ПРОГРАММА кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки».
опыты и эксперименты (младшая группа)
Программа предназначена для работы с детьми 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_pochemuchki.docx | 47.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности
«Почемучки».
(Первая младшая группа)
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Пояснительная записка
Доказано, что лишение возможности ребенка экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.
Основная особенность детской познавательной деятельности заключается в том, что малыш познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком.
Эксперимент развивает память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире.
В ходе эксперимента малыш охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный.
Ребенок, исследуя предмет, познает мир.
Ярко выраженная любознательность является важнейшим показателем успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. В целом эксперименты не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но и дают положительные эмоции.
Цель: поддержка и развитие познавательной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании.
Задачи:
Образовательные:
- формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формирование способности самостоятельного исследования предметов;
- обучение умению использовать различные предметы и материалы в исследованиях.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- внимания и памяти;
- речевых способностей.
Воспитательные:
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
- развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня, во вторник. Продолжительность одного занятия составляет 10 минут.
Ожидаемые результаты.
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Работа с родителями
1. Консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
2. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности дома.
Работа с педагогами
Консультация для воспитателей:
«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками, содержание уголков экспериментальной деятельности»
Перспективное планирование кружковой работы с детьми.
№ | Тема | Цели, задачи | Практическая деятельность | Материал | |
Октябрь | |||||
1 | Рябь на воде. Экспериментирование | Цель: развитие дыхательного аппарата. Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему | На стол поставить таз с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь | Таз с водой | |
2 | Погремушки с сюрпризом. Эксперимент | Цель: различие слухового внимания. Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему | Достаём из коробочки погремушки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. | Погремушки с сюрпризом | |
3 | Вода холодная и горячая. Эксперимент | Цель: обучение детей определять температуру веществ и предметов. Задачи: развивать тактильные ощущения. | Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая). | Бутылочки с холодной и горячей водой | |
4 | Чудесный мешочек (по форме). Эксперимент | Цель: обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). Задачи: обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем. | Красивый мешочек, наполненный игрушками (мячики, кубики, кирпичики) | |
Ноябрь | |||||
1 | Воздух под водой. Эксперимент | Цель: наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку. Задачи: развивать дыхательный аппарат. | В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки. | Бутылочки или стаканчики с кипяченой водой, трубочки | |
2 | Лёгкий - тяжелый. Опыт | Цель: знакомство детей с весом предметов. Задачи: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу. | Предложить детям подержать сумочки и определить, какая из них легкая, а какая тяжелая | Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка), а в другой камушки (тяжёлая сумочка). | |
3 | Игры с губкой. Эксперимент | Цель: создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. Задачи:
| Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать | Поднос, вода, поролоновые губки | |
4 | Шарики с сюрпризом. Рассматривание | Цель: развитие мелкой моторики рук. Задачи:
| В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем | Игрушка собачка, шарики с крупой и крахмалом | |
Декабрь | |||||
1 | Прищепки. Экспериментирование | Цель: развитие мелкой моторики рук. Задачи:
| Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия. | Прищепки на веревочках | |
2 | Такая разная бумага. Эксперимент . | Цель: знакомство детей со свойствами бумаги. Задачи:
| Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов. | Предметы из разных видов бумаги (фантики, салфетки, альбомная и др.) | |
3 | Чудесный мешочек (по цвету). Эксперимент | Цель: обучение детей соотносить предметы по цвету. Задачи:
| Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же. | Красивый мешочек, наполненный предметами разного цвета. | |
4 | Игра с пёрышком. Экспериментирование | Цель: создание положительного эмоционального настроения у детей. Задачи:
| Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам: Смотрите, смотрите, что я принесла! | Красивое цветное перышко | |
Январь | |||||
1 | Игры с султанчиками. Эксперимент | Цель: развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Задачи:
| Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются. | Султанчики | |
2 | Чудесный мешочек (по ощущениям). Эксперимент | Цель: развитие тактильных ощущений. Задачи:
| Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он. | Красивый мешочек, предметы колючие, гладкие, мягкие, твердые | |
3 | Развесим платочки. Экспериментирование | Цель: развитие мелкой моторики рук. Задачи:
| Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия | Веревочки для белья, прищепки, платочки | |
4 | Найди по звуку. Эксперимент | Цель: закрепление названий музыкальных инструментов. Задачи:
| К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит. | Игрушечные животные, музыкальные инструменты | |
Февраль | |||||
1 | Снег. Какой он? Рассматривание | Цель: знакомство со свойствами снега. Задачи:
| Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. | Снег | |
2 | Что в пакете? Эксперимент | Цель: Обучение детей действиям по показу. Задачи:
| Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел. | Полиэтиленовый пакет | |
3 | Открываем, закрываем. Опыт | Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
