Познавательное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО
методическая разработка (младшая группа)
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целого и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_poznavatelnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_v_ramkah_realizatsii_fgos_do.docx | 1006.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Познавательное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
МБДОУ «ДС № 244 г. Челябинска»СП
Подготовила: Украинских С.В., воспитатель
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целого и др.)
Цель: игра как особое пространство для формирования познавательного развития ребенка раннего возраста
Задачи:
1. Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности
2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.
3. Формировать элементарные представления о людях, об их внешнем виде, действиях, одежде
4. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского осприятия: зрительного, слухового, осязательного.
5. Формировать обследовательские действия; учить детей выделять цвет, форму, величину, сопоставлять предметы между собой.
6. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, их действий или действий с ними.
По изготовленным практическим материалам разработана картотека дидактических игр для детей раннего возраста (1,6-3 года):
Д/и «Передвижная ширма-времена года»
(2-3 года)
Цель: формирование у детей понятий о временах года, одежде и обуви детей
Задачи:
- создать игровую обстановку;
- заинтересовать детей новыми пособиями понятий времена года, одежда детей;
- формировать понятие – зима, признаки зимы;
- дать понятия одежда зимой мальчика/девочки;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
- развивать координацию, движение рук (умение приклеить на липучку)
Описание: на ширме съемные детали на липучках.
Элементы одежды и явлений природы изготовлены из фетра, которые размещаются в кармашках из клеенки.
Д/и «Передвижная ширма- животные» (2-3 года)
Цель: восприятие мира животных (диких, домашних)
Задачи:
- создать игровую обстановку;
- формировать понятие дикие, домашние животные;
- формировать понятие животных и их детенышей;
- формировать понятие где живут те или иные животные;
- формировать навыки доброжелательности, самостоятельности;
- развивать координацию, движение рук (умение приклеить на липучку)
Описание: на ширме съемные детали на липучках. Изготовлены из клейкой бумаги на основе потолочной плитки.
Д/и «Подвижная ширма-профессии» (Парикмахер. Врач)
(2-3 года)
Цель: формирование у детей понятий о профессиях взрослых. Игровой материал для сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
- создать игровую обстановку
- заинтересовать детей новыми пособиями понятия профессии;
- формировать понятие – парикмахер, врач, атрибуты к профессиям, как ими пользоваться;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
- развивать координацию, движение рук (умение приклеить на липучку)
- учить аккуратно пользоваться атрибутами.
Описание: на ширме съемные детали на липучках.
Элементы одежды изготовлены из фетра. Есть кармашки для размещения атрибутов сюжетно-ролевых игр.
Д/и «Книжки-развивашки» (2-3 года)
Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики пальцев, предметный мир
Задачи:-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
-развивать сенсорные способности;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Д/и «Веселые картинки» (2-3 года)
Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Оборудование: карточки с изображением предметов; картинки на деталях конструктора, соответствующие изображениям на карточках
Ход игры: перед детьми на столе лежат деталях конструктора с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.
Д/и «Найди половинку» (2-3 года)
Цель: расширить представление ребенка об геометрических фигурах и цветах
Задачи: учить детей складывать из двух частей целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, связную речь. Воспитывать самостоятельность, интерес к играм.
Ход игры
Перед ребенком на столе детали с геометрическими фигурами разных цветов и наглядные образцы. Каждый ребенок берет одну половинку, находит вторую половинку и называет геометрические фигуры, какого они цвета.
Д/и «Цветные резиночки» (2 - 3 года)
Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики пальцев.
Задачи: Учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения картинки и расположения резинок на пальцах, соотнесения рисунка и ладоней. Вспомнить цвета. Развивать мелкую моторику, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.
Ход игры:
Раздаются карточки нужно на низать на пальцы резинки соответствующих цветов. Дети работают как по одному, так и в парах. Самый простой вариант-это раздать карточки с 1 ладошкой, со временем как дети научатся хорошо ориентироваться на руке, можно давать карточки с двумя ладошками. Для еще большего усложнения, можно дать одну карточку на двоих-руки одного ребенка а одевает другой ребенок. Игра усложняется со временем -на скорость.
Д/и «Гусеница» (2 - 3 года)
Цель: Развитие цветового восприятия у детей, мелкой моторики пальцев.
Задачи:
-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.
-развивать сенсорные способности;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
Материал: пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением гусениц.
Ход игры: раздаются карточки с изображением гусеница из частей разного цвета. Дети должны выложить крышечки на детали гусеницы.
Д/и «Догонялки» (2-3 года)
Цель: воспитывать у детей способность координировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям).
Задачи
-повышать уровень развития ребёнка;
- координировать свои действия;
-закреплять знания о цветовой гамме.
-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
-воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Ход игры
Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания.
1 вариант: ребенку необходимо продеть шнурок в произвольном порядке – мышка убегает от кошки.
2 вариант: ребенку необходимо продеть шнурок с мышкой по цветовой схеме в заданном порядке.
Д/и «Собери картинку» (2-3 года)
Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Оборудование: карточки с изображением предметов; картинки на деталях фетра, соответствующие изображениям на карточках
Ход игры: перед детьми на столе лежат детали из фетра с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на карточке.
Д/и «Прищепки» (2-3 года)
Цель: Развитие цветового восприятия, мелкой моторики пальцев.
Задачи: Учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения картинки и расположения прищепок. Вспомнить цвета. Развивать мелкую моторику, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.
Ход игры:
Раздаются карточки нужно разместить прищепки соответствующих цветов. Дети работают как по одному, так и в парах. Самый простой вариант-это раздать карточки с изображением предметов и животных, и размещать прищепки на нужных местах любого цвета в любом количестве, затем строго в точном количестве, а другой вариант необходимо разместить прищепки необходимых цветов, нужное количество как на картинке. Игра усложняется со временем -на скорость.
Д/и «Шарик» (2-3 года)
Цель: Развитие цветового восприятия, координации, ловкости.
Задачи: Учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие. Вспомнить цвета. Развивать координацию движения рук.
Ход игры:
Раздаются карточки-схемы нужно разместить шарики соответствующих цветов. Дети работают по-одному.
1 вариант: разложить шарики в сосуд с помощью щипцов по цветам в любом количестве
2 вариант: разложить шарики в сосуд с помощью щипцов по цветам в определенном количестве, по карточке схеме
Фото материал.
Уголок «Познавательное развитие»
Материал: основа ширмы из клеенки, предметные картинки на липучках - нарисованные и покрыты лаком.
Материал: основа ширмы из клеенки, предметные картинки- нарисованные покрыты лаком, элементы съемные из фетра на липучках
И еще…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС.
Данная статья будет полезна работникам дошкольного образовательного учереждения,воспитывающих детишек раннего возраста. Роль сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот в...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....
ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Опыт работы по организации оздоровления и физического развития детей раннего возраста в детском саду в свете современных требований к организации образовательной деятельности в условиях реализации фед...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в рамках реализации методического пособия «Мама рядом» к программе «От рождения до школы»»
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к таким категориям как :форма, цвет, величина. Но выполняя простейшие продуктивные задани...
Буклет Познавательное развитие детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО
Важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике....