Выступление на педагогическом совете ДОУ «НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
консультация

Иоша Людмила Васильевна

Детский сад и семья-основные институты социализации детей. Сотрудничество и взаимодействие их необходимо для всестороннего развития личности ребёнка, хотя воспитательные функции различны.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросам сотрудничества родителей и педагогов. Особое значение имеет взаимодействие учителя‒логопеда с семьями воспитанников, потому что некоторые дети имеют тяжелые речевые нарушения, и их дальнейшее развитие и социализация напрямую зависят от эффективной коррекционной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете ДОУ

«НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Иоша Л.В.

Детский сад и семья-основные институты социализации детей. Сотрудничество и взаимодействие их необходимо для всестороннего развития личности ребёнка, хотя воспитательные функции различны.

Закон Российской Федерации «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО одной из главных задач взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями является психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросам сотрудничества родителей и педагогов. Особое значение имеет взаимодействие учителя‒логопеда с семьями воспитанников, потому что некоторые дети имеют тяжелые речевые нарушения, и их дальнейшее развитие и социализация напрямую зависят от эффективной коррекционной работы. [1]

Родители часто отстраняются от работы по исправлению дефектов речи у детей, в особенности, когда получают регулярную помощь логопеда в детском саду. Причинами такого родительского отношения является непонимание своей роли в коррекции речевых дефектов ребёнка, недостаточное обладание психолого-педагогическими знаниями, отсутствие желания заниматься с ребёнком дома. По мнению современных психологов, Е. Арнаутовой, Н. Кряжевой, следует развивать навыки осознанного отношения родителей к возникающим проблемам общения с детьми, выработке адекватных способов родительского поведения. [2]

Поэтому цель различных форм совместной работы: достичь тесного сотрудничества учителя-логопеда с родителями для достижения лучших результатов в коррекционной-развивающей работе.

Невозможно представить взаимодействие с родителями без наглядной информации. Наглядные-информационные формы чрезвычайно важны для работы с родителями, активизации их активности. Т. В. Кротова классифицируя нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, выделяет информационно-ознакомительные и информационно-просветительские формы. Используя их, учитель-логопед знакомит родителей с особенностями своей работы и обогащает их знания о развитии и воспитании детей-дошкольников с речевыми нарушениями. Общение специалиста с родителями происходит опосредованно. [3]

В своей работе мы используем следующие наглядные формы: стенд, папки-передвижки, тематические выставки, памятки, листовки, буклеты, газеты.

На логопедическом стенде размещены график работы учителя-логопеда, экран звукопроизношения, статьи, посвящённые вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также упражнения для закрепления (дыхательные и артикуляционные упражнения, игры для развития мелкой моторики и слухового внимания). Информация на стенде меняется еженедельно, в зависимости от лексической темы.

Размещённый на стенде экран звукопроизношения, показывает количество нарушенных звуков у каждого из детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители наглядно видят, как продвигается процесс коррекции звуков: какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.

Папки-передвижки позволяют представить разнообразный материал логопедического содержания в условиях дефицита свободной площади. В папке-передвижке «Артикуляционная гимнастика» вниманию родителей представлены комплексы упражнений артикуляционной гимнастики, в папке-передвижке «С пальчиками играем-речь развиваем»-комплексы пальчиковой гимнастики. Комплексы игровых упражнений для развития речевого дыхания размещены в папке-передвижке «Дыхательная гимнастика».

Эффективной формой наглядности, по нашему мнению, являются выставки, представляющие собрание различных материалов логопедической направленности, расположенных для обозрения родителей. Мы используем логопедические альбомы, сборники заданий, а также игры специальной направленности. Выставки проходят, как правило, одновременно с родительскими собраниями и знакомят родителей с теоретическими и практическими вопросами обучения детей, представляя наглядный материал в доступной форме.

В своей работе мы широко используем памятки и листовки-тексты, содержащие лаконичные рекомендации. Такие средства просвещения мы вклеиваем в тетрадь для домашних заданий, помещаем на информационном стенде.

Примерно раз в месяц в логопедической группе выходит газета, отражающая жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

В последние годы под воздействием сети Интернет изменилось образовательное пространство. Родители достаточно много времени проводят в социальных сетях. Используя сайт нашего дошкольного учреждения, мы предоставляем родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада: размещаем видеофрагменты логопедических занятий с детьми, полезные советы педагогической направленности. Информация на сайте нашего учреждения обновляется ежемесячно.

Таким образом, использование разнообразных наглядно-информационных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Мы хотели бы отметить следующие изменения:

  • родители стали проявлять интерес к содержанию образовательного процесса (увеличилось количество вопросов к учителю-логопеду, касающихся особенностей речевого развития детей);
  • начали активно участвовать в жизни дошкольного учреждения. Став активными участниками жизни детского сада и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», вносят свой вклад в обучение, приобретают новые знания.

Список литературы

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  2. Арнаутова Е.П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагог. сопровождение семей с детьми 5-7 лет. ФГОС ДО. М., 2016.

  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя - логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

Аннотация. В статье раскрываются проблемы во взаимодействии учителя – логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи, рассмотрены эффективные формы взаимодействия учителя – логопеда и родителей. ...

Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС.

Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС...

«Деятельность учителя-логопеда в ДОУ в условиях реализации ФГОС».

Коррекционно-развивающая работа организованная в системе сотрудничества(специалистов, родителей, воспитателей) с использованием разнообразных форм работы направлена прежде всего на повышение качества ...

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность темы заключается в том, что современным родителям необходима...

Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Сотрудничество с родителями в условиях логопедического пункта представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых...

Деятельность учителя-логопеда в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Деятельность учителя-логопеда в ДОО в условиях реализации ФГОС....