| Хрюша принес баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. | Емкости с крышками с различными наполнителями | |
4 | Ветер по морю гуляет. Опыт | Цель: закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Задачи:
| В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте. | Таз с водой, кораблики | |
Март | |||||
1 | Необычное рисование Опыт | Задачи: показать детям, что многие растения имеют свойство окрашивать; Учить использовать новую технику рисования; Развивать моторику рук; Сделать подарок к 8 Марта для мамы; Получить удовольствие от проделанной работы. | Дать ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой). Нарвать лепестки от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка (помните, что некоторые растения ядовиты) Набросать эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Накрыть ее полиэтиленовой пленкой, закрепить по бокам кнопками и раскатать все это скалкой, либо постучать по ткани молотком. Стряхнуть использованные «краски», натянуть ткань на тонкую фанерку и вставить в рамку. Шедевр юного дарования готов! Получился прекрасный подарок маме и бабушке. | Светлая ткань, лепестки и листья разных цветов, полиэтиленовая пленка, молоточек | |
2 | Фокусы с магнитом. Эксперимент | Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Предложить детям провести магнитом над лежащими на столе предметами. Обратить внимание на то, что некоторые вещи притянулись, определить, что это за вещи. | Магниты и небольшие предметы из разных материалов | |
3 | В какую бутылку нальётся вода быстрее? Опыт. | Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. | Какую песенку поёт вода? («Буль, буль, буль»). Послушаем сразу две песенки, какая из них лучше? Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится. Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему? Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно) | Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. | |
4 | Танцующая фольга. Опыт | Задачи: вызывать чувство радости; создать дружескую атмосферу в группе; развивать мелкую моторику. | Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях. | Фольга и пластиковая расческа | |
Апрель | |||||
1 | Радуга из воды Опыт | Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах неживой природы через практическое самостоятельное познание. Задачи: формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями. | На дно емкости кладется зеркало. На него направляется свет от фонарика. Отражающийся свет необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга | Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. | |
2 | Распускающийся цветок. Опыт | Цель: на примере данного опыта показать детям, как распускаются цветы и, что вода для них необходима; формировать умение делать открытия, выводы | Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода. | Емкость с водой, вырезанные из цветной бумаги цветочки. | |
3 | Плавает, тонет. Опыт | Цель: закрепление знаний о весе предмета. Задачи:
| В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают. | Таз с водой, камешки, пластмассовые шарики | |
4 | Играем с песком. Экспериментирование | Цель: развитие мелкой моторики рук. Задачи:
| Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать | Воронки, ложки, различные пустые емкости небольшого размера, песок | |
Май | |||||
1 | Красочный дождь Опыт | Задачи: вызвать у детей интерес к опытам; показать, как «дождик» капает из «тучки»; развивать чувство цвета | Воду в ёмкости покрыть толстым слоем пены для бритья. Сверху капать на неё жидкими красителями. Через время цветные капельки пройдут сквозь пену, и, попав в воду, будут казаться в ней забавным красочным дождиком. | Прозрачная емкость с водой, пена для бритья, жидкие красители | |
2 | Подводный вулканЭксперимент | Цель: развитие любознательности у детей. Задачи: вызвать восторг у детей любого возраста; учить соблюдать правила безопасности | - Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л - К ней добавляем 100 мл уксуса, его количества зависит от объема воды - В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька - Добавляем к ней краситель - Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет | Широкая и высокая ваза Пузырек пустой Сода пищевая Любой краситель Уксус | |
3 | Цветное и движущееся молокоЭксперимент | Задачи: вызвать у детей в восторг от увиденного, заворожить интересными картинами; побуждать самостоятельно участвовать в эксперименте; пополнить словарный запас (красиво, необыкновенно итд.) | - Наливаем в тарелку молока - Добавляем любые красители - Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке - Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться | Немного молока – около 50-100 мл Неглубокая емкость или тарелка Любые краски Жидкое мыльное средство | |
4 | Что в трубке лежит? Эксперимент | Цель: развитие любознательности у детей. Задачи:
| Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку. | Трубка, игрушка в мешочке (свертке), палочка | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во II младшей группе «Волшебные шарики»
Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых р...
Дополнительная образовательная программа кружковой работы по направлению "Исследовательская деятельность" под названием "Почемучка"
Данная программа расчитана для детей дошкольного возраста (4-7) лет, срок реализации 3 года....
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа
Перспективный план кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности II младшая группа...
КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...
Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная" МБДОУ детский сад №1 с.Стерлибашево Стерлибашевский район Республика Башкортостан ГалиеваГ.Р.
Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности "У дедушки Зная"То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю.Цель:Обеспечить положитель...
Кружковая работа по опытно-экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе «РАЗМЫШЛЯЙКА».
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т.к. предстваленны с учетом актуального развития дошкольников...
Программа кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»
Ребенок это маленькие природный исследователи окружающего мира, перед ними открываются с каждым возрастом всё новые и новые незнакомые природные явления, которые ребёнок узнает через...