ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Почемучка» для детей 1–2 лет
рабочая программа
Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_1_yas._2020-2021g.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 13 «Звёздочка»
(МБДОУ д/с № 13)
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ д/с № 13 (протокол от _________2020 г.) | УТВЕРЖДЁН приказом МБДОУ д/с № 13 от____________2020 г. |
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«Почемучка»
для детей 1–2 лет
по образовательной области «Познавательное развитие»
на период 2020 г. – 2021 г.
Составители:
А.М. Курбанова
г. Зеленогорск 2020 г.
Оглавление
Раздел 1. | Целевой |
1.1. | Пояснительная записка |
Цель и задачи реализации рабочей программы | |
Принципы формирования рабочей программы | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | |
1.2. | Планируемые результаты программы |
Раздел 2. | Содержательный |
2.1. | Содержание рабочей программы |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы |
2.3. | Взаимодействие с семьями |
Раздел 3. | Организационный |
3.1. | Режим дня |
3.2. | Перспективное планирование работы педагога |
3.3. | Описание материально-технического обеспечения программы |
3.4. | Список литературы |
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
– ФГОС дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155.
Программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 –
1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.
Цель: развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру..
Задачи:
1. Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка (развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия)
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, о живой и неживой природе в процессе игровой деятельности.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость детей;
5. Формировать навыки сотрудничества.
Принципы формирования рабочей программы:
- принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
- принцип систематичности, регулярности занятий;
- принцип прочности овладения навыками;
- принцип наглядности (учет особенностей мышления);
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
- принцип личностно-ориентированного общения (уважение личности ребенка, учёт особенностей его индивидуального развития).
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности
Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие. Ведущей деятельностью в 1,5 – 2 года является предметная (предметно-манипулятивная): действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку).
Малыш воспринимает как реально существующие объекты и явления только то, что можно потрогать, увидеть или идентифицировать с помощью других органов чувств. Именно поэтому маленькие дети очень любят бросать вещи, ударять ими о стену, высыпать что-то из банок, ощупывать предметы или пробовать их на вкус. Исходя из факторов, способствующих познавательному развитию ребенка раннего возраста, программа кружковой работы направлена на развитие, прежде всего, восприятия, а так же внимания, памяти, мышления, мелкой моторики ребёнка.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
1. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей, обогащение активного и пассивного словаря;
2. Развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
3. Развитие способности устанавливать контакты, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
4. Развитие таких качеств личности, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
1-й модуль. Взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта. Учить ребёнка направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей.
2-й модуль. Развивать способности устанавливать контакты с окружающими. Осуществлять целенаправленный выбор по образцу, развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3-й модуль. Продолжать развивать координацию рук, формировать возможность ребёнка понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. Учить обобщению предметов в действии и закрепление их словом.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Основной формой работы с детьми раннего возраста является игровая деятельность.
В процессе реализации программы используются различные методы и средства:
- пальчиковые игры (самомассаж рук);
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
- выставки работ, фотовыставки;
- пение песен, чтение потешек.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут). Занятия проходят с сентября по май.
2.3. Взаимодействия с семьями воспитанников
Привлечение родителей к сбору бросового материала для проведения экспериментирования с предметами и материалами. Консультации для родителей проводятся на следующие темы: «Какие книги читать детям?», «Во что можно поиграть?», «Создание кукольного театра», а также по индивидуальным запросам. Организовываются семейные фотовыставки: «Исследование окружающего мира с мамой и папой», «Проводим дома эксперимент».
Раздел 3. Организационный
3.1 Режим дня
Занятия организуются по подгруппам и индивидуально. При проведении кружка учитываются режимные моменты. Программа рассчитана на 1 год обучения. Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут). Занятия проводятся с сентября по май. Всего 37 занятий.
3.2. Перспективное планирование работы педагога
Перспективное планирование кружковой работы на 2020-2021 уч. г.
