание разнообразных камней. Опыты с камнями. | |
16. «Стекло, фарфор, пластмасса» | Развивать умение сравнивать внешний вид и качество материалов, целесообразность их применения. | Познакомить детей с разными материалами (стекло, фарфор, пластмасса) с их внешним видом, качеством и применением. | |
Февраль | 17. «Свойства металла». | Расширять знания детей о металле и его свойствах. Учить сравнивать, делать выводы. | Беседа о применении металла человеком. Просмотр презентации. Рассматривание альбома «Мир металлов» |
18. Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | беседа с детьми о магните, чтение и рассматривание энциклопедии, проведение опытов. | |
19. Песок, глина. | Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Наблюдения, экспериментирование, экологические игры , труд в природе . | |
20. «Звук» | Формировать представления о звуке и механизме его возникновения – колебание. Как звучат состояния тел. Как распространяется звук в разных средах (твердое, жидкое, воздушное). Высота как свойство звука. Музыкальность и шум. | Игра «Что звучит» Исследование звучания различных предметов. Изготовление музыкальных инструментов. | |
Март | 21. «Растение – живой организм» «Посадка бобов» | Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о строении боба (фасоль, горох), определить алгоритм деятельности по посадке растения | Беседа «Что раньше появляется из семени?», опыт «Замачивание боба во влажной ткани». Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения. |
22. «Необходимые условия для развития растений» | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. | Игра Вершки – корешки» Беседа: « Что необходимо для роста растений». Наблюдение и уход за рассадой. | |
23. «Дышат ли прорастающие семена» | Формировать представления о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ. | Опыты с фасолью. Проращивание семян огурцов. | |
24. «Световая энергия» | Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности. Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа). | Загадки о солнце. Беседа «Что я знаю о Солнце?» Опыты с фонариком, с зеркалом. | |
Апрель | 25. «Волшебный лучик. Радуга» | Показать детям, что солнечный луч может стать разноцветным. | «Игра с солнечным зайчиком», рассматривание картинки «Радуга», опыты с разноцветными стеклами. |
26. Что отражается в зеркале. | познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать. | Наблюдение, экспериментирование. | |
27. Волшебное сито | познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. | Беседа, экспериментирование. | |
28. «Термометр и температура» | Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. Развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице. | |
Май | 29. «Отчего происходит смена дня и ночи» | Развивать умений устанавливать причинно-следственные отношения. | Просмотр презентации. Рассматривание иллюстраций. |
30. «Как образуется тень» | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Материалы: теневой театр, темные и прозрачные предметы, источник света. | Беседа, игра «Свет и тень», дидактическая игра «перечисли, что увидел. | |
31. «Где живёт эхо?» | Подвести к пониманию возникновения эха. Материалы: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. | познавательно -исследовательская деятельность, Просмотр мультфильма «ЭХО», стихи, загадки. | |
32. «Древесина, ее качества и свойства» |
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
• Буклеты для родителей.
• Открытый показ кружковой работы.
• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».
• Фоторепортажи о кружковой работе.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в летний период.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
• Выступления на родительских собраниях.
Методические пособия
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
2. Методические рекомендации Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет
3. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика
5. Дж. Андруз «100 полезных экспериментов»
6. О. В. Дыбина, «Неизведанное рядом»
7. Энциклопедия для дошкольников
8. интернет ресурсы
Наглядные пособия
Обучающие карточки :«Кем быть?», «Времена года», «Деревья».
Оборудование для детского экспериментирования:
микроскоп, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы;
измерительные приборы:
весы, линейки, мерные стаканчики, термометры;
предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы “Лего”, предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы);
коллекции природных материалов: семян, минералов;
оборудование для опытов: пипетки, ложки и др.
Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по познавательному развитию "Почемучка".
Программа расчитана на 1 год обучения. Предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Соответсвует ФГОС....
Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"
Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года....
Программа кружковой работы с детьми дошкольного возраста (средняя группа) «Почемучки» (экологическое воспитание)
Цель работы кружка:Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседн...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Почемучка» для детей 1–2 лет
Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим являет...
Программа дополнительного образования по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучка» направленности для детей 6-8 лет «Совята».
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ...
Программа кружковой работы по познавательному развитию «ПОЧЕМУЧКА»
Программа кружковой работы по познавательному развитию «ПОЧЕМУЧКА»...
ПРОГРАММА кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки».
Программа предназначена для работы с детьми 2-3 лет....