Сроки проведения | Тема игры, содержание | Цель | Материал |
Сентябрь | |||
1 неделя | «Делаем дорожки и узоры из песка» Пальчиковые игры «Есть у киски глазки», «Шёл король по лесу» | Развивать мелкую, общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с речью | Поднос с сухим песком |
2 неделя | Кто спрятался в песке? | Развивать мелкую моторику, восприятие, мышление, любознательность | Контейнер с песком и спрятанные в нём игрушки |
3 неделя | «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением фруктов | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание | Вырезанные скомканные цветные картинки «фрукты» |
4 неделя | Пальчиковая игра «Петушок» «Угощение для птиц» - сортировка семян | Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом, мелкую моторику | Два вида семян (подсолнух, тыква, горох) |
Октябрь | |||
1 неделя | Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков Игра «Помоги белочке найти дорожку к домику» - пальчиком провести дорожку к домику пальчиковой краской | Развивать мелкую моторику пальцев, эмоциональное отношение к результату своей деятельности | Карандаши, пальчиковая гуашь, ватман, вырезанные картинки белочки и её домика |
2 неделя | «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением овощей. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, познавательный интерес | Вырезанные скомканные цветные картинки «овощи» |
3 неделя | Тонет – не тонет (погружение в воду различных материалов) | Развивать любознательность | Таз с водой, игрушки (предметы) из разных материалов |
4 неделя | Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба» Игра «Помоги собачке найти дорожку к домику» - собрать из досточек дорожку | Развивать мелкую моторику, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности | Грецкие орехи, игрушка собачки и домик для неё, набор досточек |
Ноябрь | |||
1 неделя | Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. | Развивать общую координацию движений, учить выполнять целенаправленные движения | Крупа (пшено, гречка и др.), ложка, две ёмкости |
2 неделя | «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображением зверей | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь, познавательный интерес | Вырезанные скомканные цветные картинки «звери» |
3 неделя | Игра «Подарок для мышей и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха | Развивать мелкую моторику рук и пальцев | семечки тыквы и подсолнуха, игрушки мышек |
4 неделя | Игра «Море» - дети сильно дуют на кораблик, приводя его в движение (можно поместить рыб в воду для вылавливания сочком) | Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением, развивать любознательность, положительные эмоции | Глубокая ёмкость для воды, бумажные корабли, рыбки, сочок |
Декабрь | |||
1 неделя | «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением одежды | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь, познавательный интерес | Вырезанные скомканные цветные картинки «одежда» |
2 неделя | «Собери бусы на ёлку» - скатывание из разноцв. пластилина (теста) шариков, нанизывание «бусин» на проволоку | Развитие мелкой моторики, любознательности | Разноцв. пластилин (тесто), проволока |
3 неделя | Массаж ладоней - катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями Игра «Снегопад в лесу» - на трафарете зеленой ёлки из бархатной бумаги разложить комочки ваты | Развивать мелкую моторику, учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики | Трафарет зелёной ёлки из бархатной бумаги, вата |
4 неделя | Игра «Новогодняя шарики для ёлки» - скатывание из пластилина шарики | Учить детей скатывать круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями (сильно, слабо) | Пластилин, ватман с изображением ёлки (заранее можно с детьми разукрасить) |
Январь | |||
2 неделя | Игра «Подарки для зверят» - разложить подарки по коробочкам соответствующего цвета | Развитие познавательно-сенсорной практики | Игрушки зверят, контейнеры-коробочки основных цветов, картинки с подарками соответствующие цветам контейнеров |
3 неделя | «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями | Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом | Белая бумага (или салфетки), ёмкость для складывания «снежков» |
4 неделя | Игра «Покатай» - катание карандаша по столу «Плещет рыбка на волнах» - рисование пальчиками волнистых линий, похожих на волны, используя синюю и жёлтую пальчик. гуашь (смешивание двух красок) | Развитие мелкой моторики, любознательности, внимания, положительных эмоций | Карандаши, пальч. краска синяя и жёлтая, заготовки вырезанных картинок рыб, ватман |
Февраль | |||
1 неделя | «Угощение для птиц» - сортировка семян | Развивать мелкую моторику, нравственное отношение | Семена тыквы, подсолнуха |
2 неделя | «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями птиц | Развивать внимание, мелкую моторику, расширять кругозор | Вырезанные скомканные цветные картинки «птиц» |
3 неделя | Игра «Мишка спит в берлоге» - засыпать мишку «снегом» Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом» | Учить мелко, рвать бумагу, развивать координацию общих движений | Мишка в эмитированной берлоге, белая бумага (салфетки) |
4 неделя | Эксперимент «Снег растаял» | Развивать познавательный интерес, обобщение результатов наблюдений (холодный, тает) | Небольшой кусочек снега и ёмкость для него |
Март | |||
1 неделя | «Непослушные шарики» - массаж пальчиков с мячиком - ёжиком. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | Развивать исследовательские действия руки, вынимания предметы на ощупь из мешочка | Мешочек с различными предметами (игрушками) |
2 неделя | «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание | Вырезанные скомканные цветные картинки «посуда» |
3 неделя | «Червячки для грачей» - лепка из пластилина. | Развивать мелкую моторику рук | Пластилин, доски для лепки |
4 неделя | Игра «Водяные пузыри» - дуть в трубочку, опущенную в ёмкость с водой | Развивать мышление, внимание, любознательность | Ёмкость с небольшим количеством воды, трубочка для сока |
Апрель | |||
1 неделя | Игра «Солнечный зайчик» - ловить с помощью зеркала солнечные лучи | Вызывать положительные эмоции у детей, познавательный интерес | Зеркало, яркий свет (солнечные лучи) |
2 неделя | «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц | Развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь | Вырезанные скомканные цветные картинки «домашние птицы» |
3 неделя | Игра «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик» | Жёлтый картонный круг, спички (счётные палочки) |
4 неделя | Игра «Кто же это потерял» - найти соответствующую деталь | Развивать мышление, внимание, любознательность | Картинки с недостающим фрагментом |
Май | |||
1 неделя | «Камушки бывают разные» - ощупывание, рассматривание разных камней (по форме, цвету, размеру) | Развивать познавательный интерес, восприятие | Различные природные камни |
2 неделя | «Водичка-водичка» - эксперимент с водой (переливание) | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая). Развивать мышление, внимание, любознательность | Водяная вертушка, различные ёмкости для воды, лейка, |
3 неделя | «Первая травка» - обрывание цветной (зеленой) бумаги и прикладывании на готовую клейкую основу | Развивать мышление, внимание, мелкую моторику, положительные эмоции | Цветная бумага зеленого цвета, клей, ватман, вырезанные жёлтые цветы (или нарисовать красками с детьми) |
4 неделя | «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов мебели | Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь | Вырезанные скомканные цветные картинки «мебель» |
3.3. Описание материально-технического обеспечения программы
Во время проведения занятий в группе включается спокойная классическая мелодия или детские песни соответствующие тематике игровой деятельности для создания эмоционально-благоприятной атмосферы, положительных эмоций детей.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
- игрушки (резиновые, пластмассовые), мячики (ежи), «чудесный» мешочек;
- счетные палочки, спички;
- пластичные материалы (тесто, пластилин) и доски для лепки, сыпучие (крупы, бобовые, песок);
- грецкие орехи (или шарики схожие по размерам), семена тыквы, подсолнуха;
- бумага (белая, цветная, ватманы А3, картон), карандаши, ПВА клей, пальчиковые краски;
- цветные вырезанные картинки на темы «Фрукты» «Овощи», «Звери», «Птицы», «Одежда», «Посуда», «Мебель»;
- контейнеры-коробочки основных цветов, картинки (или мелкие игрушки) соответствующие цветам контейнеров;
- набор для игры с водой: глубокая ёмкость, стаканчики, трубочки для сока, лейки, водяная вертушка, рыбки, сочок;
- набор различных по цвету и форме камней;
- зеркало, лупа, проволока;
- контейнер с песком, поднос;
- набор картинок с недостающим фрагментом;
- картотека пальчиковых игр, художественного слова (стихи, потешки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар)
3.4. Список литературы
1. Евстратова И.А «Ловкие пальчики» 2016 г.
2. Онофрук Т. Ю. Познавательное развитие детей раннего возраста 2020 г.
3. Петрова С. Е. Познавательно – исследовательская деятельность в первой младшей группе. – 2016.
4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010.
5. Янушко Е.А. Это может ваш ребенок. Серия: 1-3. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы «Мультипликаторы» для детей 6 – 7 лет
Цели программы:Создание условий для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;Развивать у детей творческие способности путем создания мультфильмов;Развитие ли...
программа кружковой работы по оздоровлению детей в детском саду
Данное пособие используется в работе по теме: «Профилактика и коррекция плоскостопия»....
Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей старшей группы.
В программе представлены пояснительная записка, в которой раскрыта актуальность, основные направления, цель и задачи программы кружковой работы "АБВГДейка", а также план реализации кружка ...
Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей подготовительной группы
Программа кружковой работы по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Является продолжением программы "АБВГДейка" для старшей группы. Включает в себя пояснительную записку, основ...
Программа кружковой работы "Театр глазами детей"
Данная программа способствует развитию творческих способностей детей, повышению речевой активности средствами театральной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Данная программа определяет содерж...
Рабочая программа кружковой работы "Квиллинг для детей"
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей...